Новосибирск -1.9 °C

Выбор Forbes, или Миллион за «Зайчика после бомбовой атаки»

13.12.2008 00:00:00

Пьер Броше (слева) говорит, что вопрос об инвестиционной привлекательности современного искусства всегда очень сложен

Список ста самых богатых людей России, ежегодно публикуемый журналом «Форбс«, читатели ожидают с неизменным интересом. «Арт-список» «Форбс«, конечно, не вызывает столь ажиотажного внимания. И тем не менее познакомиться с выбором авторитетного издания и увидеть воочию работы современных художников, цены на которые со временем, возможно, будут выражаться суммами с пятью и шестью нулями в евро, было, безусловно, интересно.

Выбор Forbes был представлен на закрытом показе в »А-Клубе« «Альфа-банка». Открытие подобных отделений по обслуживанию VIP-клиентов банк традиционно сопровождает эксклюзивными выставками.

На новосибирской выставке было решено представить современных художников, преимущественно молодых, цены на работы которых на настоящий момент не превышают 10 тысяч евро. Общая стоимость 46 привезенных в город картин кисти четырнадцати художников на сегодняшний день составляет порядка 180 тысяч евро. Но, как полагают эксперты «Форбса«, цены на эти работы будут расти.

Отвечая на вопрос, по каким критериям составляется «арт-список» «Форбса», главный редактор новосибирской версии журнала Максим Кашулинский сказал:

— Среди ныне живущих российских художников есть такие, чьи картины продавались на аукционах дороже, чем за миллион долларов, есть художники, чьи картины продаются за сотни тысяч долларов… Однако мы понимаем, что спрос на такие работы весьма ограничен. Поэтому мы решили посмотреть на то, что делается в самой нижней, по меркам арт-рынка, ценовой категории. И вот уже второй год подряд мы с помощью экспертного совета ведем такой поиск. В Новосибирске представлены результаты «Выбора Forbes» 2007 и 2008 годов.

В прошлом году в арт-списке «Форбса» было 10 фамилий, в этом — четыре. Среди нынешних финалистов есть как лидеры прошлогоднего опроса — Диана Мачулина и Ростан Тавасиев, так и два новичка — Влад Кульков и Аня Желудь.

Аня Желудь представлена жанром инсталляции — металлическими трусиками и пиджаками из серии «Легкая промышленность». Ростан Тавасиев любит создавать свои картины из мягких игрушек, прикрепляя их к холсту, соединяя коллажи с живописью. Его работу «Прибавочный элемент» приехавший с выставкой коллекционер Пьер Броше шутливо «окрестил» «Зайчиком после бомбовой атаки». Будет ли «зайчик» через десять лет стоить миллионы евро — вопрос, конечно, интересный. Мы на всякий случай снялись на фоне экстравагантного полотна. Как, впрочем, и на фоне других полотен — Анны Броше, Дмитрия Гутова, Александра Савко, Константина Латышева и других. Анна Броше берет для своих работ образы из рекламы косметических средств и свободными мазками превращает идеальные модели в женщин трудной судьбы. Марина Федорова апеллирует к современному гламуру. А Александр Савко работает в так называемом жанре палимпсеста — то есть рисует свои картины «поверх» хрестоматийных. «Черновиком» является привычная и знакомая, растиражированная до безликости, ставшая элементом массовой культуры отечественная классика. Савко «актуализирует» канонические сюжеты, наполняя их современными персонажами — семейкой Симпсонов, телепузиками…

Самый дорогой из представленных в экспозиции художников — Алексей Калима, он родом из Грозного и, благодаря своим фрескам и графическим листам, получил от международной общественности прозвище «чеченский Гойя» (на выставке представлены его работы серии «История с красными стульями»).

— «История с красными стульями» бьет рекорды по скорости развития цены, — говорит коллекционер Пьер Броше, приехавший с выставкой. — Если три года назад я был первым коллекционером, кто приобрел его работы, я купил их за полторы тысячи долларов, то сейчас они продаются как горячие пирожки в Берлине за 50–60 тысяч евро. Он включен в списки художников, которые в следующем году будут представлять русское искусство в Венеции.

Вообще же, говорит Пьер, вопрос об инвестиционной привлекательности современного искусства всегда очень сложен:

— Никаких гарантий тут быть не может. Хотя, как коллекционеры, мы делаем все, чтобы эти работы стоили дорого. Но если через 10–20 лет их цена и не будет измеряться в миллионах евро — то и Бог с ними. Когда речь идет об искусстве, вопрос инвестиций все же не является самым первостепенным. Уже сам факт, что представление этих работ дает повод для встречи, разговора, спора, для хорошей тусовки — достойный повод заниматься коллекционированием. Не говоря уже об эстетическом удовольствии, которое получает тот, кто приобретает картину. Сегодня мы можем говорить о том, что в России появилась генерация людей успешных и состоятельных, которые прежде занимались только бизнесом, теперь начинают интересоваться последними тенденциями не только в сфере профессиональных интересов и готовы поддерживать культуру. Третьяков, Мамонтов, Щукин, Морозов, Демидов — все они были блестящими бизнесменами. Но они были и коллекционерами, и в истории своей страны они остались именно потому, что были коллекционерами.

Насколько в плане инвестиций могут быть привлекательны новосибирские художники? По словам гостей, во время своего новосибирского визита они побывали в галерее «Старый город» и увидели там много интересного. Кроме того, Пьер Броше поддерживает связь с арт-группой «Синие носы», в состав которой входит новосибирский художник Вячеслав Мизин. Самая нашумевшая из последних историй, связанных с «Носами», — история с их фотографической работой «Эра милосердия» (где изображены целующиеся милиционеры на фоне заснеженных березок). Экс-министр культуры Александр Соколов публично раскритиковал это произведение эпатажного поп-арта, которое среди прочих должно было представлять Россию на выставке в Париже, назвав его «порнографией». Генеральный директор Третьяковской галереи Валентин Родионов предъявил судебный иск. Суд принял решение в пользу Соколова. Скандал сильно добавил популярности «Носам», повысив тем самым продаваемость их работ.

— Во время своего прошлого приезда в ваш город я искал представителей группы «Синие носы», — говорит Пьер Броше. — В итоге я приобрел у них сразу 10 работ. В 2004 году каждая из фотографий обошлась мне в 100 долларов. Сейчас каждая из этих работ стоит порядка 9 тысяч евро. То есть можно сказать, что это была для меня достаточно выгодная инвестиция. Другой вопрос, буду ли я продавать эти работы, хочу ли я их продавать, буду ли я предлагать эти работы на аукцион… Могу только сказать, что эти работы мне супернравятся и общаться с этими художниками мне всегда приятно.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: