Новосибирск 11.6 °C

Не топчите венец понапрасну

05.12.2008 00:00:00

Будет ли их «брак честен и ложе нескверно» — зависит от самих молодожёнов

Как-то участникам одного из популярных телевизионных реалити-шоу задали вопрос: «Где заключаются браки?» Вариантов ответа было три: в ЗАГСе, в церкви, на небесах. Когда ведущий провозгласил правильный ответ, которым оказался первый из приведённого перечня, то один из опрашиваемых начал возражать, утверждая, что правильный ответ — третий, чем ведущего сильно удивил.

Заключаются на небесах

Поиски источника фразы «браки заключаются на небесах» уводят в одну из первых глав Библии, где Бог говорит, что «нехорошо быть человеку одному». Из библейских текстов видно, что Создатель проявил максимум заботы о сотворённом Им человеке Адаме, создав ему из его же ребра спутницу — праматерь всего человечества Еву. К слову сказать, это сотворение женщины из плоти мужчины стало основой для крылатой фразы «Плоть от плоти» (родственная близость), ну а самих женщин иногда иронично называют «ребром Адама». Ещё одно крылатое выражение «Седина в бороду, а бес в ребро» — из той же серии. В Библии прописаны и основные принципы брачного союза: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». Здесь же указана и одна из главных целей супружеского союза: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Последняя цитата, кстати, дезавуирует очень распространённое в современном, мало сведущем в библейских вопросах, обществе мнение, будто Адам и Ева согрешили перед Богом тем, что вступили в физическую близость. Оказывается, супружеская близость была благословлена Самим Богом.

Как звали жену Каина?

И ещё об одном широко распространённом недоумении, часто возникающем у тех, кто начинает изучать Библию. После того, как сын Адама и Евы Каин убил своего брата Авеля, Бог изгнал его из благодатных мест в землю «Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха». Откуда появилась эта жена? — недоумевают многие. Неужели Бог помимо Адама и Евы создал ещё одну человеческую расу? На что библеисты обычно отвечают, что, во-первых, Библия — это не историческая монография, в строгом порядке описывающая хронологию жизни на Земле, а книга откровений, где указаны важнейшие события, объясняющие причины того или иного поворота пути развития человечества. Во-вторых, Библию нужно читать внимательно, а там про Адама написано, что «родил он сынов и дочерей». За свою долгую жизнь (согласно Библии, первый человек прожил 930 лет) у Адама и Евы появилось достаточно много детей, внуков и правнуков, которые были вынуждены заключать между собой родственные браки. Поскольку в библейском тексте не указано, когда именно Каин «познал жену свою», то его женой могла быть либо сестра, либо племянница, либо более дальняя родственница.

Повреждённые гены

«Какой ужас! — скажут многие. — Как это можно жениться на своей сестре или племяннице, а как же Моисеевы законы, запрещающие родственные браки?» Действительно, пророк Моисей последовательно насаждая среди своих соплеменников данные ему Богом законы, не оставлял без внимания и законы брачные, которые ограничивали кровосмесительные союзы. Однако происходило это спустя две с половиной тысячи лет после сотворения человека. К этому времени человечество уже накопило множество генных повреждений, которые передавались по наследству. Поскольку родственники одной крови были носителями одинаковых повреждений, то у потомков брачных союзов близких родственников была высока вероятность наложения одинаковых повреждённых генов. Следствием же такого наложения, в большинстве случаев, было физическое уродство. Первые же люди, населяющие землю, таких генных повреждений накопить просто ещё не успели, потому и вынужденное кровосмешение не считалось мерзостью перед Богом.

С кем можно, а с кем нельзя

Зародившееся христианство с первых веков жёстко установило запреты на кровосмесительные браки, к которым, помимо браков между кровной роднёй, были отнесены и браки тех, кто стал близким родственником через бракосочетание одного из членов своей семьи (свояки) и родственником духовным после таинства крещения (кумовство). Как-то знакомый автора этих строк при встрече поделился радостью: дескать, выдавал дочку замуж, а на свадьбе его младшая дочка познакомилась с младшим братом жениха, молодые люди подружились, и теперь, вполне возможно, с новой роднёй придётся породниться ещё раз. Он с женой, да и сват со сватьей, просто без ума от такого счастливого расклада. Пришлось своего знакомого огорчить: согласно гражданскому праву, такой брак вполне допустим, но вот в церкви венчаться уже нельзя, так как по церковным правилам родня невесты настолько породнилась с роднёй жениха, что теперь брат мужа одной его дочери (деверь) стал для второй дочери близким родственником. В церковном Уставе существует целая система вычисления степени родственных связей. Раньше всеми этими вычислениями занимался священник той церкви, где предполагалось венчание. Священник, на котором лежала немалая ответственность, перед совершением таинства венчания проводил обручение, после чего приступал к так называемому брачному розыску, чтобы выявить, нет ли каких-либо канонических препятствий для заключения брака. Чтобы облегчить этот самый розыск, обычно венчание проводилось в той церкви, к которой был приписан один из брачующихся. Нужно отметить, что до революции браки заключались только в церковных структурах: каждому признанному в России вероисповеданию было дано право фиксировать акты гражданского состояния: рождение, бракосочетание, смерть. Для граждан православного вероисповедания брак считался законным только после венчания. Для заключения брака православных с инославными христианами (католиками, лютеранами и т. п.) епархиальные консистории снабжались подробнейшими инструкциями. А вот браки с иноверцами (буддистами, иудеями, мусульманами) российским подданным православного вероисповедания были вообще запрещёны. Существовала большая проблема со старообрядцами, отношение к которым у государственных и церковных структур в течение столетий постоянно колебалось от запретов и гонений до вынужденной терпимости, как некой неизбежности. Браки среди некоторых старообрядческих толков церковь вообще не фиксировала, считая их недействительными, а детей, рождённых в таких браках — незаконнорождёнными.

Брак или блуд?

Несколько лет тому назад в православной среде пошло поветрие непризнания нецерковных браков. Неожиданно для себя невенчанные супруги узнавали от своих духовных наставников, что, несмотря на имеющийся штамп в паспорте, они живут в блуде и дети их незаконнорожденные. Отлучённых «за блуд» от причастия прихожан стало столько, что в эту парадоксальную ситуацию пришлось вмешаться самому патриарху. Патриарх Алексий II жёстко осудил священников, которые не допускают к причастию прихожан, живущих в гражданском браке, но не венчанных в церкви. При этом было уточнено, что в данном случае под гражданским браком понимается брак, зафиксированный в ЗАГСе. А вот распространённое в наше время сожительство без регистрации, которое в обиходе также называют гражданским браком, Православная церковь однозначно считает блудным и как брак не признаёт. Зарегистрированный же брак считается законным, но не получившим церковного благословения. Число же желающих получить это благословение, то бишь повенчаться в храме, с каждым годом растёт, как и количество заявлений с просьбой «развенчать» неудавшийся брак.

Нужно ли венчаться?

Статистические данные свидетельствуют, что в Новосибирске на 100 регистраций брака приходится 80 разводов, и хотя отношение количества венчаний к количеству заявлений о расторжении церковного брака никто не подсчитывал, думается, процентные соотношения здесь аналогичные. И всё потому, что нынешние молодожёны воспринимают венчание как некий ритуал — сродни возложению цветов к монументу Славы в день бракосочетания. Попытки же некоторых священников провести с желающими повенчаться предварительную беседу, помочь им накануне совершения этого церковного таинства подготовиться к исповеди и причастию обычно сводятся к тому, что молодожёны отправляются в другой храм, где брачный розыск ограничивается выяснением их платёжеспособности. И венчаются в наших храмах огромное количество крещёных, но мало сведущих в православии людей, причём некоторые по нескольку раз. Мало того, сами того не осознавая, они при этом дают клятву перед Богом хранить брак в чистоте до самой смерти. И очень скоро обманывают Бога, становясь клятвопреступниками. Так, может, правы старые люди, с грустью говоря, наблюдая за поставленным на поток процессом церковного венчания: «Не стоит понапрасну топтать венец!»

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: