80 лет назад в нашем городе гастролировал великий русский певец Леонид Собинов
«Вы солнца луч, согревший нас»
Удивительно, но горожанам просто везло на талантливых, одаренных людей, почтивших своим вниманием наш провинциальный город. Уже летом 1902 года, когда
Через четыре года Новониколаевск посетила знаменитая певица, исполнительница романсов и русских песен «несравненная» Анастасия Вяльцева. Ее концерты проходили уже в летнем саду «Альгамбра», где до этого выступали другие знаменитые артисты. А вот выдающийся русский певец Леонид Собинов в 1910 году проехал мимо Новониколаевска. Его импресарио посчитал, что город не заслуживает внимания великого артиста. Однако в 1928 году наши пути
«Голос его прямо золотой »
К тому времени имя певца было всемирно знаменито. Он гастролировал не только по России, но и пел в миланском театре Ла Скала,
Другая итальянская газета писала: «Он пел с грацией, нежностью, легкостью, которые, уже начиная с первой сцены, завоевали ему всеобщее расположение публики. У него голос чистейшего тембра, ровный, глубоко западающий в душу, голос редкий и драгоценный, которым он управляет с редким искусством, интеллигентностью и вкусом».
Кто бы мог подумать, что помощник присяжного поверенного известного адвоката Плевако (Собинов закончил юридический факультет Московского университета) станет оперным певцом. Да и обстановка в родительском доме никак не располагала к занятию искусством. Отец был суров характером. Он развозил муку по губерниям, служа у одного купца. Мать Собинова хорошо исполняла народные песни и учила петь сына.
Леонид родился в Ярославле, там же закончил гимназию. Уже на родине он начал «подпевать» в духовном гимназическом хоре. Во время учебы в университете все время пел в двух студенческих хорах духовном и светском. Одновременно стал заниматься вокалом в филармоническом училище.
После окончания учебы Леонид Собинов всецело отдался своей любимой профессии, был выбран в состав московской адвокатуры. Пение для него стало лишь хобби.
«Обладая великолепными качествами певца, музыканта и драматического актера и редким сценическим обаянием, а также особой, неуловимой, «собиновской« грацией, писала о нем известная певица Катульская, Леонид Витальевич Собинов создал галерею образов, явившихся шедеврами оперного исполнительства». Он исполнил партии Ленского («Евгений Онегин» Чайковского), Владимира Игоревича («Князь Игорь» Бородина), князя («Русалка» Даргомыжского), царя Берендея («Снегурочка»
После Февральской революции Леонид Собинов становится художественным руководителем Большого театра. 13 марта на торжественном открытии спектаклей певец, обращаясь со сцены к публике, сказал: «Сегодняшний день самый счастливый день в моей жизни. Я говорю от своего имени и от имени всех моих товарищей по театру, как представитель действительно свободного искусства. Долой цепи, долой угнетателей! Если раньше искусство, несмотря на цепи, служило свободе, вдохновляло борцов, то отныне, я верю, искусство и свобода сольются воедино».
После Октябрьской революции артист категорически отказался эмигрировать за границу. Его назначили вначале управляющим, а затем комиссаром (директором) Большого театра в Москве.
«Город замечательный «строящийся»
Но Собинова не устраивала административная работа, он хотел петь. Поэтому колесил по всей стране: Свердловск, Пермь, Киев, Харьков, Тбилиси, Баку, Ташкент, Ярославль и столица Сибири Новосибирск.
К нам великий оперный певец приехал в августе 1928 года. На афишах сообщалось: «Сибгостеатр. Пятница, 17 августа, и воскресенье, 19 августа. Два концерта народного артиста республики Леонида Собинова. Начало первого концерта в 8 часов вечера, второго концерта в 10 часов вечера. Оставшиеся билеты в кассе Сибгостеатра с 12 ч. до 14 ч. и с 17 ч. до 21 ч. вечера». «В 8 часов и 10 часов 19 августа концерт Собинова. По заявкам ФЗ и МК отпуск билетов со скидкой 30% производится вне очереди».
Из Новосибирска Собинов отправил несколько писем родным и близким. Погуляв по городу, Леонид Витальевич поделился своими впечатлениями с женой и дочерью: «Вот я и в Новосибирске Город замечательный «строящийся». Всюду громадные здания и пустыри, да готовая планировка. Гостиница «Центральная« совсем столичная громадная, блеск и чистота. День чудесный, а ночь была холодная и туманная».
Действительно, здание «Центральной» гостиницы, или «Доходного дома» (ныне памятник архитектуры, в нем расположены супермаркет «Зебра», магазин «Аркада» и т. д.), было в то время только что выстроено и являлось достопримечательностью столицы Сибири.
На следующий день он написал родным: «Пел я вчера замечательно в обоих сеансах. Между прочим, был новый номер: романс Денца со скрипкой. Файнгет отлично сопровождал мое пение. Вот, к сожалению, народу было маловато. Такой уж, говорят, город, да и публика еще на даче »
Нагрузка у певца была большая: «два сеанса» это два вечерних концерта в 8 часов вечера и в 10 часов почти без перерыва. Новый номер романс итальянского композитора Луиджи Денца «Шепнув: прости » А Файнгет это скрипач, который сопровождал на гастролях великого тенора.
Жаль, конечно, что у Собинова сложилось не очень лестное мнение о горожанах: «такой уж, говорят, город». Понятно, что знаменитому русскому певцу, которому рукоплескала вся Европа, обидно было видеть полупустой
Среди друзей Собинова был артист театра «Красный факел» Матвей Кириков. Он был поражен «собиновским необыкновенной красоты голосом» еще в 1897 году, когда тот исполнял партию Синодала в опере Рубинштейна «Демон». « Он, несомненно, был красивее и звучал лучше, чем даже голос тогдашнего короля теноров итальянца Анджело Мазини», вспоминал Кириков.
В 1934 году Леонид Витальевич стал заместителем руководителя художественной частью Оперной студии Станиславского. В этом же году он поехал за границу подлечиться, но внезапно умер в Риге в ночь с 13 на 14 октября.
P. S.