Среди основных приоритетов
30 ноября 2006 года на заседании бюро Российского союза машиностроителей принято решение о создании Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России», объединяющей представителей машиностроительного комплекса. В июне 2007 года образовано Новосибирское региональное отделение Союза машиностроителей России. В июне нынешнего года оно зарегистрировано в Управлении Федеральной службы по Новосибирской области.
В канун Дня машиностроителя мы встретились с заместителем председателя Новосибирского регионального отделения Союза машиностроителей России Виктором Жарким и попросили рассказать его о первых шагах, планах и задачах молодой организации.
(«Личное дело». Виктор Иванович Жаркий ленинградец. Окончил Харьковский авиационный институт. Работал в конструкторском бюро при Новосибирском заводе имени Чкалова, в Сибирском
Как наше слово отзовётся
Союз машиностроителей только встает на ноги, начинает активно расти, расправлять плечи. Наша задача создать мощное общественное объединение предприятий машиностроительного профиля. Цель проводить и отстаивать на всех уровнях власти интересы нашей отрасли, чтобы слово машиностроителей было не только услышано в правительстве, но и обязательно отозвалось
Что такое машиностроение объяснять долго не требуется. Эта отрасль была и должна быть ведущей, способной осуществить переход от сырьевой экономики, которой сегодня Россия живет и набирает потенциал, к инновационному развитию. Чего греха таить за годы рыночных «преобразований» мы много чего потеряли. Практически полностью станкостроение. С немалым трудом приподнимаются самолетостроение, судостроение
А стоит ли напрягаться, если отстали? Может, проще купить современное оборудование, а затем уже догонять?
Для столь огромной по территории и масштабам страны покупать все, что нам необходимо, далеко не лучший вариант не то что развития, но и самого существования. Да, мы богаты природными, сырьевыми ресурсами, но и людскими тоже, и в состоянии, даже обязаны перед следующими поколениями, превратить страну в мощную, самодостаточную, процветающую державу. У летчиков есть такое понятие «точка принятия решения». После прохождения этой точки остановить самолет, прекратить его взлет уже невозможно. Сегодня мы близки к этой точке. Мы можем остановиться остаться поставщиком энергоресурсов и сырья для развивающейся мировой экономики, а можем взлететь и стать одним из ее лидеров, поставляя на рынок высокотехнологичное оборудование и машины. Этот пока еще не взлет, только подъем начинает просматриваться. Заметно оживление и в машиностроительном комплексе, и в смежных отраслях
Кадры, как всегда, решают всё
И как идет этот оптимистический процесс?
Очень непросто. Главное сейчас, как, впрочем, и всегда, это человеческий фактор.
Это уникальное учебное заведение. Оно имеет два уровня, готовит и рабочий класс по специальностям, без которых ни одно серьезное предприятие не может обойтись,
И опять «вечная» истина: «Там, где подготовке кадров уделяют должное внимание, и дела идут на лад». Вот наше первое в городе предприятие завод «Труд». Директор его Юнус Юсуфович Ислямов яркий пример того, как руководитель сумел и коллектив сохранить, и увеличить объем производства продукции, которая востребована не только в нашей стране, но и во многих странах мира. «Сибэлектротерм» известнейшее предприятие, работающее сегодня в основном на экспорт. Между прочим, директор его Михаил Георгиевич Кузьмин председатель Новосибирского отделения Союза машиностроителей России, тоже огромное внимание уделяет подготовке кадров, формированию, сплочению коллектива. Отсюда и результаты работы предприятия. «Сиблитмаш» сохранил потенциал, наращивает объемы производства, выходит на мировой рынок. На «Элсибе» разработана мощная инновационная программа, направленная на увеличение объемов производства
вдвое. На заводе Чкалова сейчас выполняют важный государственный заказ, запущен в производство
Программа государственной важности
Что же сегодня сдерживает развитие машиностроения, что нужно сделать для его «взлета»?
К сожалению, многое. Подъему, развитию машиностроения в немалой степени мешает несовершенная система налогообложения. Взять, к примеру, налог на добавленную стоимость НДС. Для предприятий машиностроительного комплекса он порой является настоящим тормозом. Сейчас Союз машиностроителей России готовит обращение к председателю правительства Российской Федерации В. В. Путину о необходимости снижения ставки НДС до 12 процентов. Вот что, например, пишет генеральный директор ПО «Север» А. Ю. Храмов: «Высокие налоговые отчисления отягощают экономику предприятий, отвлекают из оборота средства, что отрицательно влияет на темпы развития. В структуре налоговых начислений по ФГУП ПО «Север«
Аналогичные письма в нашем союзе и от генеральных директоров ОАО «Тяжстанкогидропресс« В. А. Арановского, холдинговой компании
На мой взгляд, надо разработать и принять национальную программу развития машиностроения в России, не менее фундаментальную, чем по здравоохранению, жилищному строительству и образованию. И такая работа, по нашим сведениям, идет в Центральном совете машиностроителей. Так что, когда мне задают вопрос: «А есть ли у отечественного машиностроения будущее?», я уверенно отвечаю: «Есть!» В нашей области система так называемой субконтрактации, или, проще говоря, кооперации. Смысл уходить от «натурального хозяйства», когда на каждом, тем более крупном предприятии было все и гальваника, и «механика», и метизное производство А почему не делать так, как на Западе, концентрация высокотехнологичного производства и кооперация с малыми предприятиями, выполняющими специализированные заказы?
Словом, нам есть над чем работать.
Что касается Дня машиностроителя, то это для всех, кто связан с производством, большой и радостный праздник. У нас он состоится на «Сибсельмаше», где планируется большая встреча представителей новосибирских предприятий. Первый