Новосибирск 7.5 °C

Очереди исчезли. Надолго ли?

26.09.2008 00:00:00

Проблем со сдачей документов на регистрацию прав на имущество стало меньше, но есть основания считать, что это явление временное

Одним из критериев востребованности той или иной статьи являются отклики как читателей, так и официальных лиц. На публикацию «Душманы от регистрации» откликов поступило предостаточно, что свидетельствует об актуальности поднятой в ней проблемы.

Напомним, что речь в статье шла о жутких очередях в Ленинском отделе Управления Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области на Блюхера, 55. Во многом проблему с очередями создавали так называемые «Наташи»: бойкие девицы составляли списки очередников, делали переклички, тусовали фамилии в этих списках по своему усмотрению и т. п. — в общем, действовали в, казалось бы, канувших в Лету советских традициях всеобщего дефицита. В данном случае дефицитом стала своевременность получения документов, подтверждающих факт государственной регистрации собственности. А, судя по обилию откликов, с дефицитом этим столкнулись многие новосибирцы.

В своём отклике на статью жительница Затулинского жилмассива Мария Алексеевна довольно подробно и эмоционально описала свои мытарства при получении документов по приватизации квартиры. Как приходилось несколько раз приезжать на улицу Блюхера и отсиживать там чуть ли не весь день. Как в компании с таким же бедолагами ходила в ближайшее кафе и заказывала символическую закуску, лишь бы воспользоваться правом посетить туалет. Как сотрудники расположенной недалеко организации заламывали невероятные цены за срочное ксерокопирование. И как каждый раз приближающаяся её очередь по непонятным причинам отодвигалась, а перспектива попасть в желанный кабинет удалялась, как линия горизонта. Повезло ей лишь после того, как разъярившиеся посетители устроили драку с «Наташами», а когда драчунов увезла милиция, то очередники без проблем смогли сдать свои документы. Но и за результатами пришлось приезжать также не один раз: приехала в назначенный день, отстояла очередь, а документы оказались не готовы. Хорошо, инспектор сжалилась над пожилым человеком и дала свой телефон, и после предварительного созванивания долгожданные бумаги были получены. «Сейчас век компьютеров, — сетует Мария Алексеевна, — даже в вузы документы можно через Интернет подать. А здесь допотопщина какая-то!»

Кстати, об Интернете. Наша электронная версия публикации на сайте www.vn.ru также вызвала немало откликов, самый оригинальный из которых, написанный человеком, явно не понаслышке знакомым с особенностями работы регистрационной службы, звучит так: «Штатное расписание для «юстиции» утверждает сам президент России, да и до последнего времени именно он курировал деятельность охаиваемого здесь госоргана. Так что, господа из «ВН«, слабо прямо назвать виновного в очередях, отсутствии ксероксов и туалетов? Да и пригвоздить его к позорному столбу. А гадко лаять на старающихся нормально работать своих земляков — это норма». На защиту газеты, к которой были предъявлены столь необычные претензии, выступил другой участник форума: «При чём тут президент и штатное расписание? В Красноярске, например, в тех же условиях работает юстиция, а очередей и в помине нет. И в других городах. Просто работу нужно уметь организовывать».

С призывом лучше организовать работу, ссылаясь на «вечёрочную» статью «Душманы от регистрации», к руководству УФРС обратился и Юрий Павленко — заместитель председателя Комиссии по защите прав граждан, взаимодействию с правоохранительными и судебными органами, силовыми структурами Общественной палаты Новосибирской области. К письму, присланному в нашу редакцию, Юрий Сергеевич приложил копию переписки и с Новосибирской ассоциацией риелторов, которые обращались в Общественную палату «с просьбой обратить внимание на сложившуюся ситуацию в работе УФРС», и с самим Управлением Федеральной регистрационной службы.

