Как-то
Заключаются на небесах
Поиски источника фразы «браки заключаются на небесах» уводят в одну из первых глав Библии, где Бог говорит, что «нехорошо быть человеку одному». Из библейских текстов видно, что Создатель проявил максимум заботы о сотворённом Им человеке Адаме, создав ему из его же ребра спутницу праматерь всего человечества Еву. К слову сказать, это сотворение женщины из плоти мужчины стало основой для крылатой фразы «Плоть от плоти» (родственная близость), ну а самих женщин иногда иронично называют «ребром Адама». Ещё одно крылатое выражение «Седина в бороду, а бес в ребро» из той же серии. В Библии прописаны и основные принципы брачного союза: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». Здесь же указана и одна из главных целей супружеского союза: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Последняя цитата, кстати, дезавуирует очень распространённое в современном, мало сведущем в библейских вопросах, обществе мнение, будто Адам и Ева согрешили перед Богом тем, что вступили в физическую близость. Оказывается, супружеская близость была благословлена Самим Богом.
Как звали жену Каина?
И ещё об одном широко распространённом недоумении, часто возникающем у тех, кто начинает изучать Библию. После того, как сын Адама и Евы Каин убил своего брата Авеля, Бог изгнал его из благодатных мест в землю «Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха». Откуда появилась эта жена? недоумевают многие. Неужели Бог помимо Адама и Евы создал ещё одну человеческую расу? На что библеисты обычно отвечают, что,
Повреждённые гены
«Какой ужас! скажут многие. Как это можно жениться на своей сестре или племяннице, а как же Моисеевы законы, запрещающие родственные браки?» Действительно, пророк Моисей последовательно насаждая среди своих соплеменников данные ему Богом законы, не оставлял без внимания и законы брачные, которые ограничивали кровосмесительные союзы. Однако происходило это спустя две с половиной тысячи лет после сотворения человека. К этому времени человечество уже накопило множество генных повреждений, которые передавались по наследству. Поскольку родственники одной крови были носителями одинаковых повреждений, то у потомков брачных союзов близких родственников была высока вероятность наложения одинаковых повреждённых генов. Следствием же такого наложения, в большинстве случаев, было физическое уродство. Первые же люди, населяющие землю, таких генных повреждений накопить просто ещё не успели, потому и вынужденное кровосмешение не считалось мерзостью перед Богом.
С кем можно, а с кем нельзя
Зародившееся христианство с первых веков жёстко установило запреты на кровосмесительные браки, к которым, помимо браков между кровной роднёй, были отнесены и браки тех, кто стал близким родственником через бракосочетание одного из членов своей семьи (свояки) и родственником духовным после таинства крещения (кумовство).
Брак или блуд?
Несколько лет тому назад в православной среде пошло поветрие непризнания нецерковных браков. Неожиданно для себя невенчанные супруги узнавали от своих духовных наставников, что, несмотря на имеющийся штамп в паспорте, они живут в блуде и дети их незаконнорожденные. Отлучённых «за блуд» от причастия прихожан стало столько, что в эту парадоксальную ситуацию пришлось вмешаться самому патриарху. Патриарх Алексий II жёстко осудил священников, которые не допускают к причастию прихожан, живущих в гражданском браке, но не венчанных в церкви. При этом было уточнено, что в данном случае под гражданским браком понимается брак, зафиксированный в ЗАГСе. А вот распространённое в наше время сожительство без регистрации, которое в обиходе также называют гражданским браком, Православная церковь однозначно считает блудным и как брак не признаёт. Зарегистрированный же брак считается законным, но не получившим церковного благословения. Число же желающих получить это благословение, то бишь повенчаться в храме, с каждым годом растёт, как и количество заявлений с просьбой «развенчать» неудавшийся брак.
Нужно ли венчаться?
Статистические данные свидетельствуют, что в Новосибирске на 100 регистраций брака приходится 80 разводов, и хотя отношение количества венчаний к количеству заявлений о расторжении церковного брака никто не подсчитывал, думается, процентные соотношения здесь аналогичные. И всё потому, что нынешние молодожёны воспринимают венчание как некий ритуал сродни возложению цветов к монументу Славы в день бракосочетания. Попытки же некоторых священников провести с желающими повенчаться предварительную беседу, помочь им накануне совершения этого церковного таинства подготовиться к исповеди и причастию обычно сводятся к тому, что молодожёны отправляются в другой храм, где брачный розыск ограничивается выяснением их платёжеспособности. И венчаются в наших храмах огромное количество крещёных, но мало сведущих в православии людей, причём некоторые по нескольку раз. Мало того, сами того не осознавая, они при этом дают клятву перед Богом хранить брак в чистоте до самой смерти. И очень скоро обманывают Бога, становясь клятвопреступниками. Так, может, правы старые люди, с грустью говоря, наблюдая за поставленным на поток процессом церковного венчания: «Не стоит понапрасну топтать венец!»