Начну с личного наблюдения. Только во время кризиса «круглые столы» становятся так похожи на клубные вечеринки. А консультанты, докладчики, финансисты и представители бизнеса
А теперь о конкретных стратегиях и тактиках работы в условиях кризиса, которыми поделились на «круглом столе»
Представители кадрового агентства
Его выступление, начавшееся с развенчивания основных сегодняшних мифов (о том, например, что кризис естественен и цикличен, о том, что денег нет, о том, как все было замечательно раньше и будет позже тоже очень хорошо), подталкивало к выводу: сани надо готовить летом, а бизнес к грядущим изменениям и, возможно, не к лучшим прямо сейчас. Для подтверждения своей мысли Игорь привел пример, не называя имени, с крупным новосибирским бизнесменом, который не хотел готовить свой бизнес к продаже заранее. А в результате ему пришлось продавать много и быстро. Для того, чтобы спасти хоть
Если говорить о предлагаемых для бизнеса инструментах инвестиций, то, по словам Ладыгина, сегодня это частные инвестиции или продажа долей бизнеса. Ни векселя, ни кредиты, ни облигации пока, по крайней мере, до марта, когда всё определится, работать не будут. По словам финансового консультанта, проблем с деньгами у инвесторов (имеются в виду не только частные лица, но и компании, в том числе иностранные, но с выведенным за рубеж российским капиталом) не наблюдается.
Что касается вопроса о господдержке, заданного из зала, то на него директор инвестиционной компании ответил так: «Только что ваша область получила господдержку ипотеки и строительного сектора в размере 25 миллионов рублей. Вот,
Одним словом, спасение утопающих всегда было и будет делом рук самих утопающих. Причем из других выступлений выяснилась забавная вещь.
Продажи все эти годы, оказывается (из выступления Владимира Косых, руководителя рекламного агентства «NMAR»), подменялись сбытом. Товар не продавали, а отпускали. Успешные компании, как правило, брали скоростью, за счет чего, опережая конкурентов, росли не по дням, а по часам.
Теперь, наконец, пришло время маркетинга и продаж, а не тупой логистики, как было до кризиса. Надо будет решать: кому и что продавать? Как и чем привлечь «не своих» до кризиса клиентов? И вообще, какой он «свой клиент»? Или, говоря специальным языком, начинать узко сегментировать рынок.
Неплох был и пример, приведенный Косых в конце. Из бутылки, куда засунули мух и пчел, выберутся наверняка мухи, а вот пчелы, скорее всего, погибнут. Потому что пчелы ориентируются на свет и будут привычно биться о стекло. А вот мухи, двигающиеся хаотично, скорее всего, найдут выход.
Не один раз высказываемая присутствующими на «круглом столе» мысль о том, что только теперь становится интересно жить и работать, вполне гармонично вписывалась
Замечу, что вполне в русле этого тренда и повышение роли руководителя, и влияние его личности и силы на своевременность принятия решений в его организации
И работа в команде (где, оказывается, очень важно мнение каждого сотрудника и его приверженность организации), и отношение к кадрам
В общем, только во время кризиса, как оказалось, простые и ясные требования, предъявляемые к руководителю, и известные чуть ли не с Ноя,
Обескураживающий вывод, честно говоря. Остается теперь только дождаться конца кризиса, чтобы на таком же «круглом столе» поговорить о кризисных стратегиях, которые доказали свою жизнеспособность. Рискну предположить: главным качеством окажется жизнерадостность, о чем скажут все, но не в докладах, а в кулуарах. Но кто знает