Но самым, пожалуй, неожиданным был отклик нашего читателя Евгения Синицына, который нам сообщил, что сдал документы на оформление приватизации квартиры без всяких проблем и очередей. Причём именно на Блюхера, 55. Такое сообщение нас несказанно удивило, так как из официального ответа заместителя руководителя УФРС Светланы Рягузовой Общественной палате следовало, что Управлением «ведётся борьба с негативным явлением продажи очередей для сдачи документов» аж «с 1999 года, т. е. на протяжении всего периода деятельности регистрирующего органа». Вот поэтому звонок нашего читателя об отсутствии очередей нас так и удивил: почти десять лет боролись, а тут за три месяца всё наладилось.

За разгадкой этой шарады мы обратились к помощнику руководителя УФРС по Новосибирской области Светлане Дроздовой. Светлана Владимировна подтвердила информацию о том, что в Управлении в настоящее время проблем с подачей документов на государственную регистрацию прав и сделок практически нет. А что касается Ленинского отдела, то порекомендовала обратиться к вышедшей из декретного отпуска начальнику отдела Ларисе Луговской. В ответ на нашу просьбу поделиться с читателями «Вечёрки» теми преобразованиями, которые так кардинально улучшили работу Ленинского отдела, Лариса Николаевна, в свою очередь, попросила несколько дней для подготовки и согласования с руководством ответа — дел невпроворот. Договорились через несколько дней созвониться, но, увы, в очередном телефонном разговоре услышали категорический отказ — дел невпроворот. Закончились наши телефонные переговоры фразой Ларисы Николаевны: «Приходите и сами смотрите, как мы работаем».

Что ж, спасибо за приглашение. Пришли, посмотрели. Действительно, картина значительно отличалась о той, что мы наблюдали несколько месяцев назад. Если в мае здесь творилось что-то невообразимое, то теперь — тишь да гладь. Очередь была лишь в отсеке, где выдавали готовые документы, а в кабинеты, документы принимающие, стояло человека по два-три. На стульях лежали уже никому не нужные списки очередников — почти все успели пройти. Поинтересовавшись, сколько времени люди ждут очереди, услышали, что в кабинеты с «живой очередью» — часа два-три, а в кабинеты же, где ведётся приём по предварительной записи, и того меньше. Не видно было и пресловутых «Наташ», зато на дверях кабинетов висело следующее объявление:

«Внимание! Лица, осуществляющие запись на подачу документов на государственную регистрацию в холле или на улице, не являются работниками Федеральной регистрационной службы. В случае совершения в отношении Вас незаконных действий Вы вправе обратиться в органы внутренних дел». Неужели таким вот образом отвадили «душманов от регистрации»? Хотели расспросить заведующую отделом, но, вспомнив, что нас пригласили не для разговора, а только посмотреть, передумали.

Тем не менее экскурсия в Ленинский отдел вызвала некоторые недоумения. В официальных ответах руководителей Федеральной регистрационной службы по НСО недвусмысленно звучало, что для улучшения эффективности работы вверенной им организации не хватает очень многого: необходимого количества штатных единиц, приспособленных помещений, оргтехники и прочего, при этом упрёки в плохой организации работы категорически отвергались. А тут пришёл человек из длительного отпуска и в два счёта всё организовал. Выходит, всё-таки причина была в непродуманной организации работы? И выходит, что всё-таки справедливы были упрёки наших читателей, требования Общественной палаты Новосибирской области и жалобы Новосибирской ассоциации риелторов?

Поскольку Ленинский отдел УФРС от контактов с нашей редакцией мягко уклонился, мы обратились к другим сведущим людям, а именно в Ассоциацию риелторов. Из ответа председателя Ассоциации Игоря Зеленского следовало, что, действительно, очереди исчезли, как и «чёрные маклеры», ими торгующие, а причина столь позитивных сдвигов заключается в резком падении рынка недвижимости и соответствующем сокращении количества сделок. И как когда-то из-за ликвидации дефицита пива исчезли пивные «душманы», продающие очереди у пивных ларьков, так автоматически исчезли и регистрационные «Наташи». Вот таким образом, со слов Игоря Владимировича, просто открывался загадочный ларчик.

Что ж, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. И остаётся только посоветовать гражданам, которые ещё не приватизировали свои квартиры, поспешить: время для оформления документов сейчас самое удачное. Пока удачное, так как ведущие политики и финансисты уверяют нас, что запас прочности у России настолько велик, что нам не страшны никакие финансовые потрясения, а из этого следует, что в скором времени расцветут пышным цветом все сферы экономической деятельности, в том числе и рынок недвижимости. Остаётся лишь надеяться, что к предстоящему всплеску деловой активности успеет подготовиться и Управление Федеральной регистрационной службы по НСО, и будут у неё и интернетовская альтернатива регистрации документов, и просторные помещения, и доходчивая наглядная агитация, и необходимый штат сотрудников, и ксероксы с туалетом.

Экспресс-опрос

Где, на ваш взгляд, самые длинные очереди?

Ирина Светлова, 28 лет, менеджер:
— Самые длинные очереди в паспортном столе. Это ужас! Можно целый день просидеть в этом узком коридорчике и так и не дождаться своей очереди. Последний раз я там бывала три года назад, когда вышла замуж. Мне надо было поменять фамилию. Сколько пришлось заполнить всяких разных бумажек, сколько формальностей. Я замучилась ужасно. Теперь надо будет менять паспорт в сорок пять лет. Надеюсь, до того времени мне не придется туда наведываться.

Сергей Козаковский, 27 лет, товаровед:
— Длиннее очередей, чем в больницах, мне видеть не приходилось. Летом я травмировал руку. Несерьезно, но в травмпункт сходить надо было. В общей сложности я просидел там четыре часа. Таких историй наслушался. И то знающие люди сказали, что это еще не очень долго. Самое обидное заключалось в том, что как только очередь дошла до меня, объявили санитарный час. С часу до двух я сидел просто так. А как только санитарный час закончился, привезли дяденьку с какой-то серьезной травмой, и пришлось его пропустить без очереди. В итоге я все-таки попал в желанный кабинет. Пробыл там около десяти минут. Мне просто перебинтовали руку. Вот и получилось, что я потратил четыре с лишним часа жизни ради каких-то десяти минут.

Николай Молчанов, 44 года, финансист:
— Очень уж длинные очереди бывают в аэропорту. Когда надо ждать регистрацию, проходить таможенный контроль. Потом еще приходится долго сидеть в зале ожидания. И, наконец, не все помещаются в автобус. Приходится ждать второго. По долгу службы я частенько летаю в Москву, поэтому прекрасно знаю, что такое часы ожидания в аэропорту. Это особенно сложно для таких людей, которые не могут долго находиться на одном месте. Я как раз отношусь к их числу. Мне так мучительно дается время ожидания. Я просто как животное из зоопарка хожу туда-обратно по периметру зала и с нетерпением жду посадки. Да и в самолете четыре часа сидеть довольно скучно. Зато там можно есть и спать. Единственные развлечения.

Валерий Баршинов, 32 года, парикмахер:
— Вот, казалось бы, в больших супермаркетах много кассовых аппаратов, а очереди все равно каким-то таинственным образом возникают. И еще так обидно, когда какой-нибудь продукт долго не получается пробить. Все смотрят на тебя, как на врага народа. Типа, «вот, понабрал всего». А ведь такое может случиться с каждым.

Ксения Авраменко, 18 лет, студентка:
— Есть такое место — называется банк. Ничего против не имею, да и очереди там не самые большие. Зато там надо заполнять квитанции, а это невероятно сложно. Я эти квитанции раз по восемь заполняю. Постоянно ошибаюсь с цифрами. К тому же там вообще непонятно — куда что писать.

Новосибирцев расспрашивала Маня ЧЕРЕШНЕВА


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: