Мэтр интеллектуального кино и театра представил зрителям свой новый спектакль «Дуэт», премьера которого состоялась на сцене «Старого дома». А в кинотеатре «Победа», где была показана ретроспектива его фильмов, Кшиштоф Занусси провёл творческую встречу с новосибирцами, уникальный
Пан Кшиштоф, что представляет собой ваш новый фильм «Черное солнце»?
Эта картина создана полтора года тому назад в Италии, по пьесе моего близкого друга Рокко Фамилиари. В главной роли снялась известная голливудская актриса итальянского происхождения Валерия Голино. Оператор фильма Эннио Гуарньери работал над последними картинами Феллини, сотрудничал с Висконти, так что его имя прочно вошло в историю кинематографа.
Действие драмы «Черное солнце» происходит в Сицилии. В древности Сицилия называлась
Для нас, современных людей, справедливость стала понятием условным. Мы забыли, что справедливость это не только наказание, но еще и наведение порядка в мире, где зло должно быть названо злым. Я пробовал снять мою картину так, чтобы в ней чувствовалась архаическая аура.
Многие критики, писавшие о вашем творчестве, находили параллели с фильмом Тарантино «Убить Билла», с «Теоремой» Пазолини Насколько вам интересны такие отсылы?
Вы абсолютно правы, параллели провести можно, и хорошо, что некоторые зрители это заметили. Я совершенно не согласен с постмодернистским мировоззрением, поэтому творчество Тарантино меня раздражает.
Современный мир приемлет наказание как превенцию считается, что оно необходимо постольку, поскольку может защитить общество от следующего преступления. О справедливости, о совести люди почти не говорят, полагая, что все в мире (и в человеческой истории!) релятивно, относительно. То,
Ваш фильм «Смерть провинциала» имел огромный успех у верующих и одновременно у атеистов. Как такое могло случиться?
Меня всегда заботили вопросы о том, как построен мир, на чем основаны принципы нашей жизни. «Смерть провинциала» это моя дипломная получасовая картина, в которой совершенно отсутствует диалог.
Действие фильма происходит в монастыре там, где говорить не с кем, поскольку монахи между собой не разговаривают. Именно в молчании таится основа напряжения. Мой ректор решил послать одну копию фильма в Москву, на фестиваль во ВГИКе, а вторую на фестиваль в Мангейме. И так вышло, что я в течение одной недели получил два приза: от атеистов в Москве и от католиков и протестантов в Германии.
Вот доказательство того, что идеология валится, когда нет слов: каждый видит то, что хочет видеть. Комсомольцы не могли допустить мысли,
Ретроспектива вещь опасная. Чувствуете ли вы, что отношение к собственным картинам у вас меняется с течением времени?
Знаете, как у всякого человека, у меня есть иллюзия, что я вообще не меняюсь. Только потом, когда читаю мои записки, мне непонятно, кто же их оставил?.. Среди моих картин нет ни одной, о создании которой я мог бы жалеть.
Фильмы это мои дети. Дети, которые меня не подвели. Хотя, конечно, они все очень разные. Меняются времена, меняются темпераменты. Рассказывая
Тема вашего
В эпоху глобализации язык видеоклипа схож во всем мире. Недавно я посмотрел ваш фильм «Адмиралъ» эту картину абсолютно можно было сделать в Америке! Хотя сюжет русский. Черты национального характера в рассказе остались, и мне это было интересно.
Вы говорили
Театр дает гораздо более широкие возможности приспособиться к роли, даже если актер физически, биологически не похож на своего героя. В театре флегматик может сыграть холерика, а в кино нет. Кино ближе к биологии, и мы сразу чувствуем ложь, видим, что все сделано искусственно. А в театре искусственные вещи могут нам понравиться! Я даже не представляю себе, как бы я мог снять кино по пьесе «Дуэт». (История двух великих актрис, Сары Бернар и Элеоноры Дузе, легла в основу спектакля, поставленного Кшиштофом Занусси для театра «Старый дом». Прим. авт.) Я не могу представить себе, кто бы полностью совпадал с личностями, которые нарисованы в пьесе! А в театре можно сделать невозможное.
Особый шарм театра в том и заключается, что люди отходят от самих себя. Новосибирские актрисы, исполнившие главные роли в спектакле «Дуэт» (Халида Иванова, Вера Сергеева), имеют ту же профессию, что и героини Отто Эскина, но в жизни никак не похожи на своих героинь иной характер, иной темперамент! И это тем более радует, что мы добиваемся цели немножко искусственно, усиливаем контраст, показываем лицемерие актерского искусства, а потом момент правды
Словом, в театре «краски» можно разнообразить, а в кино какую бы краску я ни приобрел, такой она и остается. В театре мы работаем более месяца до премьеры, а в кино премьера может состояться через пятнадцать минут, на съемке. И уже конец!.. Навсегда.
Есть ли различия в театральных языках Польши и России?
Работа в «Старом доме» это моя вторая встреча с российским театром. Я уже ставил мою собственную пьесу в московском МХАТе, но это было много лет тому назад. Мне кажется, разница заключается в культуре жизнь в России другая, мышление другое И эту разницу трудно выразить словами.
Если посмотреть на вещи аналитически, можно увидеть, как своеобразно расставлены акценты. Когда я работаю в театре Германии, я ощущаю иной подход: актеры часто говорят мне, что им не стыдно даже раздеться на сцене, но сказать
Вам предложили стать попечителем совета международного фестиваля «В кругу семьи». Как вы планируете вести эту работу?
Идея семьи очень близка мне. Посмотрите мои картины: сколько раз я пробовал рассказывать не о том, как происходит распад семьи, а о том, как семья сохранилась! Ведь это мужество сделать так, чтобы в современном мире мужчина и женщина всю жизнь прожили вместе. Для меня семья это один из способов передать мудрость следующему поколению. Если семья распадается, хранить и передавать опыт гораздо трудней. Хотя в жизни все, конечно, возможно! Против семьи обращается огромная часть современного общества, которая твердит, будто семейная жизнь ограничивает человека, лишает свободы А я уверен: семья это свобода найти любовь. Это воплощение мечты о стабильном контакте с любимым человеком, о том, чтобы пройти вместе через разные эпохи жизни вопреки убеждению, что все проходит. Семья ежедневная работа, а не «ветер любви». Работа, которой люди сегодня, к сожалению, не учатся.
Скажу так: в почетный комитет «ярмарки разводов» я бы не поступил! У меня самого только одна жена, и на протяжении многих лет нам удалось сохранить брак. Я хочу, чтобы мы всегда были вместе.
Расскажите о ваших творческих планах.
Я впервые готовлюсь к премьере спектакля, который поставлен для варшавского театра. На протяжении многих лет я работал в самых разных городах и столицах мира, но в Варшаве спектаклей никогда не ставил: или не хотел, или не удавалось
Надеюсь снять историческую картину, которую планирую вот уже двенадцать лет (ее съемки обойдутся мне в пять раз дороже, чем все предыдущие фильмы). Картину о жертвенности, о любви Сегодня это звучит так архаично! Никто ничем не хочет жертвовать, а любовь в понимании многих это так дешево, так банально, что никакой жертвы тут нет (не с этой девушкой, так с другой можно попытать счастья).
А мне хочется показать историю,