Новосибирск 2.3 °C

Что запуталось в сетях?

09.10.2008 00:00:00

Опрос, проведенный мной среди новосибирских покупателей, привел к нескольким любопытным выводам.

Наибольшее предпочтение сетевых магазинов наблюдается у наиболее обеспеченной и молодой части населения, заезжающей в них «затариться» раз в неделю, чтобы затем по мере надобности открывать только свой холодильник. Меньше любви к сетевикам в семьях с детьми, которым нужен свежий творожок, сметанка и молочко без консервантов. И уж совсем индифферентное отношение к сетям у старшего и, как правило, наименее обеспеченного поколения. Как правило, жалобы связаны с необходимостью разбираться с ценниками и скидками, после чего пожилые люди, как правило, понимают, что сетевые цены ничем не отличаются от цен в близлежащем с домом магазинчике (если он, конечно, еще существует и не превращен в обувной, косметический или мебельный), а ассортимент намного лучше.

Но самое главное — там продукция свежее. На что, согласитесь, трудно надеяться, если продукт (например, молоко из Томска) имеет месячный срок хранения. Заботу о своем желудке трудно назвать патриотической, поэтому приверженность местным товаропроизводителям у новосибирцев можно смело назвать сугубо эгоистической.

Впрочем, как и желание выжить в борьбе за место на прилавках местных производителей, впрочем, вполне соответствующее эгоистической тенденции самосохранения и сохранения продуктовой самостоятельности нашего региона, и продуктовой самостоятельности всей нашей страны.

Большие сетевые магазины с их огромными объемами продаж и собственным развозом товаров по магазинам (что, понятно, снижает транспортные расходы производителей — а бензин-то нынче почем?) чрезвычайно привлекательны для всех товаропроизводителей. Вот только войти в сети для них — большая проблема. Для многих — часто не разрешимая.

Говорит Татьяна Буденная, генеральный директор ООО «Витта»:

— Цена за вход в некоторые сетевые магазины достигает полумиллиона. Но рассчитываются за проданный товар сетевики очень плохо. Расчетный период в сетевом магазине не меньше 40 дней. Но даже при таком большом сроке, например, у меня на столе лежит множество неоплаченных счетов и судебных исков к сетевикам, потому что они не рассчитываются и по четыре, и по шесть месяцев. Мы вынуждены постоянно судиться с магазинами. Совершенно непонятно, почему производители должны кредитовать торговлю? Почему сложилась такая практика?

В «Законе о правах потребителя» прямо сказано, что «продавец обязан предоставлять покупателю возможность выбора товара», но на деле сетевые магазины такого выбора покупателю просто не дают.

А ценовой демпинг, постоянно применяемый в сетях? Если себестоимость бутылки водки сегодня 60 рублей (из них налогов 40 рублей), а сетевики у себя в магазинах продают кабардино-балкарскую водку по 60 рублей, о какой конкуренции и поддержке местного товаропроизводителя можно говорить? Как в таких условиях можно работать или увеличивать объемы? Демпинг цен привел к тому, что у нас в области закрылись такие крупные производители, как ВИНАП, «Каолви», завод по производству спирта… Они не смогли сохраниться, работая себе в убыток.

Если говорить о необходимости разрабатываемого сегодня в правительстве «Закона о внутренней торговле», то почему-то в Кемеровской области отсутствие такого закона не мешает Аману Тулееву негласно требовать от розницы сохранения в магазинах доли местных производителей в 75–80%, а иначе магазин теряет лицензию. И при всей востребованности нашей продукции в Кемеровской области мы больше не торгуем там. Больше того, нам звонят из магазинов и просят забрать нашу, ранее заказанную продукцию, потому что нарушается это процентное соотношение, ведь мы не местные производители!

На что ей отвечает коммерческий директор сети «Пятерочка» Роман Загуменный:

— Наши претензии к местным производителям такие: непостоянное качество; непостоянная цена (местные производители чаще повышают цену, чем федеральные) и нарушение времени завоза.

Если говорить о так называемой цене за вхождение в сеть (не говоря уж о том, что она не так велика и уж точно не полмиллиона), то, начиная работать с товаром нового производителя, мы, предлагая покупателю новый товар из той же группы, должны быть уверены в не меньшей эффективности этих продаж, отказываясь от продуктов предыдущего производителя. Ведь из-за недостатка места у нас нет возможности выставлять оба товара рядом.

В целом наценка на товар местных производителей меньше на 10%, чем наценка на товары федеральных производителей. Что касается требований к упаковке, то, наверное, они понятны — не мы же будем паковать товар и ставить штрихкоды!

