Новосибирск 3.3 °C

Что изменится в поликлиниках?

24.12.2008 00:00:00

Проблемы названы

Холодное время года не случайно называют сезоном простуд. Один чихает, другой кашляет, третий жалуется на горло… Но, страдая от явного недомогания, заболевшие граждане обычно не спешат к врачу. Объяснение одно:

— Полдня в поликлинике проведешь, и все без толку. То нужного терапевта нет, то на анализы опоздал. Кроме того, могут так нахамить, что давление подскочит «до небес».

Руководитель департамента здравоохранения области Владимир Степанов на совете администрации перечислил главные проблемы амбулаторно-поликлинической службы. Это недостаточно четкая работа регистратуры, перегруженность бумажными делами участковых врачей, несовершенный порядок финансирования поликлиник и многое другое.

По словам руководителя департамента, из всех обращений граждан в их организацию до 80 процентов составляют жалобы на работу амбулаторно-поликлинического звена. Пациентов не устраивают очереди, грубость и некачественная медицинская помощь.

Чтобы изменить положение дел, планируется внедрить новые формы организации работы поликлиник. Прежде всего — придать регистратуре статус организационного центра лечебного учреждения. И поставить перед ней задачу — сделать так, чтобы люди приходили на прием точно по времени, а не проводили долгие часы в очередях у кабинетов врачей. Очень важно увеличить число медработников регистратуры, оборудовать компьютерами их рабочие места. В кабинете каждого участкового врача также должен быть телефон и компьютер. Таким образом, оснащение поликлиник необходимым оборудованием будет приведено в соответствие со стандартами Минздравсоцразвития России. Кроме того, предполагается ввести должности помощника участкового врача. Это позволит в какой-то степени разгрузить терапевта, увеличить его время для лечебной работы. А в целом программу совершенствования деятельности поликлиник планируется реализовать в течение 2009–2011 годов. Так что мы стоим на пороге перемен в так называемом амбулаторном звене.

Первая ступень к здоровью

Если театр начинается с вешалки, то поликлиника — с регистратуры. К этому застекленному помещению мы устремляемся, едва перешагнув порог лечебного учреждения. Возле каждого окошечка — очередь, обычно из хмурых, взволнованных людей. Почему же они нервничают? Потому что не уверены, попадут ли к нужному им врачу. Их опасения не лишены оснований…

Можно послушать некоторые диалоги, чтобы убедиться в этом:

— Мне к терапевту третьего участка.

— Она во вторую смену.

Регистратор не пояснила, когда начинается эта смена, с часа или с трех часов, есть ли возможность записаться на прием…

Подобная история:

— Я хочу попасть к окулисту.

— Талонов нет.

Опять же формальный ответ, сотрудник поликлиники должна была узнать, что с больным — может, травма или осложнение после стационара, тогда нужна срочная помощь. Но даже если нет каких-то ЧП, ее обязанность подсказать, в какой день пациент может попасть к врачу.

Верно отметил на совете администрации Владимир Степанов: особое внимание следует уделять подготовке персонала — в регистратуре должны работать специалисты высокой квалификации, люди с высокой культурой.

В городской поликлинике N 21 Кировского района регистратура небольшая. Вокруг нее обычно так же многолюдно, как и в других подобных учреждениях. Здесь тоже порой слышатся недовольные, раздраженные голоса пациентов. Но не раз приходилось убеждаться — конфликты гаснут, толком не начавшись. Медицинские работники стараются быстро «разрулить» ситуацию.

Главный врач двадцать первой Галина Колмыкова объяснила это тем, что в коллективе относятся к регистратуре как к одному из главных подразделений. Рабочие места оборудованы компьютерами, это позволяет быстро получить информацию о конкретном пациенте, оформить статистический талон и направить больного к врачу. И сотрудники здесь опытные, работают по 6–7 лет.

По словам Галины Алексеевны, вначале и у этих медработников были ошибки, трения в общении с пациентами. Но при каждом трудном случае главный врач старалась вникнуть в конфликт, найти правых и виноватых, а позднее проводила «разбор полетов» со всем звеном регистраторов. Помогала людям осознавать их промахи, советовала, как надо было поступить, что сказать посетителю поликлиники. И не уставала повторять: на этом участке работы особенно требуются терпение, доброжелательность, умение понять чувства заболевшего человека. Со временем медработники освоили все тонкости своего дела — с учетом требований главного врача.

По мнению опытного руководителя Галины Колмыковой, преобразование регистратур имеет хорошие перспективы. Компьютеризация этих подразделений, оборудование их информационно-справочными модулями (как на вокзалах, в аэропортах), подбор высококвалифицированных кадров — все это в конечном счете отразится на качестве и доступности медицинской помощи.

Конечно, и в своей поликлинике Галина Алексеевна хотела бы иметь регистратуру побольше, и штат сотрудников посолиднее, но все упирается в недостаток площадей. Дополнительных специалистов просто некуда посадить…

Сколько пациентов — столько и денег

Очень волнует врачей и предстоящее изменение порядка финансирования поликлиник. На одном из выездных совещаний руководителей здравоохранения министр Росздравсоцразвития Татьяна Голикова сказала, что подушевое финансирование лечебных учреждений выгодно и медикам, и пациентам. Она заметила, что все 19 регионов страны, участвующие в пилотном проекте, значительно продвинулись в повышении оплаты труда в сфере здравоохранения при одновременном повышении качества медицинского обслуживания. Но, по убеждению министра, еще до перевода с 2009 года всех субъектов РФ на подушевое финансирование через систему ОМС необходимо подготовить методические указания и разработать критерии оценки труда медиков, которые должны быть отражены в трудовых договорах.

Кстати, пациенты в новых условиях могут сами выбирать ту поликлинику или больницу, которая предлагает им более качественные услуги. Это, в свою очередь, будет влиять на размер финансирования более популярного у больных учреждения, средства смогут направляться как на оплату труда медиков, так и на приобретение необходимого оборудования, на другие нужды.

Самое главное — при подушевом принципе сотрудники поликлиник будут экономически заинтересованы в улучшении здоровья своих пациентов. Так как при оценке труда того же участкового врача учитывается охват вакцинацией, диспансеризацией, количество вызовов «скорой«, число жалоб и т.д. Выходит, у кого подопечных больше и чувствуют они себя лучше — тот доктор и зарплату получает больше. Словом, работа по-новому подразумевает оплату труда в поликлиниках с учетом объема и качества оказанной медицинской помощи.

Нормативы не резиновые…

Как, по-вашему, много это или мало — 12–14 минут? Именно столько должен в среднем потратить врач на прием больного. Видимо, для того, кто ожидает своей очереди у кабинета терапевта, это очень долго. А тому, кто рассказывает доктору о своих хворях, кажется, что минуты летят слишком быстро. У медиков — свой взгляд на эти нормативы.

Главный врач поликлиники Галина Колмыкова в свое время работала терапевтом, вела прием. И вспоминает: на первичных больных, которым требуется уделить больше внимания, уходит и времени побольше. Порой визит некоторых из них не укладывается в нормативы. Остальные минуты и часы врачебной смены идут на повторных, которых врач уже подробно смотрела в прошлый раз, знает их истории болезни. Тут требуется только проверить, есть ли эффект от назначенного лечения, прописать другие препараты, когда в этом есть необходимость. То есть, если не отвлекаться на посторонние разговоры, то повторного больного можно посмотреть за 5–7 минут. Но бывает, что бабушки не спешат уходить, а разводят разговоры о своем житье-бытье, о детях и внуках…

В наше время все изменилось, много времени у врача уходит на льготные препараты, на прививочные дела, оформление бумаг. И нормативы приема больных совершенно не могут вместить весь этот объем работы. Видимо, их надо пересматривать или предпринимать что-то еще.

Этим «что-то еще» станет, в частности, введение должности помощника участкового врача. У обычной медсестры не хватает квалификации, знаний для полноценной поддержки специалиста. Поэтому в должности ассистента способен быть только фельдшер, обученный по специальности «лечебное дело». Он может заняться организационными вопросами, бумажной работой, а иногда и заменить доктора при обходе пациентов на дому. Это позволит увеличить количество принятых больных, улучшить качество и своевременность медицинской помощи.

Все мы знаем, что работа поликлиник оставляет желать лучшего. Поэтому очень хочется верить, что программа совершенствования их деятельности, одобренная советом администрации НСО, позволит повысить качество медицинского обслуживания в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: