Вначале была станция Обь
Своим рождением наш город обязан строительству Транссибирской магистрали и сооружению железнодорожного моста через Обь. Поэтому неудивительно, что среди первых сооружений Новониколаевска была станция Обь, которая являлась начальным пунктом Среднесибирской железной дороги.
Здесь построили каменное паровозное депо с мастерскими, водонапорную башню и вокзал для пассажиров пятого класса. Буквально через четыре года он стал уже вокзалом третьего класса. Это было одноэтажное деревянное здание «на каменном фундаменте, покрытое железом, с двумя залами ожидания первого, второго и третьего классов, багажным и почтовым отделениями и буфетом, пристроенным к зданию вокзала, с отдельными входами. Оно выглядело прямоугольным в плане, имело голландские печи для отопления, фасады, «обшитые» тёсом, большие «сдвоенные окна, объединенные резными сандриками, карниз с пропильной резьбой на передней доске».
Товарооборот станции Обь увеличивался с каждым годом. Особенно возросло ее значение в период
Через некоторое время пришлось построить и вторую каменную пристройку. Старое здание вокзала сегодня не сохранилось, его снесли за ненадобностью. Но в январе 1939 года оно еще стояло.
Под девизом «Прямое движение»
В годы первых пятилеток Новосибирск стал крупнейшим индустриальным центром страны и транспортным узлом. В начале
О новом вокзале заговорили еще в 1925 году.
Но на выставке в Новосибирске в июле 1930 года проект подвергли резкой критике, и городская планировочная комиссия сочла нужным внести в него ряд изменений. Ей показалось, что площадь вестибюля, кассового зала и багажного отделения недостаточна, а камеры хранения ручной клади расположены слишком далеко от входов в вокзал. Но самое главное не понравилось «архитектурное оформление здания»: оно «скорее походило на конструкцию коробки для производственных зданий», а не на пассажирский вокзал.
Дорабатывать проект поручили киевлянам. И уже в 1931 году был заложен фундамент нового вокзала. Планировалось закончить строительство к 1933 году. Однако вокзал открылся лишь через восемь лет У специалистов треста «Сибстройпуть», ведущего стройку, проект вызвал большие сомнения. Например, применение плоских крыш не допускалось в суровых климатических условиях. И «Сибстройпуть» по своей инициативе провел некоторые изменения в проекте. В частности, этим занимался архитектор Гордеев. «Исправленный» вариант в Москве рассмотрели архитекторы Бархин и Гринберг и предложили «схему А», по которой Сибирское отделение «Стандартгорпроекта» составило окончательный проект вокзала в Новосибирске на четыре тысячи пассажиров. В этой работе принимали участие многие специалисты.
В апреле 1933 года архитектуру здания одобрили известные московские архитекторы братья Веснины. Но это еще не все
Далее состоялся конкурс проектов на внешнюю архитектуру здания вокзала. Победил коллективный проект зодчих при общем руководстве Гордеева, Тургенева, Биткина. А расчет арочного свода и других железобетонных конструкций выполнил
Переделок, исправлений, доработок было много. Пришлось разбирать часть построенных конструкций и даже частично подрывать уложенный фундамент. Невольно напрашивается вопрос: а что же осталось от проекта Волошинова? Специалисты говорят,
Но главный недостаток архитектурной композиции вокзала, как считают некоторые архитекторы, заключается в том, что «его невозможно визуально охватить в целом со стороны площади, хотя по проекту вся гармония его архитектуры строилась именно на этом восприятии».
Вокзал-дворец
И вот наконец здание нового железнодорожного вокзала станции
Переселение же пассажиров в новое здание вокзала началось в 7 часов 30 минут утра 25 января. Репродукторы сообщили, что вокзал открыт и все могут перейти в зал ожидания. Переполненные помещения старого вокзала постепенно стали пустеть, и через час там не осталось ни одного пассажира. Еще бы, всем хотелось посмотреть на выстроенный дворец. Вокзал был крупнейшим на всех линиях Советского Союза. Сейчас он уступает лишь Казанскому вокзалу в Москве, но за Уралом наш вокзал до сих пор самый большой, самый лучший и самый красивый! Можете себе представить «обалдевших» пассажиров в 1939 году. Что они могли сказать на состоявшемся митинге в тот же день?
Это поистине дворец культуры для пассажиров. В нем видна величайшая забота партии и правительства о трудящихся.
Когда входишь в вокзал, рука невольно тянется к шапке, чтобы снять её.
Этот вокзал заставляет даже молчаливого человека высказать своё восхищение.
Не хочется покидать эти светлые залы, этого чудесного дворца великой железнодорожной державы. Невольно из глубины души растет чувство гордости за наших прекрасных строителей, за нашу родину, за любимого и дорогого Сталина.
Удивляться было чему. Взять хотя бы цифры. Объем помещения составлял 180 тысяч кубических метров, общая площадь здания 30 тысяч квадратных метров. Высота зала в западной части 18 метров. Общая площадь перрона 3688 квадратных метров. На строительство затрачено около 14 миллионов рублей.
«На первом этаже камеры хранения на пять тысяч мест, красноармейский зал с буфетом и ленинским уголком». Кстати сказать, в центральном (кассовом) зале
Работал и ресторан на 300 человек, даже с небольшой эстрадой
Не забыли и про детей. Для них был особый детский сектор с отдельными комнатами для детей ясельного возраста, «ползунков« и дошкольников.
Самый большой за Уралом
До сегодняшнего дня вокзал
Этот список можно продолжать и дальше. Главное мы знаем, что любому из 16 миллионов пассажиров, которых может принять вокзал в год, здесь будет удобно и комфортно
Наверное, любой город начинается с вокзала. У нас он самый лучший, как и 70 лет назад!