Новосибирск 2.8 °C

«На приёме у юриста. Семейное право»

21.10.2008 00:00:00

(Продолжение. Начало 7.10.2008 года, N 191)

Права несовершеннолетних детей

Нормы права, непосредственно посвященные правам несовершеннолетних детей в семье, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием нового Семейного кодекса (далее — СК). По КоБС (Кодекс о браке и семье) права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей, при этом дети в силу своей недееспособности (то есть отсутствия способности приобретать права и создавать юридические обязанности) часто оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении объектов родительской заботы. Включение в СК отдельной главы 11, посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось важным шагом на пути преодоления такого подхода. С 15 сентября 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ данная Конвенция является частью российского законодательства, ее нормы, которые не были инкорпорированы во внутреннее законодательство, подлежат непосредственному применению. В случае противоречия между нормами Конвенции и другими внутренними актами применяются нормы Конвенции. В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка, которого Конвенция рассматривает как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к их самостоятельному осуществлению и защите. Такой же подход к проблеме прав ребенка содержится и в СК.

Право ребёнка жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК)

Определение понятия ребенка дается в статье 1 Конвенции ООН о правах ребенка и в п. 1 ст. 54 СК. По российскому законодательству ребенком является лицо, не достигшее 18 лет, то есть возраста гражданского совершеннолетия (ст. 21 ГК). Признание судом ребенка полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, в том числе его эмансипации (если он вступил в брак или имеет самостоятельный заработок), не влияет на возможность рассматривать его в качестве ребенка.

Что же касается обязанностей ребенка в семье, то они определяются только нормами нравственности, поскольку понудить его к их исполнению с помощью закона невозможно (здесь уже действуют педагоги, психологи).

Семья — естественная среда обитания ребенка, именно здесь закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека. К тому же семья для ребенка — это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему из важнейших прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье, предусмотренное п. 2 ст. 54 СК. Это право прежде всего заключается в обеспечении ребенку возможности жить и воспитываться в семье. Поэтому одним из основных принципов семейного законодательства (ст. 1 СК) является защита права ребенка на семейное воспитание. При этом имеется в виду прежде всего собственная семья, которую образуют родители. В этой ситуации законодательство, как правило, выполняет чисто охранительную функцию, ограждая семью от незаконных посягательств извне и воздерживаясь от вмешательства в семейную жизнь. Однако в случае нарушения прав ребенка в семье приходится прибегать к методам более активного воздействия на семью, вплоть до ограничения или лишения родительских прав.

В отношении детей, лишившихся по каким-то причинам своей семьи, обеспечение права на воспитание в семье означает то, что при выборе форм воспитания детей преимущество отдается семейным формам — передаче на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна (попечителя). Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети передаются на воспитание в детские учреждения (согласно ст. 123 СК).

Ребенок имеет право, насколько это возможно, знать своих родителей (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка). Это право ограничено прежде всего тем, что в некоторых случаях получение сведений о родителях невозможно, например, если ребенок был найден (бродячий сюжет в мировой классической литературе от Г. Филдинга до наших дней). До сих пор остается спорным вопрос о том, в какой мере соответствует праву знать своих родителей тайна усыновления и тайна биологического происхождения ребенка при применении искусственной репродукции человека.

В этой же ст. 54 СК закреплено право ребенка на заботу со стороны родителей, которое служит предпосылкам удовлетворения его жизненно важных потребностей. Под заботою следует понимать все виды помощи ребенку (обеспечение питанием, лечением, одеждой, учебными пособиями и т.п.).

Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением, когда это противоречит его интересам), в том числе и в том случае, когда родители и ребенок проживают на территории различных государств. В соответствии со ст. 10 Конвенции ООН о правах ребенка государства-участники обязаны содействовать воссоединению разъединенных семей (известно, до каких трагедий доходят споры, если государство не присоединилось к Конвенции и его законодательство слепо защищает бывшего супруга, удерживающего ребенка насильно).

Согласно п. 2 ст. 20 ГК местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства родителей. Согласно п. 28 Правил регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей, близких родственников, а также свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет осуществляется на основании их свидетельства о рождении.

Указанные правила распространяются только на подростков, не достигших 16 лет, по достижении 16 лет регистрационный учет подростка реализуется на основании его паспорта.

Место жительства ребенка при раздельном жительстве родителей определяется соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор решается судом.

Если право ребенка воспитываться в семье носит более общий характер, связано с ролью семьи в становлении личности, то при наделении ребенка правом на воспитание своими родителями акцент делается на том, с чьей стороны должна исходить забота о детях.

Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Такое право включает в себя и создание предпосылок для развития творческих начал личности ребенка, его индивидуальных способностей.

Уважение человеческого достоинства ребенка в семье — неотъемлемая часть его надлежащего воспитания. Провозглашая такое право, СК определяет одно из главных направлений семейного воспитания, формулирует принципиально важный критерий разрешения разного рода споров по воспитанию детей.

Право ребёнка на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК)

Условием полноценного воспитания детей является постоянный контакт с родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Но данное право ребенка общаться с родителями и родственниками может осложняться разрывом семейных связей из-за расторжения брака или признания его недействительным, однако этот факт на права ребенка не влияет. Проблема общения с обоими родителями обычно возникает в случаях, когда несовершеннолетний проживает с лицами, их заменяющими (опекунами, приемными родителями), либо постоянно находится в одном из государственных учреждений, однако если общение с родителями таит в себе угрозу воспитанию ребенка, можно его запретить или отложить на время. Например, если родитель страдает хроническим алкоголизмом, наркоманией, тяжелым психическим заболеванием.

Существование права ребенка на общение с обоими родителями означает также, что он обладает правом на общение с тем из них, который проживает отдельно. Это право часто нарушают родители из чувства ненависти и мести друг к другу.

Особую сложность представляет осуществление права ребенка на общение со своими родителями в случае их проживания в другом государстве или в разных государствах. На этот счет действует п. 2 ст. 10 Конвенции ООН о правах ребенка следующего содержания: ребенок, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. С этой целью государства — участники Конвенции ООН уважают права ребенка и его родителей покинуть любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (эту тему неоднократно обсуждали в ток-шоу телеведущие, к сожалению, из-за своего невежества только подогревая страсти, не имея представления об узаконенных правах детей).

Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), также имеет право на общение с родителями и родственниками (п. 2 ст. 55 СК).

Экстремальную ситуацию надо понимать как чрезвычайную, необычную, сопряженную с вынужденной изоляцией ребенка. Создание подобного рода ситуации может вызываться разными причинами, примерный перечень которых свидетельствует, что речь идет об особого рода обстоятельствах. В их числе и те, что связаны с более или менее продолжительной обособленностью несовершеннолетнего, вызванной его неправомерным поведением, однако даже здесь право на общение ребенка с родителями не перестает существовать. Так, исправительный кодекс разрешает краткосрочные и длительные свидания осужденным (в том числе несовершеннолетним) с родителями и близкими родственниками.

Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением не допускает ограничения или лишения воспитательных контактов воспитанника с родителями, при этом им создаются условия для временного проживания. Воспитанник имеет право на переписку и телефонные переговоры с родственниками. Администрация учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением может отпустить воспитанника домой на каникулы.

Когда ребенок тяжело болен и нуждается в госпитализации или не может находиться дома из-за инвалидности, у него также возникает потребность в общении с родителями. Так, ВИЧ-инфицированный ребенок в возрасте до 15 лет имеет право на совместное пребывание с родителями в стационаре лечебного учреждения.

Указанный перечень ситуаций не является исчерпывающим. При возникновении других ситуаций будет применяться п. 2 ст. 55 СК.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: