Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Одинокий человек в информационном потоке

2009-01-21

Это не болезнь, это симптомы

Есть ли среди ваших знакомых или родственников любитель пошариться по телеканалам? Чаще это мужчины. Приходят с работы, пульт в руки и с дивана «руководят» эфиром, проскакивая по всем кнопкам. Нигде не останавливается, ничего ему не интересно. Возмущается: «Смотреть нечего!» Так и правда бывает. Но если нечего, так почитай книжку, сходи с ребенком на горку, помоги жене, наконец. Но нет, часами «бегает» по телепространству, с тяжелой головой уходит на боковую. Встает невыспавшийся, раздраженный. И понятно почему: в голове каша, обилие обрывков, картинок, мелькающих сотни раз в подсознании. И это повторяется изо дня в день. Родные удивляются, но терпят, вроде никому не мешает. А психиатры, не считая такую ежедневную «гонку» болезнью, все же говорят о симптомах формирующейся зависимости, чреватой серьезными расстройствами.

Это лишь слабый штрих к «излишествам« прогресса, которые можно сказать, меняют природу человека. Не случайно пример телемана прозвучал на недавних двенадцатых Новосибирских Рождественских образовательных чтениях «Духовно-нравственные проблемы современного мира и пути их преодоления». Организаторы — Новосибирская епархия Русской православной церкви, ГУВД по Новосибирской области, Департамент образования администрации области.

Информационный напор из всех «электронных орудий» «разоружает» человека разумного, превращая его в зомбированное существо. Возможность вернуться к себе дает Живое слово, а именно это и есть особое преимущество Рождественских чтений.

В зале Дома культуры имени Дзержинского не осталось свободных мест. И каждый чувствовал, что именно к нему обращены были слова архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона о Любви, данной нам Богом, но которую люди сейчас понимают «эгоистично, примитивно», не как «жертвенный подвиг ради других». О нынешних кумирах — материальном благополучии, деньгах, о семьях, где все посвящено этому кумиру, а дети остаются «с замерзающей душой». Об «излишествах», от которых человек впадает в зависимость. Не случайны были и вопросы. Например, как соотнести профессиональный долг сотрудника милиции с христианскими заповедями? Как бороться с обидами, которые мы, увы, часто чувствуем? Как осознавать происходящее сейчас на родине Христа? «Давно было сказано в Писании: «Просите мира Иерусалиму«, — ответил архиепископ. — Святые места давно стали центром духовной жизни, и то, что сейчас там происходит, свидетельствует, в каком состоянии находится нравственность в широком смысле. Трудно говорить о длительном и прочном мире, где на малой территории сошлось слишком много культур, религий, интересов…» И все же, возвращаясь к нашей жизни, «если каждый будет работать над собой двадцать четыре часа в сутки, одним духовным человеком станет больше»…

Разговор на Чтениях шел о самых больных точках нашего ежедневного существования. Невозможно даже затронуть все проблемы — наркомания, псевдопатриотизм и экстремизм, возвращение воспитательной роли кино и театра, методы оглупления, используемые рекламой. Вот лишь некоторые факты, тенденции, тревоги, требующие пристального внимания…

В ожидании чуда…

Олег Заиграев, психиатр-эксперт:

— Зависимость, или аддикция, иначе отклоняющееся поведение — не всегда психическое расстройство. Но у человека в таком состоянии происходит сильное изменение сознания и очень сильно выражен уход от реальной жизни…

Такого количества зависимых людей не было никогда. Прогресс дал современному человеку множество возможностей для «ухода» — шестьдесят каналов телевидения с назойливой рекламой, компьютер, Интернет, игровые автоматы, казино… И мы в последние десятилетия наблюдаем процесс так называемой инфантилизации, которой больше подвержены мужчины. Это легкое существование, когда много свободного времени. Немало сейчас мужчин трудоспособного возраста, ничем не обремененных. Они то долго ищут подходящую работу с хорошими деньгами, то переходят с места на место. Годами могут лежать на диване, перебиваясь на небольшие заработки или вовсе без них, но не осознают, что находятся в зоне наивысшего риска стать зависимыми. И таковыми становятся.

Несмотря на внешнюю легкость жизни, такие люди находятся в состоянии психологического дискомфорта. Выражается это неспособностью отдавать, любить, но зато гипертрофированными ожиданиями. Они ждут удачи, чуда, каких-то внезапных изменений за чей-то счет. Хотят, чтобы их любили «таким, какой я есть». Самый простой выход — в алкоголе, наркотиках. Но этот давний способ ныне не единственный. Почувствовать себя как бы активным можно и в игре — на компьютере, на игровых автоматах, в разных лотереях… Получая яркие эмоции, психологически фиксируя их, игроки уверены, что могут собой управлять, то есть в любой момент остановиться. Но, как показывает практика, это иллюзия, эти люди уже зависимы.

