В Новосибирске побывал мастер анимации Александр Петров. В наш город Александр Константинович приехал, чтобы поделиться с учениками анимационных школ секретами метода «ожившей живописи» и представить новосибирцам свои работы. Они получили признание не только в России, но и во всем мире. Он единственный в нашей стране аниматор, получивший «Оскара» за созданный восемь лет назад фильм «Старик и море». После этого перед художником открылись двери самых престижных киностудий. Но он продолжает творить в мастерской своего родного Ярославля.
Мультики не для детей
Александр Константинович, вы обращаетесь в своих фильмах к взрослому зрителю, а ведь мультипликация неразрывно связана с детством?
В первую очередь я работаю для самого себя. Если и думаю о зрителях в процессе создания фильма, то только о тех, кому близко то же, что и мне. Специально анимацию для детей и не делаю, и не умею. Мне хотелось бы, чтобы она детям была интересна, но понимаю, что ребенку не очень понятны философские вопросы о жизни и смерти
Мне кажется, более важно быть интересным самому себе, чем пытаться откопать в себе ребенка и встать на его место. Хотя детство это самый главный эмоциональный и визуальный багаж художника. Это клад, из которого можно бесконечно черпать ощущения, эмоции, запахи
Я завидую Юрию Норштейну, потому что он помнит в удивительных подробностях свое детство и может этим пользоваться, может восстановить ощущение, уже забытое и хранимое
Чему вы отдадите предпочтение в свободное время: художественный или анимационный фильм?
Я всеяден в этом смысле. Что касается кино, стараюсь смотреть хорошее кино, хотя и плохое тоже иногда случается
Не знаю, зачем
Но думаю, что и на плохом можно
Классика вечна
В ваших фильмах вы стараетесь передать одиночество, раскаяние, метания юной души Все ли оттенки переживаний, человеческих эмоций может передать мультипликация?
Возможности у анимации большие, но не безграничные, определенные ограничения у этой формы есть. Некоторые вещи проще выразить в игровом формате, в литературе, в музыке. Я иду путем «ожившей живописи» интуитивно. Темы, которые затрагиваю любовь, измена, наказание, возмездие, грех или чистота, выбираю отчасти бессознательно. Но это всегда то, о чем мне хотелось бы говорить, то, что меня волнует.
Это вечные темы классических произведений
Да, то, что мне интересно, лежит
Кого бы вы выделили из мультипликаторов?
Сейчас достаточно много новых имен, за которыми мне не угнаться. Я больше знаю своих сверстников, они мне ближе и понятнее, чем молодежь
У меня среди вызывающих уважение мультипликаторов приоритета нет
Хаяо Миядзаки хороший режиссер, талантливый художник, но это не значит, что аниме я считаю достойным явлением. Я предпочитаю европейское кино, больше авторскую, чем коммерческую анимацию. По пальцам можно перечесть компьютерные анимационные фильмы, которые мне нравятся. Я, может быть, в силу своего возраста больше доверяю кукольному, чем компьютерному кино, доверяю условности настоящей марионетки, нежели синтетической кукле, которая пытается быть человекоподобной, правдиво имитировать жизнь. Вообще, по моему мнению, стремление к гиперреалистичности в анимации это опасный путь, не все, но многие, особенно молодые художники,
Искусство в рекламном ролике
Художник должен быть голодным?
Не жалуюсь на свои доходы. В отличие от всяких снобов я берусь и за коммерческие проекты, которые позволяют мне не только заработать и достойно прожить, но заниматься тем, что я люблю. В общем, к тому, что художники делают рекламные фильмы, я отношусь достаточно терпимо.
Александр Константинович, остается ли в рекламных роликах, которые вы создаете, место для искусства?
Реклама это компромисс, зарабатывание денег и лишь в последнюю очередь искусство. Но все же я нахожу в этом некий полигон для испытания новых визуальных и изобразительных возможностей. Пытаюсь и в этом деле
Актёр анимационного кино
Рыбак Сантьяго из «Старик и море» срисован с вашего тестя, есть прототипы и у многих других созданных вами героев
Более половины своих персонажей
Вы кропотливо относитесь не только к визуальному образу героев, аудиальная сторона для вас тоже значима.
Композитор и звукорежиссер это ключевые люди в картине. Я им доверяю, но практически на всех этапах создания картины сам принимаю участие. Очень скрупулезно и дотошно отслушиваю все варианты музыки, аранжировки, выбираю актеров, которые будут озвучивать персонажи. Никаких случайностей не может быть.
Как вы нашли Александра Кайдановского для озвучивания героя в фильме «Сон смешного человека».
Я его не искал, сразу знал, что только он может озвучить этого персонажа. Мы были не знакомы, он не знал, кто я такой. Я два года его уговаривал, он не соглашался, отвечал, что в этой профессии уже не работает. Потом я показал ему материал, и он дал согласие. Тут же за пять минут мы все обговорили, и на следующий день в павильоне «Мосфильма» уже делали запись.
«Мне совестно заглядывать зрителям в глаза»
Важно ли для вас, как зрители воспринимают ваши фильмы?
Иногда я подглядываю за реакцией зрителя,
Нужно ли мастеру признание?
Не могу сказать за всех, хочу сказать за себя. Не то чтобы нужно, но это помогает почувствовать себя увереннее, утвердиться в том пути, по которому ты идешь, не сворачивать с него, не обращать внимание на разные соблазны, а двигаться к тому, что назначено судьбой. Может быть, в моей жизни ничего бы не изменилось, если бы не было никаких наград, признания, может быть, я продолжал бы заниматься анимацией и любил бы эту работу, потому что она доставляет мне совершенно необъяснимую радость и невыносимые муки
Но без этого трудно прожить. Когда через
Какая из наград для вас особенно значима?
Когда работаешь над фильмом, меньше всего думаешь о награде, и без того много трудностей. Но как только дело подходит к концу, не задумываясь, посылаешь фильм на фестивали. «Оскар» стал для меня неожиданной наградой и очень приятной. Как бы люди ни относились к этой премии, она остается самой престижной, и что бы кто ни говорил, все втайне мечтают ее получить Я не был исключением
Изменилась ли ваша жизнь после «Оскара»?
«Оскар» помог мне осуществить мечту. Десять лет я шел к тому, чтобы у меня была своя студия в Ярославле, ради этого переехал из Свердловска. Все напрасно, особенно если учесть время, было начало
Для себя вы рисуете, занимаетесь живописью?
Не в бровь, а в глаз
Я называю себя художником, всегда стремлюсь к тому, чтобы скинуть с себя бремя технологий, заняться чистым искусством, станковой живописью
Мне кажется, это та самая форма, ради которой художнику стоит жить.