Новосибирск 2.1 °C

Мы будем выбирать теперь по-новому

22.11.2008 00:00:00

Юрий Петухов

Те изменения в существующей сейчас системе выборов, о которых говорил президент Дмитрий Медведев в своем послании к Федеральному собранию, вызвали довольно оживленную дискуссию в нашем обществе. Что неудивительно, поскольку касаются предложенные нововведения самых различных уровней власти, начиная от органов местного самоуправления. Прокомментировать озвученные президентом идеи мы попросили председателя Новосибирской городской муниципальной избирательной комиссии Юрия Петухова.

— Юрий Федорович, у вас имеется большой опыт в проведении избирательных кампаний. Как вы оцениваете предложения президента? Они все укладываются в какую-то общую схему?

— Я не припомню, чтобы когда-нибудь ранее в послании главы нашего государства так много внимания уделялось избирательному законодательству, с достаточно конкретными предложениями.

Совершенно очевидно, что все эти предложения направлены на демократизацию политической системы страны. Анализируя предложения президента, чувствуешь, что он выступает, прежде всего, как юрист.

— На что вы, прежде всего, обратили внимание, когда слушали послание?

— Прежде всего, важен постулат по поводу недопустимости вмешательства бюрократии в избирательный процесс. У нас в Новосибирске никогда не было традиций вмешательства административного ресурса в деятельность избирательных комиссий, но далеко не везде можно наблюдать подобную картину. Поэтому не случайно глава государства обратил на это внимание.

Другой важный момент — это предложения по отмене института денежного залога на всех уровнях выборов и поэтапного уменьшения количества подписей избирателей на стадии выдвижения кандидатов. На мой взгляд, логичные предложения. Если кто-либо принимает для себя решение участвовать в выборах, т.е. представлять интересы избирателей в органах власти, то, совершенно очевидно, нужно заручиться поддержкой граждан, их доверием, услышать их наказы и предложения, чтобы в будущем, представляя избирателей во властных органах, всегда помнить, от кого ты получил мандат на управление и перед кем ты отвечаешь за свои действия.

Кроме того, президент предложил поэтапное уменьшение количества членов организации, требуемых для регистрации политической партии, и поправку в закон о политических партиях, обязывающую производить ротацию руководства партий.

— Вместе с тем, Дмитрий Медведев предложил давать мандаты партиям, которые не прошли семипроцентного барьера на выборах в Госдуму…

— Да, и все это ориентировано на то, чтобы дать возможность участвовать в политической жизни тем, кто при существующей сейчас системе оказался не представлен в представительном органе. Ведь ряд партий, которые набирают от 5% до 7% голосов на выборах в Думу, тоже поддерживает немало избирателей, и их голос должен быть услышан.

Парламент — это место для дискуссий и широкого обсуждения вопросов, по итогам которых они принимают форму общеобязательных норм. Пусть даже у какой-то партии, не относящейся к наиболее многочисленным, будет несколько мандатов, но будет возможность доносить до парламента мнение своих избирателей при принятии важных решений.

Заслуживает внимания и предложенный порядок формирования верхней палаты Федерального собрания страны. Предложение направлять в Совет Федерации только людей, уже избранных в своих регионах в законодательные или представительные органы власти, тоже вполне оправданно. В верхней палате должны работать те, кто до этого прошел «проверку» на доверие, выиграв местные выборы.

Президент в своем послании подчеркнул введение института местного самоуправления в России как фундаментально значимое для общества. И в этой связи важным замечанием является предложение о более активном участии в формировании представительных органов местного самоуправления не только политических партий, но и неполитических объединений граждан. Это, на мой взгляд, является актуальным с учетом принятия в первом чтении Государственной думой Федерального закона о введении смешанной избирательной системы при избрании депутатов местных представительных органов.

При этом важным является то, что президент обратил внимание, что наряду с политическими партиями по спискам могут баллотироваться в представительный орган местного самоуправления и иные общественные объединения, если их устав позволяет участие в выборах и они были зарегистрированы минимум за год до дня их проведения.

Ведь это тоже означает, что там, где действуют достаточно сильные, жизнеспособные объединения граждан, способные предложить эффективную программу, они могут конкурировать с партиями любого уровня. Это важный посыл для более активного участия местного сообщества в формировании органов местного самоуправления.

— Ближайшие выборы, которые ждут Новосибирск, — выборы мэра. Какими, на ваш взгляд, они будут?

— Пройдут они 1 марта 2009 года. Это единый день голосования по всей стране. Те нововведения, которые недавно предложил президент, не отразятся на них, так как до назначения выборов, очевидно, они не будут приняты. Так что на предстоящих мартовских выборах можно будет воспользоваться и денежным залогом, который составит немалую сумму — около трех миллионов рублей.

Кроме внесения избирательного залога, чтобы стать зарегистрированным кандидатом на должность мэра Новосибирска, нужно собрать установленное законом количество подписей избирателей. Для политических партий, представленных в Государственной думе Федерального собрания РФ, сохраняются преференции — их кандидатам не нужно собирать подписи или вносить избирательный залог, достаточно решения полномочного органа партии в соответствии с уставом о выдвижении кандидата

А вот корректировки законодательства, принятые ранее, будут иметь место — отсутствие графы «против всех» и порога явки. Но я не думаю, что они сильно повлияют на ход кампании. Мы уже проводили по данной системе довыборы по двум городским округам и боялись, что явка будет маленькой или сильно возрастет количество недействительных (испорченных голосующими) бюллетеней. Как оказалось — ничего подобного. Более того, на 14-м округе, традиционно относимом к «спящим», людей пришло даже больше, чем обычно.

Я надеюсь, что предстоящая избирательная кампания со стороны кандидатов и иных участников избирательного процесса пройдет в рамках законодательства. Сейчас уже сформирована судебная практика по разбирательствам относительно незаконных методов агитации у кандидатов и СМИ. Поэтому и реагировать на такие проявления мы будем жестче.

А в целом я все-таки полагаю, что это будет не «война компроматов», как в прошлые годы, а именно состязание программ, которые будут представлять новосибирцам претенденты на должность градоначальника. Убежден, что возможные кандидаты понимают, что нужно уважительно относиться к своим избирателям, вести с ними открытый, честный диалог, а не использовать «грязные» технологии в отношении своих соперников. Ведь открытое состязание конструктивных идей, программ, состязание за право представлять интересы граждан — это и есть то, что составляет сущность выборного процесса.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: