Педагог-новатор,
Легко ли быть молодым, талантливым, перспективным? Оправдывать надежды, устремляясь к счастью самореализации? Однозначно ответить на этот вопрос очень трудно. И хотя, наверное, прав был Пауло Коэльо, когда писал, что человеку, желающему добиться воплощения своей судьбы, помогает весь мир, юные таланты, вступая на творческий путь, сталкиваются со многими проблемами: с недопониманием окружающих, с неразумной тягой к «стандартизации», характерной для педагогической системы. А еще с дефицитом свободного времени: как известно, в сутках всего лишь двадцать четыре часа, а нужно успеть многое. Умение организовать свой труд, сконцентрироваться в решающий момент, не растрачиваясь на пустяки, это качество воспитывается,
2008 год в истории нашего города стал особенным: столица Сибири отпраздновала
Как бы дорого ни было общественное признание, главную роль в развитии ребенка, безусловно, играет семья. Директор городской школы искусств N 29, заслуженный работник культуры РФ Валерий Артюшин, радуясь победам учеников, отмечает: если бы не поддержка родителей, сумевших организовать учебный процесс, блестящих побед вряд ли удалось бы достичь.
При большом таланте необходимо огромное трудолюбие, напоминает Валерий Анатольевич. Приятно, когда родительский героизм и целеустремленность детей превращаются в результат.
Воспитанница хореографического училища Виолетта Казанцева занимается танцами с шести лет. Ее мама поначалу даже не предполагала, до какой степени талантливой окажется ее дочка, просто предоставила девочке возможность развиваться во всех направлениях. Виолетта любит книги, рисует, пишет стихи, но самым главным из всех искусств для нее остается, конечно же, танец.
Самостоятельная работа, репетиции, занятия в колледже длятся с семи утра до семи вечера, делится заботами мама Евгения Вадимовна. Девочка уходит из дома до рассвета, полтора часа у нее продолжается разминка, потом начинаются основные занятия. Помню, Виолетта даже дома часами упражнялась сидела на растяжке, читая книжки.
Сегодня Виолетта Казанцева участвует в спектаклях Театра оперы и балета. Пламенная любовь будущей балерины к Вивальди, Чайковскому, Минкусу уживается с увлечениями современными
Ученица средней школы N 99 Екатерина Резникова неоднократно представляла наш город на литературных конкурсах различного уровня: в 2008 году одержала победу в номинации «поэзия» во Всероссийском фестивале литературного творчества для детей и юношества «Волшебная строка» (Екатеринбург), а недавно успешно выступила на Межрегиональном
Однажды у нее получилось оригинальное, нетипичное описание времен года буквально несколько предложений, и не просто
Главная трудность связана с тем, чтобы организовать «рабочий день», найти время не только на творчество («писать стихи, рисовать, фотографировать это Катя всегда с удовольствием!»), но и на выполнение школьных домашних заданий. Которые, конечно же, имеют первостепенное значение.
Для развития таланта необходимо, прежде всего, ощущение защищенности. Одаренные дети, лишенные семейных забот, воспитанники сиротских учреждений, испытывают большие сложности в процессе роста и становления личности. Так, например, известно, что в Новосибирской области в самостоятельную жизнь ежегодно выходят более 300 выпускников детдомов, а в вузы поступают лишь единицы.
Обучение ряду профессий возможно лишь на возмездных условиях, говорит председатель правления городской общественной организации, центра семейного образования и воспитания «Семья и дети» Надежда Артемова. Какими бы талантами выпускник детдома ни обладал, учебное заведение для него выбирают социальные педагоги, думающие прежде всего о том, удастся ли договориться об общежитии. Но ведь у некоторых ребят способности гораздо выше среднего уровня, и надо им помогать развивать природные задатки.
Творческие конкурсы, материальное и моральное поощрение все это может стать хорошим стимулом для развития юных талантов. С 1 сентября 2008 года учреждены стипендии губернатора Новосибирской области для одарённых детей и творческой молодёжи в сфере культуры и искусства, а также стипендия для студентов победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам и поступивших в высшие учебные заведения области. А с 2002 года стипендию губернатора получают дети с ограниченными возможностями, добившиеся высоких результатов в творческой деятельности.
Детям, одаренным в области культуры и искусства, ежегодно вручается стипендия мэрии города Новосибирска. Ее получают дети, которые приняли успешное участие в конкурсах и соревнованиях, дети, настроенные на победу и упорный труд.
Пока что стипендия не очень большая 300 рублей в месяц, но уже с 1 января 2009 года она повысится до 600 рублей, поясняет председатель комитета по культуре и искусству мэрии города Новосибирска Владимир Державец. И в дальнейшем мы эту стипендию будем продолжать выплачивать.
Заместитель мэра Анатолий Корнилов отмечает, что за истекшие пять лет стипендия превратилась в традицию: если в первые годы своего существования награда выдавалась учащимся муниципальных учреждений ДМШ, ДИШ, то сегодня ее могут получить воспитанники учреждений дополнительного образования, занятые при досуговых центрах. Если в 2003 году было 10 стипендиатов, то в 2008 году их уже 50 человек.
«Нынешнее поколение просто несопоставимо с поколениями предыдущих десятилетий, размышляет Шалва Амонашвили. Дети нового века обладают большими интеллектуальными запросами, отличаются обостренным восприятием мира, а также некоторыми другими способностями, которые в нас дремлют или вовсе отсутствуют. Что произойдет с такими детьми, когда они вырастут? Если мы с помощью силовых методов будем подводить их под уровень стандартов, они потеряют свои дары».
Тревога учителя вполне обоснованна: то и дело мы узнаем о детях, которые в очень раннем возрасте обнаруживают замечательные способности к наукам, искусствам Но проходят годы, и вчерашние вундеркинды, поражавшие воображение, исчезают в безвестности. Почему так происходит? Может быть, в современных условиях они лишены серьезной мотивации развивать таланты? Есть ли смысл молодому человеку заниматься столь неприбыльным занятием, как, скажем, поэзия или живопись, отдавая ему крохи свободного времени?
Проблема связана с тем, что способности многих людей остаются невостребованными в профессиональной деятельности. Для большинства россиян работа это способ раздобыть средства к существованию, который лишь в малой степени позволяет проявить таланты, воспитанные с детства. Аналитик и публицист Ирина Решта, рассматривая проблемы несоответствия «высоких людей прокрустову ложу вакансий» (журнал «Братья по разуму»), приводит даже такой пример из истории: французский король Людовик XIII в полтора года учился играть на скрипке, в три читать, в четыре писать, а в шесть осваивал шахматы, теннис, разгадывал шарады И тем не менее «король из него получился неважный, потому что у него были недостаточные управленческие компетенции».
Словом, талант нужно не только лелеять смолоду, но и находить ему достойное применение, попытаться сделать экономически востребованным. Это серьезная задача для педагогов, психологов, экономистов. Для всех людей, которым не свойственна косность мышления качество, проводящее жесткую грань между поколениями. Ту самую, о которой говорил