Примерно так формируются игроманы, которых становится все больше. Слабая рефлексия не дает им возможности понять, что происходит. Они потеряли власть над собой. И их количество не поддается учету. Формируется сообщество «зависимых инвалидов», с такими можно делать что угодно. Разные психологические тренинги, психотехнологии часто используют мошенники. Люди зависимые отвыкают строить нормальные отношения с другими, вернуть им навыки общения очень трудно. Единственное спасение — возрождение потерянной духовности, восстановление потребности любить самому, служить другим. И процесс этот весьма труден…

Расплата за отсутствие любви

Анна Чеботарева, начальник отдела организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ГУВД области:

— Крайнее выражение нравственного неблагополучия — дети, совершившие общественно опасные деяния до достижения ими возраста уголовной ответственности, то есть до четырнадцати лет. Кто они, откуда, как и почему попали в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей? Анализ дает нам портрет такого ребенка, подростка. Больше половины в возрасте от одиннадцати до тринадцати лет. Четверть помещенных в Центр ребят — 84 человека — покушались на жизнь и здоровье людей. Почти 40 процентов имеют признаки педагогической запущенности, около 30 процентов — задержку психического развития. На агрессивные действия, способные причинить вред себе и окружающим, даже в условиях постоянного контроля, способны 14 процентов детей. А как у детей с образованием? Второгодников около 40 процентов. Есть и такие, кто ни дня не ходил в школу. Около трети воспитываются одинокой мамой, примерно столько же — из детских домов. Криминальный опыт родственников, отбывших срок в колониях, — спутник третьей части малолетних нарушителей. В половине семей «воспитатели» злоупотребляют спиртным.

Работая с подростками, надо во главу угла ставить исправление, а не наказание, отказ от уголовно-репрессивного обращения с подростками, индивидуальные меры. И преодолевать равнодушие! Если вы видите ребенка одного, с протянутой рукой, с бутылкой пива, возьмите его за руку и отведите в милицию. Там знают, что за каждым беспризорным, просящим милостыню, стоит взрослый. Его найдут и разберутся.

Опасные игры в смерть

Артемий Сильвестров, сотрудник миссионерского отдела Новосибирской епархии Русской православной церкви:

— Нельзя работать с молодыми, не зная и не понимая молодежной субкультуры. В нашем регионе распространено неформальное движение «готов». Их идеология основана на идее романтизации смерти, боли, мучений. Культивируется все, что каким-либо образом относится к «темной стороне бытия». Готам нравится ощущение собственной порочности и неординарности, характерны депрессивное психологическое состояние, меланхолия и равнодушие ко всему.

Самой эпатажной является субкультура эмо. Приверженцев ее отличает особое чувственное мироощущение, зачастую эмо — это ранимый и депрессивный человек. А взгляд на мир у них чрезвычайно инфантильный. Символы эмо — розовое сердце, часто с поперечной трещиной или разорванное в клочья. Многие психологи считают, что, культивируя депрессию и виктимность — синдром жертвы, эмо пропагандируют самоубийство.

В рядах подобных молодежных движений редко остаются навсегда. Рано или поздно из них уходят, но вот вопрос — куда. Есть такие, кто, пройдя сквозь «копоть неформальных движений», становятся нормальными людьми, получают достойные профессии, приходят в Церковь. Но гораздо больше тех, кто уходят в смерть от передозировки наркотиков, превращаются в банальных алкоголиков и бомжей.

«Игра в смерть» иногда перестает быть игрой. Подросток может бросаться громкими фразами «Лучше полыхнуть, как костер, один раз, чем всю жизнь тлеть…», при этом не соотносит мир своих иллюзий и реальность. Такой человечек ходит над пропастью на веревке, а думает, что играет… Заигрывать со смертью очень опасно. В какой-то критический момент подросток не может оценить ситуацию адекватно, он не видит мир во всей его полноте. Им руководят деструктивные мысли и желания, сознание как бы сужается. И уже двенадцатилетние дети оставляют записку: «Ухожу из жизни добровольно». Россия вышла на первое место в мире по числу подростковых самоубийств.

Необходимо выработать у подростка правильное мировоззрение, ответить ему на вопрос, зачем ты живешь, зачем существует человек. С христианской точки зрения, каждый рожденный — это уже тот, кому принадлежит Царство Божье, но и в это Царство надо войти достойным образом. Надо объяснить, в чем красота христианской жизни. И роль семьи чрезвычайно высока, семья, по христианскому воззрению, есть Малая Церковь.

Изучая молодежные субкультуры, надо помнить, что не следует всех мазать одним маслом. В наших суждениях по поводу молодежи не должно быть однообразия, но необходимо многообразие. Не надо возмущаться и кричать, когда мы видим что-то непривычное. Время, в котором сейчас живут молодые люди, очень сложное. Даже в их не всегда понятном нам мире — вне социума есть ниточки, за которые его можно связать с нашим миром. Не вырвать с корнем, а связать.

О проблемах нравственности говорят сейчас все чаще. И немало уже делается. Мы миновали смутные девяностые и многое потеряли. Но, обозначив болевые точки, задумавшись, уже можно двинуться к оздоровлению.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
Рейд по торговым центрам прошел в Новосибирске. Инспекторы проверяли, как соблюдают последние предписания губернатора. А именно, закрыты ли фуд-корты, кинотеатры и другие места массового скопления людей.
Микроминиатюрист Владимир Анискин сделал деревянную ложку, которая помещается в игольном ушке. Мастер готовит документы для книги рекордов Гиннеса, чтобы официально зафиксировать свое достижение.
Кому и что полагается от государства, в обязательном порядке начнут рассказывать гражданам РФ. Закон об этом вступает в силу 1 декабря. Актуальную информацию о полагающихся выплатах, пособиях или льготах можно будет увидеть в личном кабинете на портале Госуслуги. Нововведение полноценно заработает до конца этого года.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год
x^