Новосибирск 12.1 °C

Санта — означает святой

08.01.2009 00:00:00

Сегодня — третий день праздника Рождества Христова, по крайней мере, в России и ещё нескольких странах. Из пятнадцати поместных православных Церквей Рождество по юлианскому календарю (старому стилю) отмечают четыре поместные Церкви: Русская, Грузинская, Сербская и Иерусалимская. 7 января Рождество отмечают также на Афоне и в восточной части Польской Православной Церкви. Юлианского календаря придерживается и не признанная православными собратьями, но реально существующая Русская Старообрядческая Церковь. Остальные Церкви (Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Чехо-Словацкая, Американская, а также западная часть Польской Православной Церкви) отметили Рождество 25 декабря вместе с католиками и протестантами.

Чужак или свой?

Празднование Рождества, согласно западному церковному календарю, имеет некоторые особенности. Например, нужно определяться с неотъемлемым персонажем западного Рождества Санта-Клаусом — кто он? «Чужак из Америки», как утверждают чешские активисты, собравшие в этом году более 20 тысяч подписей в протестной петиции, или всё-таки прообраз общехристианского святого — святителя Николая, архиепископа Мирликийского? Ведь дословно имя западного Деда Мороза переводится как «Святой Николай» (по латыни — Санктус Николаус).

Однако в России, где Николая Угодника почитают особо, такое сравнение, как правило, вызывает негативную реакцию. На Руси общепринятый образ Деда Мороза — это дарящий детям подарки весёлый бодрый старик, не отказывающийся пропустить рюмочку, предложенную ему родителями осчастливленных подарками детей. Таким весёлым, чуть пьяненьким балагуром Дед Мороз с детства запечатлелся в сознании большинства россиян. И поэтому сравнение аналогичного западного персонажа со святителем Николаем Чудотворцем многими россиянами считается кощунственным.

Но стоит ли по этому поводу возмущаться? Доброта святителя Николая, его бескорыстие, милосердие, стремление оказать помощь попавшим в беду в сознании христиан стали ассоциироваться с добрыми днями Рождества, когда люди желают друг другу счастья и дарят подарки. Так что нет ничего удивительного в том, что доброго рождественского персонажа, поначалу символизирующего собой зимний вариант волхва-звездочёта, дарящего подарки младенцу Иисусу, переименовали в Санта-Клауса. В отличие от нашего Деда Мороза, который подарки детям вручает лично, Санта-Клаус дарит их тайно. И в этом он схож со святителем Николаем. Из жития святого известно немало случаев, когда он оказывал помощь втайне. Другое дело — коммерциализация образа Санта-Клауса устроителями развлекательного бизнеса, но это уже другая проблема.

Охранитель моряков

С древних времён святого Николая почитают путешественники, особенно мореплаватели. Сохранилось немало исторических свидетельств, когда терпящий бедствие корабль во время бури выводил из опасного места невесть откуда взявшийся старец, образ которого загадочным образом появлялся перед кормой корабля. Впоследствии спасённые моряки узнавали этого старца на иконах Николая Угодника. А история приобщения к православию северных народов изобилует случаями, когда аборигены, увидев икону святителя Николая, тут же признавали в нём «дедушку», не единожды спасавшего их во время бури. После такого узнавания северные народы российских окраин относились к православию с доверием, и их приобщение к новой вере шло практически без проблем. Так что вполне обоснованно считать Николая Угодника покровителем не только путешествующих по морским водам, но и миссионеров. Вот как раз о миссионерах и моряках и поведала нам в своём очередном письме знакомая нашим читателям по прошлому году баба Клава из новосибирской глубинки.

Как Николай Угодник будущего священника выручил

«Здравствуйте, уважаемая редакция! 19 декабря в нашем сельском храме, как и везде, праздновался Никола Зимний. Николая Угодника у нас почитают все, особенно наш батюшка, который в молодости служил на флоте, и святитель помогал ему переносить тяготы нелёгкой морской службы. Обычно 19 декабря батюшка приглашает на беседу всех желающих креститься, потом занимается с ними целый месяц, а на праздник Крещения крестит в нашей просторной церковной купели полным погружением, как и было всегда на Руси положено.

Нужно сказать, что наши деревенские такой подход не одобряют: не раз предлагали батюшке, мол, мы на церковь тебе пожертвуем побольше, а ты нас без бесед всяких покрести. Но наш священник в этом отношении строг: как крестить человека, если он элементарных основ веры не знает? Но в эту осень приезжали к нам миссионеры на автобусе и всех желающих без всякой предварительной беседы покрестили в клубе после лекции в обычном тазике. Мы поначалу думали, что сектанты к нам какие-то приехали — в храм не зашли, а сразу в клуб, а из клуба опять же мимо храма куда-то дальше поехали, но батюшка сказал, что нет — это православные.

Батюшка немного расстроился, а для нас даже лучше получилось — никто 19 декабря на беседу не пришёл, так батюшка за чашкой чая в нашей трапезной рассказал нам множество всяких историй про Николая Угодника и про то, как он ему в военной службе помогал. Служить же ему пришлось на крейсере, который часто ходил в поход. Вдалеке от родных берегов было нелегко, но наш будущий батюшка уже тогда верил в Бога и всегда молился покровителю моряков — святителю Николаю Чудотворцу, и тот помогал ему и укреплял его в вере. Дослужился батюшка до матроса второй статьи, был на хорошем счету у начальства, и, когда крейсер приходил в порт, его всегда отпускали на берег. Он всегда первым делом спешил в церковь, чтобы поставить свечу перед иконой святителя Николая — поблагодарить и помолиться об успешном походе.

Через полтора года службы отпустили батюшку в отпуск домой: десять суток плюс дорога. Десять дней пролетели быстро, и нужно возвращаться назад на нелёгкую морскую службу. Перед дорогой зашёл он в храм, попросил Николая Угодника благословить его путь и отправился к месту приписки. В пути на станциях выходил отпускник на перрон, чтобы размяться и подышать воздухом. Был он в своей форме, а гюйс (это такой форменный синий воротник с тремя белыми полосками, который у матросов на плечах), чтобы не мялся, положил в чемодан. Так поступают большинство моряков, когда бывают в пути.

И вот на одной большой станции, где остановка целых двадцать пять минут, вышел наш матрос на перрон. Гуляет себе, прохаживается, а навстречу идёт военный патруль — офицер и два солдата: «Предъявите документы!» Матрос документы подаёт, офицер внимательно читает и говорит: «Так, значит, из отпуска возвращаемся? А почему без этого?..» И офицер показывает пальцем на плечо. «Виноват, товарищ старший лейтенант, он у меня в чемодане, чтобы не мялся, простите». Но офицер уже пишет в документе замечание: «Едет без….» и спрашивает: «Как это у вас называется?» — и вновь показывает на плечо. А морячок вдруг почему-то вместо гюйса говорит: «Кнехт». Офицер так и записал: «Нарушение уставной формы одежды. Едет без кнехта«.

Всю оставшуюся дорогу наш матрос переживал: за запись в отпускных документах о нарушении формы одежды могут и наказать. Прибыв в портовый город, пошёл он первым делом в православный храм, поставил свечу перед иконой Николая Угодника, помолился и отправился на корабль. Начальство, прочитав запись офицера патруля в документах, долго смеялось и отпустило матроса без всякого наказания. И потом долго этот случай на корабле вспоминали со смехом. Оказывается, кнехт — это массивные металлические тумбы, установленные на кораблях и причалах, на которые наматываются канаты при швартовке корабля. Кнехт и впятером не поднять, не то что на плечи положить, потому и смеху было много. Почему наш будущий батюшка сказал вместо гюйса — кнехт, он и сам не знает, но думает, что это его Николай Угодник надоумил».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: