Режиссер всегда остается режиссером, даже если он не в театре. Сейчас его сцена в книжном магазине «Плиний Старший», а актеры и зрители в одном лице покупатели и почитатели, которые пришли пообщаться с ним, Сергеем Афанасьевым. И начинается небольшой импровизированный спектакль
.
Итак, действующие лица Сергей Афанасьев, художественный руководитель Городского драматического театра, его почитатели.
Первое действие
Действие происходит в большом книжном магазине. Неформальная обстановка, слушатели сидят на белых стульях, Сергей Афанасьев в белом кресле перед столиком.
Бурные аплодисменты.
Сергей Афанасьев:
Все думают, что если человек работает в театре, то аплодисменты ему необходимы. А я боюсь, что так мы весь вечер и прохлопаем. Я немного в шоке, и даже не знаю тему нашей встречи, но полагаю, что темой наша с вами встреча и является. Меня спросила дочь: «Папа, а что, ты уже и книги начал писать?» Я спрашиваю: «Почему ты так решила?» А она говорит: «Ведь у тебя встреча с читателями!» А ведь я не важный человек, а бесшабашный и безалаберный, который волею судьбы возглавил несколько организаций. Но сейчас я счастлив, потому что у нас был удачный съемочный день, потому что вы слушаете меня
Голос женщины в красном берете:
Сергей, когда откроется новый театр?
Режиссер:
Зачем вы портите хороший вечер? Насчет открытия нового театра. Пока не знаю. Все время возникают какие-то препятствия: то жильцы расположенного рядом с театром дома недовольны, что они теперь не могут видеть панораму в виде поликлиники, то еще что-нибудь. Но ведь все хотят, чтобы в городе был красивый новый театр. Вчера пришел мужичок, представился строителем. Говорит: «Мы тут с мужиками покумекали, скинемся, кто что может, кто фасад построит, кто еще что-нибудь».
Иногда даже, в тишине ночи, я позволяю себе, в подушку
использовать ненормативную лексику
Голос пожилой дамы в красном пальто:
Вы держите связь с сибирскими писателями?
Сергей Афанасьев:
У меня нет прямой связи с сибирскими писателями. Да и читать я не успеваю, прихожу домой, прочитываю одну страницу и засыпаю. Но в отпуске, когда у меня бывают свободными две-три недели, я достаю томик Достоевского или Чехова и перечитываю. Что касается современных писателей, то на всевозможных встречах я вижу безрадостных, тоскливых людей. Может быть, они и должны быть такими? Я ведь не видел при жизни Достоевского. Пьес хороших очень мало, в основном свои произведения приносят графоманы. Один пожилой человек, сотрудник одного из НИИ, описал свою жизнь в научном институте. Я понимаю, что это труд всей его жизни, но что поделать
Я избалован хорошей драматургией. Все, что я вижу сейчас и когда читаю так называемую «современную» литературу, то мне кажется, что эти люди недоматерились в детстве, недоскандалили, что-то «недо». Я не ханжа, я подозреваю, что русский язык богаче, чем мы здесь с вами употребляем, но мне крайне редко попадаются пьесы, где герои не матерятся.
Молодой человек, по виду студент:
Какой должна быть пьеса?
Афанасьев:
Самое главное интересной. Да, в ней должна присутствовать структурная схема по законам композиции: завязка кульминация развязка, но тем не менее «всякая пьеса хорошая, кроме скучной». А еще в пьесе должна быть любовь, она должна быть основана на каком-то позитивном начале, когда в пьесе есть люди, которым я сопереживаю мне она интересна, а если я к героям испытываю отвращение мне она неинтересна. Если возникает что-то такое, что заставляет смеяться, плакать, жалеть о том, что оно закончилось, это достойно. Что греха таить, и Чехов не всем удавался. Бывает, смотришь на сцену а по ней ходят бесполые, бледные существа, вроде бы говорят о любви, а любви нет!
Действие второе
Декорации не меняются, но приходят новые покупатели, стоят в сторонке.
Девушка с розой:
Как вы выбираете студентов для театрального института?
Режиссер:
В детстве я построил самолет и даже пролетел на нем метров пятнадцать. Потом я построил корабль и проплыл на нем немного. В дальнейшем меня охватило безумие театра. Наша учительница истории сказала: «Нужно убедительно сыграть что-нибудь из Чехова». И мы сыграли на школьной сцене зрители в зале рыдали. Вторая пьеса была менее удачной, но безумие осталось. По окончании школы я скидал нехитрый свой скарб в «чумаданчик» и поехал в Москву. Четыре дня пожил на вокзале, не мылся, не брился, не пил и не ел и в таком виде пришел поступать. Я читал Есенина «Гой ты, Русь моя
» Преподаватель не выдержал, вскочил, затопал ногами, закричал: «Ну, где твоя Русь, где?» Я от жалости к себе разрыдался, убежал и уехал домой. А поступил в Кемеровский институт культуры. Мне повезло, мне всегда безумно везло на учителей. В то время там работала преподавательская элита из Ленинграда. Их за что-то «выслали» из родного города и отправили в Кемерово, и вот основы знаний, я бы даже сказал, фундамент, они в меня заложили. С таким фундаментом и работать не страшно. Так я не стал актером. И хорошо, что не стал. Профессия режиссера все-таки лучше. Ответственности вроде как мало, а власти много. Помню, что когда я начинал работать в театре, то мы днем сидели на улице с балалайками и продавали билеты на свои спектакли, вечером играли, ночью делали декорации, даже для этого воровали доски. В общем, романтика сплошная. А потом семья, дети, нужно думать о них. Ведь дети такой продукт, который появляется вне нашего желания. Но заработанных денег хватало едва-едва, и я решил, что настала пора снять фильм.
Напомню о сюжете фильма «Стерва» нам показалось, что название наиболее полно выражает характер героини. В деревне жила красивая пара, которая вырывалась из общего деревенского контекста. Они очень любили друг друга. И так случилось, что в деревню приехал работать киномеханик, маленький, с большим горбом. Муж обслуживал электросеть, ездил по районам, но вот как-то раз он застал свою жену в постели с горбуном, и тогда он взял ружье и застрелил их обоих. Вот такая правдивая история.
Реплика откуда-то из-за шкафа:
Расскажите о новом фильме.
Сергей Афанасьев:
Сценарий мой, режиссер-постановщик тоже я. Профессионалы любительствуют, но никаких скидок на любительство нет. Снимаем мы фильм по самым высочайшим современным требованиям. Главная героиня актриса театра «Глобус» Ольга Цинк играет так, что, когда она в кадре, вся группа собирается у монитора и смотрит, как работают ее глаза. Надеюсь, что эту картину вы увидите к весне, так как коммерческого показа пока не ожидается.
Девушка с розой:
И все-таки как вы выбираете студентов для театрального института?
Сергей Афанасьев:
Вернусь к вопросу. Главный инструмент отбора интуиция. Ты можешь в маленьком кривоногом человечке упустить Леонова, а в красавце не заметить такую стоеросовую дубину, от которой не знаешь, как и избавиться после первого курса. К сожалению, не всегда то, что блестит, имеет природный дар. Хотя бывает такое совпадение. Бывает, приходит абитуриент на экзамен. Кричит будущий артист басню Крылова, руками машет: «Ворона как-то съела раз кусочек сыру»
Ужасно, но ты видишь в его глазах какую-то искорку божью и начинаешь с ним общаться. Иногда на поверхности кажется раскованный молодой человек, говорит так модно, современно, ведет себя излишне шумно а это ведь все говорит о зажатости. Но человек этого не понимает, ведь и любимая Ксюша Собчак так себя ведет, и Максим Галкин так себе позволяет. И вот за напускным нужно суметь разглядеть суть, заглянуть в глубину. А иногда в глазах есть все, но порой сердце разрывается приезжают ребята из глубинки, и в глазах есть все, но плюс ко всему такой безумный страх. Иду я как-то по коридору нашего института и вижу
настоящего уголовника. Ходит уверенно, шрам на лице. С ужасом спрашиваю: «Кто это?» Мне отвечают: «Наш студент». И вот выходит на сцену, начинает читать что-то из Шукшина и абсолютно преображается. Я давно понял если человек талантлив, на сцене он хорошеет, если бездарен дурнеет. Вот только если Бабу-ягу играет
.
Действие последнее
За окнами становится совсем темно.
Гражданка, сидевшая в первом ряду на белом стуле:
Как вы считаете, уровень московских театров выше, чем новосибирских?
Афанасьев:
Совсем нет! У нас выше. Но недавно в Москве посмотрел спектакль Фоменко «Семейное счастье» счастье было двойное, от такого уровня мастерства и оттого, что я, оказывается, еще могу чувствовать театральное искусство, ведь уровень требовательности увеличивается с годами.
Неугомонный студент:
К нам в город приехал Занусси, как вы к нему относитесь? А к Звягинцеву?
Режиссер:
С Занусси я встречался давно, я понял, что наши орбиты не должны пересекаться. Мы разные, хотя зовут его очень красиво. Со Звягинцевым у нас тоже разные орбиты. У меня свое кино. У него свое. Почему мы должны работать вместе? Я сам себе режиссер.
Пожилой мужчина:
Вы где родились?
Сергей Афанасьев:
А мы с вами знакомы? Вы тоже из Новочаново?
Девушка с розой:
Процесс создания кино и пьесы имеют что-то общее?
Сергей Афанасьев:
Да. Для того и другого необходим талант. А еще терпение и труд.
Занавес.