Новосибирск 3 °C

Чудотворные

06.11.2008 00:00:00

Пять лет назад новосибирские православные издатели по благословению архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона приступили к выпуску серии брошюр «Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы». Первый выпуск был посвящён 80-летию Новосибирской епархии, последний, изданный в этом году, — её 85-летнему юбилею. В этом юбилейном выпуске приведены сведения о чтимых иконах Божией Матери новосибирских храмов.

Нужно сказать, что сама идея издания такой серии обсуждалась давно, но взяться за её реализацию никто не решался. Причин было несколько, одна из них — это неудачные попытки серьёзных православных издательств: дальше одного-двух выпусков дело не двигалось. Новосибирцам же удалось издать серию из десяти выпусков, в которых изложен материал о ста сорока чудотворных иконах Богородицы, причём о существовании некоторых многие читатели узнавали впервые из этих выпусков. Решился же на реализацию проекта тогдашний настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Знамение Абалацкая» протоиерей Андрей Фёдоров. Первые восемь выпусков выходили под эгидой православной гимназии во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия, которая приписана к Знаменскому храму, завершил же выпуск серии приход во имя преподобного Серафима Саровского. Все выпуски редактировал непосредственно архиепископ Тихон, который тщательно вычитывал тексты и вносил правки.

В Новосибирской епархии несколько десятков храмов, посвящённых Божией Матери, самих же икон Богородицы во всех храмах и приходах — не счесть. Среди них есть и чтимые образы, и чудотворные. Самый, пожалуй, известный чудотворный образ — это Иверская икона из села Мочище. О ней наша газета писала не единожды, в этот же раз мы расскажем о некоторых других чтимых Иверских иконах из храмов Новосибирской епархии.

Собор святого благоверного князя Александра Невского

Ветераны «Вечёрки» помнят, как в 1989 году в редакцию письма приносили мешками — так горожане откликнулись на предложение нашей газеты провести городской референдум по вопросу передачи Церкви здания собора Александра Невского, из которого только что выехала Сибирская кинохроника. В то время ветер перемен ещё не набрал своей разрушительной силы и овевал лица советских людей освежающей надеждой на лучшее будущее и торжество справедливости. В надежде на историческую справедливость большинство новосибирцев высказались за возвращение собора истинному хозяину. Перестройка в то время только начиналась, старая партийная гвардия не собиралась легко сдавать позиции, и вопрос, кому должно принадлежать здание собора, был для неё принципиальным. Апофеозом противостояния стала демонстрация новосибирцев, прошедшая от ГПНТБ к собору. Проходя мимо здания обкома КПСС (ныне здание областного Совета депутатов), участники шествия скандировали: «Украл, положи на место!« Этот лозунг стал достоянием истории нашего города и своеобразным символом тогдашнего противостояния.

В конечном счёте, надежды новосибирцев на торжество справедливости оправдались, собор, один из первых в тогдашнем Советском Союзе, был возвращён Церкви. В 1991 году для его освящения к нам в город прибыл Святейший Патриарх Алексий II. К этому времени руководство краеведческого музея приняло решение возвратить храму Иверскую икону Божией Матери, которую музей бережно хранил с 1937 года — года закрытия Александро-Невского собора.

Иверская икона особо чтится прихожанами собора, и по старинному православному обычаю верующие в знак благодарности Богородице приносят к Её иконе пожертвования в виде драгоценных украшений. К слову сказать, многих такой обычай, несущий отголоски язычества, очень смущает: зачем Божией Матери все эти предметы, символизирующие собой человеческую привязанность к тленному земному богатству? Но всё становится на свои места, когда люди узнают, что эти приношения впоследствии используются для украшения самой иконы и храма.

Приход преподобного Серафима Саровского

Внешне Иверский образ из прихода Серафима Саровского (1-й переулок Пархоменко, 3) очень напоминает Иверскую икону из села Мочище. Оно и понятно: обе были написаны на горе Афон и практически в одно время. История же обретения приходской иконы удивительна. Началась она осенью 1937 года, когда житель села Средний Чик Ордынского района Василий Кондратюков поехал в лес на заготовку дров для школы. Вдруг лошадь на ровной дороге заскользила копытами. Выйдя из повозки, Василий Григорьевич увидел лежащую в дорожной колее большую храмовую икону Пресвятой Богородицы. Каким образом икона оказалась в глухом лесу, неизвестно, но с тех пор Иверский образ Божией Матери стал семейной реликвией семьи Кондратюковых и хранился в ней до тех пор, пока в здании, расположенном напротив дома внучки Галины Петровны, не открылся православный приход во имя преподобного Серафима Саровского. Это событие всеми родственниками было воспринято как знак свыше, и на семейном совете было принято решение передать реликвию на вечное хранение в приход, что и было сделано 9 января 2000 года. Сейчас эта икона удивительной красоты обрамлена в резной деревянный киот.

Мужской монастырь во имя святого Михаила Архангела

Трудно поверить, что эта Иверская икона из Михаило-Архангельского монастыря, сияющая светлыми красками, совсем недавно выглядела чёрной доской, в которой лишь угадывалась иконопись. История же её такова. Более ста лет тому назад этот образ был написан на Афоне по заказу для иконостаса храма села Решеты (ныне Кочковский район). После революции икону прятала в своём доме благочестивая женщина, но вскоре её сослали в Нарым, откуда она так и не вернулась. Сын же этой женщины оказался человеком, к вере равнодушным, и «по-хозяйски» оценил лишь крепость доски, на которой был написан лик Богородицы. В течение нескольких лет икону использовали как загородку для загона в свинарнике, накрывали ею бочки с соленьями, погреб, что в конце концов превратило её в чёрную доску. Но однажды что-то дрогнуло в душе у золовки той благочестивой прихожанки, сгинувшей в Нарымском краю, и она отнесла поруганную икону местной жительнице Саломии, которая за свою веру прошла десятилетний ад сталинских лагерей.

Двадцать лет Саломия Герасимовна молилась перед потемневшим образом, и образ начал постепенно «оживать». Стала сходить чернота, затягивались, словно ранки, пробоины от гвоздей, посветлели краски, над головой Божией Матери образовался венец, проступил лик Богомладенца, появились золотые буквы надписи, и можно было прочесть название: «Божия Матерь Иверская». После смерти Саломии Герасимовны хранительницей иконы стала её племянница, которая в январе 1999 года передала образ в Козихинский Михаило-Архангельский монастырь.

К чудесным образом обновившейся иконе организовываются паломнические поездки. Тем же, кто не имеет возможности выехать в Козиху, сообщаем, что один раз в году, после Пасхи, вечером в понедельник Светлой седмицы образ привозится в городское подворье Михаило-Архангельского монастыря — Троице-Владимирский храм (Западный жилмассив).


Мы рассказали лишь о трёх чтимых иконах Божией Матери Новосибирской епархии. Если же кто-то из читающих эти строки пожелает поделиться известными им историями о чтимых иконах, то мы готовы донести эти рассказы до всех читателей страницы «Вера. Надежда. Любовь».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: