Опрос, проведенный мной среди новосибирских покупателей, привел к нескольким любопытным выводам.
Наибольшее предпочтение сетевых магазинов наблюдается у наиболее обеспеченной и молодой части населения, заезжающей в них «затариться» раз в неделю, чтобы затем по мере надобности открывать только свой холодильник. Меньше любви к сетевикам в семьях с детьми, которым нужен свежий творожок, сметанка и молочко без консервантов. И уж совсем индифферентное отношение к сетям у старшего и, как правило, наименее обеспеченного поколения. Как правило, жалобы связаны с необходимостью разбираться с ценниками и скидками, после чего пожилые люди, как правило, понимают, что сетевые цены ничем не отличаются от цен в близлежащем с домом магазинчике (если он, конечно, еще существует и не превращен в обувной, косметический или мебельный), а ассортимент намного лучше.
Но самое главное там продукция свежее. На что, согласитесь, трудно надеяться, если продукт (например, молоко из Томска) имеет месячный срок хранения. Заботу о своем желудке трудно назвать патриотической, поэтому приверженность местным товаропроизводителям у новосибирцев можно смело назвать сугубо эгоистической.
Впрочем, как и желание выжить в борьбе за место на прилавках местных производителей, впрочем, вполне соответствующее эгоистической тенденции самосохранения и сохранения продуктовой самостоятельности нашего региона, и продуктовой самостоятельности всей нашей страны.
Большие сетевые магазины с их огромными объемами продаж и собственным развозом товаров по магазинам (что, понятно, снижает транспортные расходы производителей
Говорит Татьяна Буденная, генеральный директор ООО «Витта»:
Цена за вход в некоторые сетевые магазины достигает полумиллиона. Но рассчитываются за проданный товар сетевики очень плохо. Расчетный период в сетевом магазине не меньше 40 дней. Но даже при таком большом сроке, например, у меня на столе лежит множество неоплаченных счетов и судебных исков к сетевикам, потому что они не рассчитываются и по четыре, и по шесть месяцев. Мы вынуждены постоянно судиться с магазинами. Совершенно непонятно, почему производители должны кредитовать торговлю? Почему сложилась такая практика?
В «Законе о правах потребителя» прямо сказано, что «продавец обязан предоставлять покупателю возможность выбора товара», но на деле сетевые магазины такого выбора покупателю просто не дают.
А ценовой демпинг, постоянно применяемый в сетях? Если себестоимость бутылки водки сегодня 60 рублей (из них налогов 40 рублей), а сетевики у себя в магазинах продают
Если говорить о необходимости разрабатываемого сегодня в правительстве «Закона о внутренней торговле»,
На что ей отвечает коммерческий директор сети «Пятерочка» Роман Загуменный:
Наши претензии к местным производителям такие: непостоянное качество; непостоянная цена (местные производители чаще повышают цену, чем федеральные) и нарушение времени завоза.
Если говорить о так называемой цене за вхождение в сеть (не говоря уж о том, что она не так велика и уж точно не полмиллиона), то, начиная работать с товаром нового производителя, мы, предлагая покупателю новый товар из той же группы, должны быть уверены в не меньшей эффективности этих продаж, отказываясь от продуктов предыдущего производителя. Ведь
В целом наценка на товар местных производителей меньше на 10%, чем наценка на товары федеральных производителей. Что касается требований к упаковке, то, наверное, они понятны не мы же будем паковать товар и ставить штрихкоды!
Что касается сроков оплаты, то в нашем магазине они не превышают 40 дней. А в некоторых случаях, например, при расчете за хлебобулочные изделия, еще меньше. У супермаркетов прибыльность выше, потому они и рассчитываются быстрее нас. К тому же сегодня все, и мы тоже, столкнулись с проблемой кадров. А это значит, что надо увеличивать зарплаты, надо строить общежития, а это все связано с затратами
Ассортимент магазина на 50% формируют потребители. Если они спрашивают
Что касается маленьких магазинов, которым, как считается, трудно конкурировать с сетевыми, то каждый из них должен найти свою нишу, грамотно позиционировать себя перед потребителями. Как только они найдут свой подход к покупателям, эти проблемы исчезнут. Смотрите, на Западе наряду с сетевыми магазинами продолжают сохраняться маленькие!
Нет сомнений, диктовать частнику, как строить свои отношения с производителями или устраивать бизнес, сегодня невозможно. Лариса Яркова, начальник управления по регулированию потребительского рынка и сферы услуг Новосибирской области, имеет свой взгляд на эту проблему (тем более важный, что именно её местные производители называют человеком, который, вникая в их проблемы, находит реальные пути решения):
Начну с того, что сетевые магазины появились у нас не больше трех лет назад, потому пока трудно всем. Что касается платы за вхождение, то за все это время не было ни одного обращения в ФАС (Федеральную антимонопольную службу). Напрашивается вопрос: почему, если все так плохо, как жалуются производители, никто не пытается эту практику прекратить?
«Закон о внутренней торговле», который рассматривается в правительстве, действительно очень нужен для регулирования цен товаров первой необходимости. Не на все товары, конечно, потому что торговля тоже должна
Сетевые магазины заставляют производителей находить новые подходы, использовать цивилизованные способы торговли. Смотрите, сегодня покупателям нужна хорошая упаковка продукта именно ее и требуют покупатели и магазины! Нужны свежие и качественные продукты и этого тоже требуют магазины, которые отслеживают качество поставляемой продукции очень жестко. Кстати, ниша плодоовощной продукции пока свободна, и производителям нужно поторопиться ее занять.
Если говорить о сложностях поставки в сети, то надо вспомнить, что всего в области 10 тысяч стационарных предприятий торговли, из которых только 238 сетевых.
Понятно, что работать с сетевыми магазинами производителям удобнее. Но возможность торговать в небольших магазинах, находить свою покупательскую нишу, своего потребителя у местных производителей никто не отнимает. Да, это сложнее и требует создания специальной маркетинговой службы, специальной логистической сети по развозу товара в маленькие магазины, но без этого сегодня развитие бизнеса невозможно
Подытожу высказанные выше мнения своими наблюдениями и наблюдениями знакомых покупателей от станции «Студенческой» до «Карла Маркса». Магазинов шаговой доступности в этом районе практически нет. Те три больших продовольственных магазина, что были
Замечу, что исчезновение больших и востребованных продуктовых магазинов с проспекта, понятно, связано с меньшей прибыльностью продуктовой розницы по сравнению с непродовольственной. Как иначе это можно объяснить? Вот рынок все по местам и расставил. Беги, покупатель, за продуктами квартал или два, на параллельные улицы так повелела железная рука рынка!
Но если вспомнить о таком бухгалтерском термине, как капитализация предприятия, который говорит о прибыльности данного бизнеса с точки зрения профессионалов, то капитализация любой производственной компании, производящей продукты с годовым оборотом в миллиард, оценивается в сумму меньше миллиарда. Примерно на треть. А вот капитализация розничной сети, продающей продукты с тем же годовым оборотом в один миллиард, оценивается
И с этой точки зрения, производитель сегодня изначально имеет гораздо меньше ресурсов, чтобы довезти и представить свою продукцию в магазине. Да еще и не в одном, потому что партии должны быть маленькие, как, впрочем, и цена. И все это при постоянно растущих ценах на горючее.
Что же касается выбора и формирования собственного мнения покупателей, то в сегодняшних условиях это просто смешно. Ехать за несколько остановок именно в тот магазин, где до сих пор сохранился большой выбор морской рыбы (сетевые магазины не любят этот сегмент торговли), а потом в другой, где продают любимый купинский творог и сметану? Не смешите! Именно в таких случаях покупатели вспоминают библейское: не хлебом единым, и посылают потребности и желания своего организма куда подальше.