Новосибирск -0.6 °C

Время по «Гринвичу»

19.12.2008 00:00:00

Начну с личного наблюдения. Только во время кризиса «круглые столы» становятся так похожи на клубные вечеринки. А консультанты, докладчики, финансисты и представители бизнеса и бизнес-элиты, в отличие от обычных времен, начинают отличаться друг от друга и нас, обычных людей, разницей в эмоциях и отношении к жизни — а не как обычно, своим, вывешенным на всеобщее обозрение и гордо полощущимся, как флаг на ветру, статусом…

А теперь о конкретных стратегиях и тактиках работы в условиях кризиса, которыми поделились на «круглом столе» в бизнес-центре «Гринвич« консультанты и бизнесмены-практики. Практики, завод «ЖБИ-4» и сеть магазинов «Посудоцентр«, как оказалось, выбрали тактику оперативной разведки и мгновенного реагирования. Консультанты в лице фирмы »Азия-консалтинг« предлагали придерживаться продуманной, лучше всего на три года вперед, стратегии.

Представители кадрового агентства «Аванта-персонель» очень к месту вспомнили о «круглом столе», проходившем тремя месяцами раньше на актуальную, как казалось тогда, тему «Кадровый голод«. Действительно, никто не мог предположить, что нас ждет избыток кадров. С другой стороны, выступление директора инвестиционной компании «БКС-консалтинг» Игоря Ладыгина прямо-таки заставляет задуматься: а что же будет потом?

Его выступление, начавшееся с развенчивания основных сегодняшних мифов (о том, например, что кризис естественен и цикличен, о том, что денег нет, о том, как все было замечательно раньше и будет позже тоже очень хорошо), подталкивало к выводу: сани надо готовить летом, а бизнес к грядущим изменениям — и, возможно, не к лучшим — прямо сейчас. Для подтверждения своей мысли Игорь привел пример, не называя имени, с крупным новосибирским бизнесменом, который не хотел готовить свой бизнес к продаже заранее. А в результате ему пришлось продавать много и быстро. Для того, чтобы спасти хоть что-нибудь из дела.

Если говорить о предлагаемых для бизнеса инструментах инвестиций, то, по словам Ладыгина, сегодня это — частные инвестиции или продажа долей бизнеса. Ни векселя, ни кредиты, ни облигации пока, по крайней мере, до марта, когда всё определится, работать не будут. По словам финансового консультанта, проблем с деньгами у инвесторов (имеются в виду не только частные лица, но и компании, в том числе иностранные, но с выведенным за рубеж российским капиталом) не наблюдается.

Что касается вопроса о господдержке, заданного из зала, то на него директор инвестиционной компании ответил так: «Только что ваша область получила господдержку ипотеки и строительного сектора в размере 25 миллионов рублей. Вот, в общем-то, и ответ на ваш вопрос, стоит ли на нее рассчитывать. Если уж сеть «Пятерочка« не получила денег, то о чем тут говорить…»

Одним словом, спасение утопающих всегда было и будет делом рук самих утопающих. Причем из других выступлений выяснилась забавная вещь. Во-первых, наш российский бизнес жил все эти годы так хорошо, что ему не требовалось ни узкого сегментирования рынка, ни работы по формированию своего имиджа, ни даже хорошей рекламы, адресованной конкретной целевой аудитории (чем занимался и занимается западный рынок всегда). Главное, оказывается, было просто сказать, что ты есть, а потом напоминать о том, что ты есть, — рынок съедал все, что предлагалось.

Продажи все эти годы, оказывается (из выступления Владимира Косых, руководителя рекламного агентства «NMAR»), подменялись сбытом. Товар не продавали, а отпускали. Успешные компании, как правило, брали скоростью, за счет чего, опережая конкурентов, росли не по дням, а по часам.

Теперь, наконец, пришло время маркетинга и продаж, а не тупой логистики, как было до кризиса. Надо будет решать: кому и что продавать? Как и чем привлечь «не своих» до кризиса клиентов? И вообще, какой он — «свой клиент»? Или, говоря специальным языком, начинать узко сегментировать рынок.

Неплох был и пример, приведенный Косых в конце. Из бутылки, куда засунули мух и пчел, выберутся наверняка мухи, а вот пчелы, скорее всего, погибнут. Потому что пчелы ориентируются на свет и будут привычно биться о стекло. А вот мухи, двигающиеся хаотично, скорее всего, найдут выход.

Не один раз высказываемая присутствующими на «круглом столе» мысль о том, что только теперь становится интересно жить и работать, вполне гармонично вписывалась в эту бизнес-картинку. Весьма далекую от тех красивых и логичных схем, которыми пичкают бедных студентов, обучающихся бизнесу.

Замечу, что вполне в русле этого тренда и повышение роли руководителя, и влияние его личности и силы на своевременность принятия решений в его организации… И работа в команде (где, оказывается, очень важно мнение каждого сотрудника и его приверженность организации), и отношение к кадрам… В общем, только во время кризиса, как оказалось, простые и ясные требования, предъявляемые к руководителю, и известные чуть ли не с Ноя, наконец-то в России становятся востребованными. А до кризиса — без них обходиться, оказывается, можно! И легко!

Обескураживающий вывод, честно говоря. Остается теперь только дождаться конца кризиса, чтобы на таком же «круглом столе» поговорить о кризисных стратегиях, которые доказали свою жизнеспособность. Рискну предположить: главным качеством окажется жизнерадостность, о чем скажут все, но не в докладах, а в кулуарах. Но кто знает…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: