В период, пока в театре шел ремонт и « Красный факел» гастролировал по разным сценическим площадкам города, его своеобразной визитной карточкой стал комедийный спектакль «Только для женщин», жанр которого был определен как «мужской стриптиз в двух действиях». Спектакль, не претендовавший на шекспировскую серьезность, пользовался у зрителя большим успехом (вполне, заметим, обоснованно).
Но обратная сторона медали в городе стали говорить о некотором нарушении баланса «развлекаловки» и «серьезного» в репертуаре театра. Возможно, именно поэтому
И потому в деревнях на ковриках изображены два лебедя и русалка, а не Кандинский. Или не секрет, что в театрах гораздо чаще ставят «Ромео и Джульетту», нежели «Макбета», который более сложен и требует гораздо более подготовленного зрителя.
Если брать среднюю статистику, приняв общее число спектаклей за сто процентов из расчета шесть премьер в год, то 70% это спектакли для искушенной публики, и только 30% носят коммерческий характер, продолжил тему директор театра Александр Кулябин. Это было, есть и будет всегда
По словам главного режиссера, в этом году театр поставил себя в жесткие рамки, и лишь одно из пяти новых названий будет носить развлекательный характер.
Речь идет о спектакле «Примадонны» Кена Людвига, над которым в настоящее время работает приглашенный режиссер Владимир Золотарь. Пьесы именитого американца лауреата многих премий с успехом идут на Бродвее. Из российских постановок «Примадонн» последнего времени наиболее известен спектакль Евгения Писарева в МХТ им. Чехова. Премьерой спектакля в конце прошлого года театр открыл обновленную большую сцену. Играли премьеру перед самым Новым годом, и театр угощал зрителя шампанским. В «Красном факеле» новый спектакль будет представлен не под самый Новый год, а чуть раньше в конце ноября.
После мажорной пьесы «для людей» «Примадонны» начнется работа над традиционной сказкой к зимним каникулам «Веселый Роджер». Поставит детский пиратский боевик молодой режиссер Сергей Щипицин.
А начал театр с самого серьезного. Первым спектаклем, который увидел зритель в новом сезоне, стал «Макбет» Шекспира. Отважился на работу со столь сложным материалом молодой режиссер Тимофей Кулябин. Прошлый театральный сезон в театре тоже открывался его спектаклем, это была «Пиковая дама» за удачный дебют Тимофей был удостоен «Парадиза». Потом был «Смертельный номер» своеобразная оптимистическая трагедия о бессмертии человека играющего (этим спектаклем театра завершился VII Межрегиональный фестиваль «Сибирский транзит», который в этом году проходил в Барнауле). И вот теперь «Макбет» одна из самых серьезных и сложных пьес Шекспира, за которую и опытные режиссеры берутся с большим страхом. Шекспировскую трагедию молодой режиссер прочитал прежде всего как трагедию человека, который пожертвовал всем ради своей цели и в результате стал одинок, как говорит режиссер, стал «вычищенным полем»:
Мы отказались от политических аллюзий, хотя определенный соблазн был, говорит Тимофей. На первом плане ценности общечеловеческие. Есть семья, мир которой подчинен определенному укладу и определенным законам жизни. Но в том мире возникает грех. Запускается и неудержимо набирает обороты механизм разрушения, уничтожения людей, их законов, их любви. Вся пьеса это борьба человеческого и животного. Главный герой пытается уничтожить в себе зверя, но зверь побеждает, и тогда Макбет начинает убивать в себе человека
Оформил спектакль главный художник театра Олег Головко. Танцы к спектаклю поставила
Во второй части сезона зрителя ждут еще три премьеры два спектакля на малой сцене поставит Александр Зыков. Это будут «Нахлебник» Ивана Тургенева и «Школа с театральным уклоном» Дмитрия Липскерова. Липскеров считается автором для тех, кто любит неформатную литературу. Неслучайно в этом году он учредил молодежную литературную премию «Неформат», которая должна стать своеобразной альтернативой премии «Дебют», которая существует уже несколько лет и одним из учредителей которой тоже был Липскеров
Художественный метод самого Липскерова в рецензиях на его творчество называют то «магическим реализмом», то «шизореализмом», и рекомендуют читать сангвиникам и холерикам и не читать анемичным барышням. Сам автор, презентуя не так давно свою новую книгу «Демоны в раю», признался, что закрывает роман и уже не помнит, о чем написал Одним словом, речь идет о литературе весьма далекой от той, что мы называем русской классикой. И главный режиссер театра, взявшись работать над столь диаметрально противоположным материалом, тем самым решил явить зрителю весь разброс творческого поиска своего театра и актерских возможностей его труппы
Что касается «Заповедника» Сергея Довлатова, на постановку которого приглашен уже знакомый зрителям «Красного факела» Петр Шерешевский, то, по мнению Александра Зыкова, именно у Довлатова есть тот самый чудесный сплав, соединяются два начала театр для искушенных и театр для неискушенных.
С января «Красный факел» перейдет на новый режим хозяйственной деятельности. По словам Александра Кулябина, это даст возможность более оперативной работы и более свободного распоряжения финансовыми средствами. И еще одна новость: под эгиду театра возвращается фестиваль «Сибирский транзит«. Теперь он будет называться