А сегодняшняя тема детские загадки. Точнее, книжка новосибирского журналиста Николая Зайкова «Дачные загадки. Для детей
На ногах стою нетвёрдо
И качаюсь, хвост задрав.
Облизала мама морду
И ругается:
Будь, сыночек мой, прилежней
И отважнее в бою».
А я добрый, а я нежный,
Я кусаться не люблю!
Даже совсем маленький читатель поймёт, что речь идёт о щенке. Но ему, возвратившемуся в Новосибирск, следует догадаться и о том, что герой загадки не городской щенок, который, собственно, и не имеет «природных врагов» в редкой квартире одновременно держат собак и кошек. А уж петухов или гусей, свиней или бычков в городских квартирах точно нет. Но он может вспомнить сельский двор, который видел летом: у каждого его жителя есть свои «квадратные метры», которые тот должен уметь защищать. Гусь шипит и вытягивает шею, коза угрожает рогами, свинья рылом спихивает с пути, а петух истошно кричит и суетится
Тяжело придется
Городской ребенок наслышан о лесных животных, но видит их редко разве что в зоопарке. Но в нашем чудесном зоологическом саду, попадая туда пару раз в год с папой или мамой, малыш, конечно же, в первую очередь восхищается мощью медведя, грацией тигра, артистичностью обезьян, и ему (как и взрослым) уже недостает эмоциональных сил на любование истинно детскими животными ёжиком, зайцем, лисой или той же черепахой. Как правило, уже спустя час после активного общения с миром зверей ребенок настолько истощает свою нервную систему положительными чувствами, что родители дают ему передышку кто в виде мороженого, кто в виде подзатыльника. А летом на дачах и в деревнях многие ребятишки имеют возможность подкармливать тех же ёжиков, возиться с черепахами, иногда и с кроликами. А уж лягушек, ящериц, гусениц таскает каждый. Воображение шестилетнего человечка как бы вспухает на природе: ему мнится даже то, чего нет. А то, что видел воочию, запоминает на всю жизнь. Вот он читает загадочные стишки:
У зелёной ёлочкиНаряд ужасно колок -
Острые иголочки,
Тысячи иголок.
Я гляжу с завалинки:
Выполз
Кто-то
маленький,
Но такой же колкий.
Дед! Не вру нисколечко,
Не был я спросонок:
Родился у ёлочки
Глазастенький елёнок.
Конечно, в вечерней тишине именно
Животные в книжке Николая Зайкова наделены не только сказочной узнаваемостью, но и нежными, почти человеческими чувствами. Вот тот же ёжик оказывается на ромашковой поляне, среди цветов, на которых обычно влюблённые девочки и мальчики гадают, отрывая лепестки. Ромашек много,
Угадаю, молвил тихо, -
Влюблена в меня ежиха
Или в злого барсука!»
Напрасно взрослые думают, что любовь это нечто для детей запретное. Они ведь с первых дней только и слышат: любимый мой, как я тебя люблю, любовь моя.
Конечно, в книге много загадок о простых вещах. Морковка. О ней, казалось бы, есть загадка на все времена: красная девица спряталась в темнице, зелёная коса наружу. Но автор сравнивает морковку с сосулькой, что, может быть, тоже не ново, но ведь летом осваивающий мир малыш иногда с грустью и недоверием вспоминает ледяную зиму и солнечную весну. Это нам, взрослым, смена времен года приелась донельзя, а мальчики и девочки ещё сомневаются, наступит ли новая зима, или лето останется навсегда. И вот им читают загадку:
Внутри зелёных грядокРастёт красным-красна
И радует ребяток
И зайчиков она.
Весной под каждой крышей,
Прозрачна и остра,
Дразня плохих мальчишек,
Растёт её сестра.
Загадочные стишки дают возможность поговорить с ребенком и о секретах русского языка. Вот, например, как автор описывает дождь, используя омонимы (одинаково звучащие, но разные по значению слова):
Бежит косой,Хоть он не заяц,
И воздух режет,
Как коса,
И, в косы длинные
Сплетаясь,
С землей сшивает
Небеса.
Любая детская книжка от имени мира взрослых исполняет воспитательную функцию. Мало поощрить человечка в его неустанном познании вселенной, надо и обозначить некоторые нравственные ориентиры на понятном ребёнку «автономном» языке.
Пенье птиц и шелест струек,Игры старые в индейцев
Не волнуют тех фуфуек,
Этих самых эхехейцев.
Не люблю я айяяек,
Не люблю я ойёёков -
Начинающих лентяек,
Непытливых лежебоков.
Книжки умные
Думай весело и бойко,
И не станешь айяяйкой,
И не будешь оххохойкой.
Отдельная глава стихотворная сказочка «Страна Арбузия», в которой дети получают небольшой словообразовательный урок. Не углубляясь в лингвистические дебри, автор просто показывает, как много новых и разных значений можно почувствовать в сладком слове «арбуз». Найдут здесь для себя нечто любопытное и взрослые. Вот, например, как выглядит в сказке король Арбузон Ноль Ноль Десятый:
Арбузон, смеясь щекасто,С наслажденьем ест арбузы,
А в другое время часто
Попадает он в конфузы.
То вдруг свалится в канавы,
Проломивши мостик с треском,
То для собственной забавы
Дирижирует оркестром.
Он большой любитель ложек
Деревянных, но не кушать:
Бьёт по лысинам прохожих,
Чтобы звон голов послушать.
Но король незлобный малый,
Ненавидит тюрьмы, плети.
Случай просто небывалый
За четыреста столетий.
«Дачные загадки» будут полезны не только родителям, но и учителям их можно использовать во внеклассной и кружковой работе, при проведении предметных недель, а также в детских дошкольных учреждениях. В общем, спасибо автору и ЗАО «Сибирское университетское издательство».