Новосибирск 7.7 °C

Эх, прокачу!

16.02.2001 00:00:00

 Садиться в такую машину - одно удовольствие: широкая подножка, высокая кабина, передняя дверца, открывающаяся не вперед, как у современных машин, а в обратную сторону. А вот сидеть как-то непривычно: диванчик узковат, высоковат, лобовое стекло маленькое, сверху на нем маячит одинокий «дворник», с места водителя, как мне кажется, ничего не видно, кроме огромного черного капота.

Этот автомобиль называется «М-1», «эмка». Выпущен он в 38-м году и является вместе с другими машинами данной марки патриархом советского автомобилестроения.

На нашей «эмке», как рассказал мне заведующий реставрационно-конструкторской лабораторией общественной организации «Ретротехника» Александр Зверков, в конце тридцатых годов разъезжало по Новосибирску начальство НКВД. После войны машину списали. Она долго ржавела в ведомственном гараже где-то за городом. Два года назад об антикварной машине узнали энтузиасты из «Ретротехники», попросили подарить им «старую рухлядь», перегнали ее в город. В лаборатории перебрали двигатель, покрасили, отлакировали. Сейчас легендарная «эмочка» выглядит не хуже, чем новенькая. Между тем по сибирским дорогам за свою долгую жизнь она набегала ни много ни мало - полмиллиона километров.

Всего в базе данных новосибирского общественного объединения «Ретротехника» значится 341 автомобиль и 76 мотоциклов. Все они выпущены до 1950 года.

 Самый старый автомобиль в Новосибирске - американский «Крайслер» 1928 года выпуска. У него деревянные колеса. Историю о том, как раритетное авто попало в столицу Сибири, никто не знает. Вернее, с этой историей происходит сейчас детективная история, подробности которой покрыты мраком. Дело в том, что сразу три человека претендуют на право называться хозяевами старинной машины и каждый из них выдвигает свою версию того, почему именно он - законный владелец. «Крайслер» не на ходу. Хотя его можно отремонтировать.

Самый старый в городе мотоцикл «Д РАД» (Германия) был выпущен в 1926 году. Он до сих пор ездит.

Две трети коллекционных машин новосибирского клуба ретротехники - отечественные. Из импортных больше всего немецких и американских. Почти все немецкие - трофейные, приехавшие в наш город по дорогам войны.

«Lincoln Zephyr», предположительно 1944 года выпуска
 В личном гараже в одном из сел области стоит «Опель-адмирал» - немецкая машина представительского класса. Отец нынешних хозяев этого автомобильного антиквариата, на фронте бывший военным водителем-механиком, в самом конце войны захватил в плен немецкого генерала вместе с автомобилем. Отважному бойцу, пользовавшемуся особой благосклонностью начальства, позволили взять трофей себе. На нем своим ходом победитель и вернулся домой. После войны генеральская машина еще много лет возила картошку с огорода нового хозяина. Потом сломалась. Старый солдат все собирался «опель» починить, но так и не успел - умер 10 лет назад. Сейчас раритетом владеют двое его сыновей. Они тоже хотят отремонтировать авто и мечтают продать его за «большие бабки». Успеют или нет? Ведь сыновья ветерана сами уже в преклонных летах.

- Там даже на болтах выбито «opel», - рассказывает заместитель председателя «Ретротехники» Леонид Чернобай. - Это настоящая раритетная машина.

«Мерседес» 30-х годов
 Старинная машина имеет коллекционную ценность лишь в том случае, если у нее не только кузов, но и все детали «родные». Если же кузов - от одного автомобиля, двигатель - от другого, остальные запчасти - от третьего, это уже не автоантиквариат, а так, старая рухлядь. Для того, чтобы придать старым машинам цену, умельцы кустарным способом в домашних мастерских вытачивают детали, идентичные тем, которые стояли на автомобилях во времена их «молодости», используют для этого сохранившуюся техническую документацию тех лет.

Автомобильные раритеты - вещи чрезвычайно дорогие. Упомянутый выше «Крайслер», например, может стоить на рынке тысяч двадцать долларов. Правда, в сибирской глубинке вряд ли найдется на него покупатель, способный выложить такую сумму. Зато отечественным автомобильным антиквариатом у нас торгуют весьма оживленно, обмениваясь коллекционным товаром с соседними городами. «Москвич-400» 48-го года выпуска «в оригинале» (если детали его не были заменены) стоит 4 тысячи «зеленых». «Победа» «в оригинале» - в два раз дороже.

Такую машину купил недавно для своей коллекции известный новосибирский предприниматель, один из королей бензинового рынка. Они с машиной ровесники: ему 50, и ей столько же. Автомобиль «ЗИМ», известный в народе под названием «членовоз», 56-го года выпуска, если он на ходу, тянет на 120 тысяч рублей - так же, как новая хорошая иномарка. Антикварные мотоциклы тоже дороги. За «БМВ» 49-го года хозяева заламывают цену от 5 до 10 тысяч марок. Один коллекционер некоторое время назад купил чешскую «Чезетту» 50-х годов за 7 тысяч. Но это не самая дорогая модель.

«ГАЗ-67» 40-х годов
 Мода коллекционировать автомобили, давно и прочно укоренившаяся на Западе, еще не дошла до России. Тем не менее в Новосибирске есть пара-тройка не бедных любителей, имеющих в своих гаражах по нескольку автомобильных раритетов. Один наш земляк, например, собрал коллекцию антикварных «членовозов» 30-х годов: «ЗИС-101», «ЗИС-110» и более поздняя модификация - «ЗИЛ». Другой коллекционер имеет три мотоцикла: «М-72», «ИЖ-56», «ИЖ-49». Все они выпущены в конце 40-х годов. Самое интересное: они ездят. В частном владении находится и «Форд» 38-го года выпуска, на котором ездил директор Чкаловского завода. Еще один интересный экземпляр - американский «Линкольн Зефир» 44-го года выпуска. Эти машины были выпущены маленькой партией, и теперь их остались единицы во всем мире. К сожалению, новосибирский «Зефир» коллекционной ценности не имеет, так как от раритета у него только кузов. Все остальные детали от ГАЗ-51.

В собственности клуба сейчас находятся военный джип «ГАЗ-68-Б», представительская машина «М-1» и два мотоцикла: «БМВ» и «ИЖ». Два человека изъявили желание продать «Ретротехнике» «Мерседес» и «Шевроле» 30-х годов. Да вот где на них деньги найти. Иных источников, кроме «складчины» из собственных карманов, у энтузиастов из общественного объединения нет.

«Шевроле» 30-х годов. США
 Между прочим, «Ретротехника» делает еще одно благородное дело: в реставрационно-конструкторской лаборатории под руководством Александра Зверкова занимаются два десятка детей. Их родители ничего не платят за приобщение ребятишек к технике.

Возможно, скоро в «Ретротехнике» появятся грузовики. В селе Краснозерском на заброшенной машинно-тракторной станции обнаружили «ГАЗ-АА» - знаменитую «полуторку» 38-го года выпуска; «ЗИС-5» (тот самый, который во время войны возил войсковые минометы) и «ГАЗ-51». Надо только найти возможность транспортировки этих автомобильных памятников в лабораторию для реставрации.

- Грузовых машин тех времен почти не осталось, - рассказывает Леонид Чернобай. - Списанные грузовики, особенно военные, давили танками. Уцелели единицы. И то чудом.

Сейчас в реставрационно-конструкторской лаборатории «Ретротехники» восстанавливают «М-463» выпуска 30-х годов, так называемую «эмку-пикап». Это тоже очень редкая машина. Возможно, даже единственная сохранившаяся. Отреставрированный раритет, скорее всего, будет продан автозаводу в Нижнем Новгороде. Эта сделка, как надеется Леонид Чернобай, положит начало коммерческой деятельности общественного объединения «Ретротехника». На вырученные деньги члены объединения смогут осуществить свою давнюю мечту - открыть в Новосибирске музей старинной автомототехники.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: