Река времени
Дело в том, что перетекание Московского царства в Российскую империю ознаменовало не только присоединение Прибалтики (итог только что закончившейся войны со шведами), но и включение в состав России Телеутской землицы так в русских архивных документах называли территорию сегодняшней Новосибирской области (до озера Чаны) вместе с Алтаем.
Если про Северную войну, по итогам которой Швеция уступала России Лифляндию, Эстляндию, Ингрию и часть Карелии, известно все, то про присоединение Телеутской землицы ничего. Обусловлено это тем, что телеуты, или, как их звали русские, «белые калмыки», в знак протеста против политики Петра I приняли подданство соседней Джунгарии (Восточная Монголия) и в течение одного года организованно перебрались туда всеми родами.
Телеутская землица, где продолжали жить тары, барабы, чаты, телесы, орчаки, керзалы и прочие тюркоязычные племена, официально так и не вошла в состав России ее освоение началось по факту свободного проникновения подданных московского царя. И произошло это всего за три года до того дня, когда все восемь членов Сената прокричали знаменитое «Виват!» в честь новоиспеченного императора. Так что для жителей Новосибирской области и Алтайского края дата провозглашения Российской империи это еще и юридически точная точка отсчета местной истории в составе российской государственности, потому что другого правового акта, оформлявшего аннексию Телеутской землицы, не было.
А то, что это была именно аннексия, сомневаться не приходится Телеутский улус, страна «белых калмыков», в отличие от тех же балтийских герцогств, была суверенным государством. Во всяком случае, Кремль еще во времена Василия Шуйского на государственном уровне установил с ней дипломатические отношения, которые хоть и прерывались, но всегда восстанавливались.
Пришедший к власти Петр не очень вникал в причины столетнего соседства России с Телеутской землицей и сразу же потребовал от сибирских воевод активности. В 1703 году на периферии телеутских владений на речке Умреве (ныне Мошковский район) вырос русский острог, участились пограничные стычки. Дело дошло до того, что ничего не понимающий владыка «белых калмыков» Сал Табылов в 1716 году написал кузнецкому воеводе: «Ты да я завоевались для чего? Смирно станем жить волосы забелеют. За железо примемся кости забелеют». Это была последняя попытка вернуть Москву в русло дипломатических отношений осенью 1718 года русские пограничные дозоры впервые никого не найдут в местах традиционных встреч с представителями сопредельной территории. «Белые калмыки» эмигрируют со своей родины чуть ли не как диссиденты
Сохранились записки российского посла И. Чередова, которому властитель Джунгарии Цэван Рабдан объяснил причины своего решения предоставить подданство «белым калмыкам» тем, что русские власти «теленгутам чинили многие обиды
и теленгутам стало жить невозможно». Намек на особые отношения между Московским государством и «теленгутами» объясняется довольно просто.
Стоит ли удивляться тому, что в отписках сибирских воевод на имя московского царя представители «белых калмыков» величаются не иначе
В истории возникновения Российской империи присутствует и мистический аспект. Ведь присоединение Телеутской землицы произошло одновременно с выходом России к Балтийскому морю! Вспомним, как называли себя «белые калмыки»? Правильно, баяты. А как называли себя древние славяне, жившие по берегам Балтийского моря? Оказывается, тоже баяты! Об этом сообщает немецкий хронист второй половины XI века, каноник Адам Бременский, который, кстати говоря, первым употребил словосочетание Mare Balticum, письменно объяснив свою новацию тем, что коли прибрежные славяне называют себя словом Bait, то правильнее было бы и все Восточное море называть как Balticum (каноник умел писать только на латыни). Так что Балтийское море это Баятское (читай «славянское») море, а прибалты (вот ирония судьбы) это «те, кто при славянах».
Вот и получается, что на Востоке и на Западе Россия
Возможно, свое движение на Запад сибирские баяты начали в составе войск Атиллы, а те, что остались жить на Оби, обнаружили себя позднее во времена татарского нашествия, и их мы узнали под татарским же словом «казаки». Возможно, что в XVI веке, когда царские воеводы обнаружили Телеутскую землицу, они поняли, что имеют дело с реликтом Орды. Во всяком случае, это объясняет, почему Кремль три года вел переговоры с «белыми калмыками», добиваясь от них союзного договора. Почему после этого сто лет огромное Московское царство продолжало стоять на границе Телеутской землицы, хотя вся остальная Сибирь уже давно была включена в его состав?
Конечно, все вышеперечисленное, хоть и опирается на факты, требует научной проработки. Но знать, например, что одна столица телеутских князей («белых калмыков») находилась в Сузунском районе у речки Мереть, а другая там, где сейчас стоит город