Что касается сроков оплаты, то в нашем магазине они не превышают 40 дней. А в некоторых случаях, например, при расчете за хлебобулочные изделия, еще меньше. У супермаркетов прибыльность выше, потому они и рассчитываются быстрее нас. К тому же сегодня все, и мы тоже, столкнулись с проблемой кадров. А это значит, что надо увеличивать зарплаты, надо строить общежития, а это все связано с затратами…

Ассортимент магазина на 50% формируют потребители. Если они спрашивают какие-то группы продуктов, то мы их начинаем продавать. Конечно, на одного человека или на двух мы внимания не обратим, но когда, например, 20% посетителей магазина спросят именно эту продукцию, мы будем завозить её.

Что касается маленьких магазинов, которым, как считается, трудно конкурировать с сетевыми, то каждый из них должен найти свою нишу, грамотно позиционировать себя перед потребителями. Как только они найдут свой подход к покупателям, эти проблемы исчезнут. Смотрите, на Западе наряду с сетевыми магазинами продолжают сохраняться маленькие!

Нет сомнений, диктовать частнику, как строить свои отношения с производителями или устраивать бизнес, сегодня невозможно. Лариса Яркова, начальник управления по регулированию потребительского рынка и сферы услуг Новосибирской области, имеет свой взгляд на эту проблему (тем более важный, что именно её местные производители называют человеком, который, вникая в их проблемы, находит реальные пути решения):

— Начну с того, что сетевые магазины появились у нас не больше трех лет назад, потому пока трудно всем. Что касается платы за вхождение, то за все это время не было ни одного обращения в ФАС (Федеральную антимонопольную службу). Напрашивается вопрос: почему, если все так плохо, как жалуются производители, никто не пытается эту практику прекратить?

«Закон о внутренней торговле», который рассматривается в правительстве, действительно очень нужен для регулирования цен товаров первой необходимости. Не на все товары, конечно, потому что торговля тоже должна как-то развиваться и зарабатывать деньги на свое развитие.

Сетевые магазины заставляют производителей находить новые подходы, использовать цивилизованные способы торговли. Смотрите, сегодня покупателям нужна хорошая упаковка продукта — именно ее и требуют покупатели и… магазины! Нужны свежие и качественные продукты — и этого тоже требуют магазины, которые отслеживают качество поставляемой продукции очень жестко. Кстати, ниша плодоовощной продукции пока свободна, и производителям нужно поторопиться ее занять.

Если говорить о сложностях поставки в сети, то надо вспомнить, что всего в области 10 тысяч стационарных предприятий торговли, из которых только 238 сетевых.

Понятно, что работать с сетевыми магазинами производителям удобнее. Но возможность торговать в небольших магазинах, находить свою покупательскую нишу, своего потребителя у местных производителей никто не отнимает. Да, это сложнее и требует создания специальной маркетинговой службы, специальной логистической сети по развозу товара в маленькие магазины, но без этого сегодня развитие бизнеса невозможно…

Подытожу высказанные выше мнения своими наблюдениями и наблюдениями знакомых покупателей от станции «Студенческой» до «Карла Маркса». Магазинов шаговой доступности в этом районе практически нет. Те три больших продовольственных магазина, что были когда-то на проспекте Маркса, превращены в промтоварные. Из обуви, которая продается в них, в меру собственной фантазии, конечно, можно варить виртуальные супы и похлебки и жарить дорогие и невкусные азу и бефстроганов, но в реальности хочется чего-нибудь повкуснее.

Замечу, что исчезновение больших и востребованных продуктовых магазинов с проспекта, понятно, связано с меньшей прибыльностью продуктовой розницы по сравнению с непродовольственной. Как иначе это можно объяснить? Вот рынок все по местам и расставил. Беги, покупатель, за продуктами квартал или два, на параллельные улицы — так повелела железная рука рынка!

Но если вспомнить о таком бухгалтерском термине, как капитализация предприятия, который говорит о прибыльности данного бизнеса с точки зрения профессионалов, то капитализация любой производственной компании, производящей продукты с годовым оборотом в миллиард, оценивается в сумму меньше миллиарда. Примерно на треть. А вот капитализация розничной сети, продающей продукты с тем же годовым оборотом в один миллиард, оценивается уже в два-два с половиной миллиарда. Цифры, весьма наглядно иллюстрирующие, насколько выгоднее сегодня торговать, чем производить продукты.

И с этой точки зрения, производитель сегодня изначально имеет гораздо меньше ресурсов, чтобы довезти и представить свою продукцию в магазине. Да еще и не в одном, потому что партии должны быть маленькие, как, впрочем, и цена. И все это при постоянно растущих ценах на горючее.

Что же касается выбора и формирования собственного мнения покупателей, то в сегодняшних условиях это просто смешно. Ехать за несколько остановок именно в тот магазин, где до сих пор сохранился большой выбор морской рыбы (сетевые магазины не любят этот сегмент торговли), а потом в другой, где продают любимый купинский творог и сметану? Не смешите! Именно в таких случаях покупатели вспоминают библейское: не хлебом единым, — и посылают потребности и желания своего организма куда подальше.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: