Новосибирск 1.2 °C

На защите интересов города

02.12.2008 00:00:00

Муниципалитет такого города, как Новосибирск, ежедневно должен решать массу вопросов, многие из которых так или иначе касаются сферы права. Иски, имущественные споры, экспертиза различных нормативных актов — это только часть деятельности правового управления мэрии. И о квалификации его сотрудников говорит тот факт, что им удается выигрывать до 90% судебных процессов, в которых они участвуют.

На этой неделе управление отмечает 11 лет со дня своего создания и впервые может одновременно отпраздновать недавно учрежденный в нашей стране День юриста. Об этапах пройденного пути мы попросили рассказать руководителя правового управления мэрии заслуженного юриста России Светлану Фалееву.

— Светлана Ивановна, что значит для вас этот праздник — День юриста? И в чем специфика именно вашей работы как юриста муниципального?

— Действительно, в этом году указом Президента России был учрежден новый праздник — День юриста. Отмечается он 3 декабря, и самое приятное для нашего правового управления состоит в том, что и наш собственный день рождения приходится почти на это же время. Ведь 1 декабря 11 лет назад управление приступило к работе.

Юрист — профессия, основная цель которой — установление и поддержание справедливости. Мне кажется, не так много специальностей, одновременно настолько ответственных, уважаемых и сложных. Без преувеличения можно сказать, что именно от этих людей зависит порядок в обществе и государстве, исполнение его законов. Именно к специалистам в области права граждане обращаются за советом в сложных ситуациях, когда хотят защитить свои интересы.

О работе многих наших коллег- прокуроров, судей, адвокатов — народ имеет представление хотя бы по детективным фильмам или сериалам. А вот о деятельности таких структур, как наша, о правоведах в госучреждениях или других организациях я, к сожалению, не помню ни одного кино, и многие даже не представляют, чем мы здесь занимаемся. Хотя по сложности наша деятельность совсем не уступает другим. Я работала в прокуратуре, потом была адвокатом и с уверенностью могу сказать, что работа в мэрии, даже с учетом моего многолетнего опыта, гораздо сложнее. Новосибирск — город огромный, вопросов возникает много, и мы порой невероятно запутанные «лабиринты» в законодательстве проходим, чтобы найти единственно правильное решение.

Не могу не сказать о людях, с которыми я работаю, — на мой взгляд, это уникальный коллектив, коллектив единомышленников, я их всех очень люблю. Все до одного очень грамотны, профессиональны, ответственны.

Будет уместным вспомнить, когда именно и для чего создали в мэрии наше управление. В конце 90-х законодательство было очень противоречивым, имелось множество «пробелов» и в федеральном, и в областном. Разобраться в этом было непросто даже профессионалам, что уж тут говорить об обычных гражданах. В мэрию и в районные администрации города обращалось много людей, которые просили что-то разъяснить им, как-то помочь, защитить их права, возникала необходимость регулировать многие вопросы жизнедеятельности города, заново, с нуля создавать новые правила. Потом, уже после 2000 года, государством проведены реформы федеративных отношений и местного самоуправления. В октябре 2003 года был принят Федеральный закон N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Но до этого нам помогала нормативная база, которую мы сами сформировали.

— А какого рода вопросы были наиболее сложными для разработки нормативов и правил?

— Мне кажется, практически все. Например, городские рынки. Не было практически никаких норм, определяющих, как, где, по каким правилам можно такие площадки организовывать. А как вы помните, это было время расцвета как раз такой торговли. Нам, я имею в виду не только правовое управление, но и департамент потребительского рынка, приходилось разрабатывать необходимые документы, которые потом принимал или Совет депутатов, или мэр.

Не менее сложной была ситуация с немуниципальными перевозчиками. Нигде же не было прописано — на каких основаниях можно их привлекать, по каким принципам распределять маршруты. Был период, когда на некоторых остановках «престижных», прибыльных маршрутов одновременно могли стоять десятки пазиков и «газелей», создавая угрозу безопасности. А на других — вообще никого не было. Мы разработали правила, более рационально распределяющие перевозчиков и оговаривающие, например, что на определенных маршрутах могут работать только те, кто имеет большие автобусы. Понятно, что многие частные перевозчики совсем не хотели исполнять эти требования, уходить с более доходных улиц куда-то на периферию либо приобретать автобусы большей вместимости. У нас было много судебных споров по этому поводу, когда перевозчики обжаловали решения городского Совета и мэрии. Но мы выигрывали эти дела, и постепенно ситуация с городским транспортом стала более контролируемой.

— Какие еще судебные процессы можно назвать наиболее показательными? Есть организации, с которыми у вас идет давний «спор»?

— Мы, например, неоднократно судились с «Новосибирскэнерго». Весь прошлый год шел процесс по 24 искам на сумму более 3 миллиардов рублей, связанным с тепловой энергией, отпущенной населению за 2006 год. «Новосибирскэнерго» предъявляло требования к жилищным организациям Новосибирска, а мэрия была привлечена в качестве субсидиарного ответчика. По этим делам прошло более 300 судебных заседаний, было подготовлено огромное количество документов и расчетов и, в конечном итоге, благодаря нашим юристам энергетикам сначала пришлось снизить требуемую сумму до 680 миллионов, а закончилось тем, что они не выиграли ничего. Ни одной копейки.

Как я уже говорила, энергетики постоянно предъявляют к мэрии требования по взысканию денежных средств. Не так давно закончился в нашу пользу процесс, связанный с ТСЖ, расположенным на улице Бориса Богаткова. Энергокомпания пыталась получить 400 тысяч рублей с них и с нас — в качестве соответчика. Но нам удалось отстоять в суде как интересы городского бюджета, так и жителей, которым теперь не придется искать у себя отнюдь не маленькую сумму.

— Помимо юридической оценки многих решений мэрии и Совета депутатов, ваше управление, как я слышал, проводит специальную «антикоррупционную экспертизу»?

— Да, и это было наше собственное решение. Мы еще в прошлом году организовали семинар-тренинг, на который пригласили специалиста — разработчика методики проведения антикоррупционной экспертизы. И вот уже с прошлого декабря анализируем с этой точки зрения все проекты правовых актов. Например, решение Совета депутатов о размещении временных объектов на территории Новосибирска. Имеются в виду летние кафе, павильоны, торговые киоски, рынки, микрорынки и т.д. По действующему варианту, юридическое лицо или гражданин, решившие поставить такой объект, должны подать документы в районную администрацию, и там им давали «бегунок» — список лиц и организаций, которые он сам должен был обойти и все согласовать. Вот вам и «коррупционный фактор» — целый набор инстанций, с которыми человек остается «один на один» и пытается их убедить дать ему разрешение. Мы посчитали необходимым изменить эту систему и организовать принцип «единого окна», документы подаются в администрацию района, а в последующем структурные подразделения мэрии сами решают все вопросы согласования, и заявителям в установленное время дается ответ. Таких моментов, на самом деле, масса. Скажем, в нормативном акте говорится: решение может быть принято в течение 6 месяцев, либо вообще не указан срок. И в этом случае решение может быть принято от недели до полугода, что рождает с той или другой стороны соблазн «ускорить» процесс. Мы убираем такие двусмысленные вещи. Ставим определенные сроки, прописываем определенные алгоритмы действий.

Сейчас на уровне области губернатор принял постановление о необходимости проведения антикоррупционной экспертизы на территории всего региона, а мы начали у себя это делать гораздо раньше, что не может нас не радовать.

— Насколько работа муниципалитета зависит от законов Федерации и субъекта?

— Во многом зависит. В частности, необходимо доводить до федеральных властей наше мнение по совершенствованию законодательства о местном самоуправлении. Если мы не будем объяснять, какие законы, касающиеся непосредственно муниципалитетов, эффективны, а какие — нет, то нормальной системы нам никогда не построить. И мэр Новосибирска Владимир Филиппович Городецкий неоднократно выступал и перед депутатами Государственной думы, и перед правительством, рассказывая о нашем видении системы местного самоуправления и проблемах и практике реализации законов. Уже четыре года, с момента начала реализации 131-го федерального закона, Владимир Филиппович принимает участие в различных рабочих группах, «круглых столах», совещаниях и семинарах, которые проводят государственные организации, а также некоммерческие, объединяющие муниципалитеты России (АСДГ, ВСМС). Уже долгое время мэр является президентом одной из них — Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, а также членом национальной делегации РФ в комитете местных и региональных властей Совета Европы и членом президиума общероссийского Конгресса муниципальных образований, входит он и в советы по местному самоуправлению при председателе ГД РФ и Президенте РФ. Это значит, что он может представлять интересы Новосибирска и ряда других муниципалитетов сибирских и дальневосточных территорий на самом высоком уровне. Причем не всегда просто донести до Москвы наше видение. Бывает, приходится спорить, доказывать свою позицию, находить новые аргументы. Но зато за прошедшее время в 131-й ФЗ внесено более 200 поправок, большинство — по предложениям муниципалитетов.

Мы, например, несколько лет доказывали Госдуме и правительству необходимость принятия закона о поддержке малого и среднего бизнеса. И вот в августе наконец вышел федеральный закон, предусматривающий преимущественное право выкупа недвижимости добросовестными арендаторами, которые на протяжении 3-х лет до этого занимали данные помещения. Не без участия местного самоуправления был принят и 185-й закон, предполагающий направление огромных федеральных средств на капитальный ремонт жилых домов и переселение из ветхого и аварийного жилья на условиях софинансирования.

Конечно, остались вопросы — это и проблемы финансового обеспечения муниципалитетов, и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, и многое другое, но мы уверены, что все это рано или поздно будет решено.

Наше управление, со своей стороны, готово делиться опытом, как мы уже не первый год делаем это на семинарах АСДГ. А в ближайшее время состоится большое совещание по противодействию коррупции, в котором примут участие более 200 юристов из Новосибирска и Новосибирской области.

В заключение, пользуясь возможностью, хотелось бы поздравить наших коллег — юристов города, работающих в различных сферах — строительстве, здраво-охранении, образовании, в производственных отраслях, а также судей, прокуроров, адвокатов, нотариусов и других юристов с профессиональным праздником и пожелать интересных дел, успехов и побед в работе, удачи, здоровья и личного благополучия!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: