Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Понимаем ли мы свою страну?

2009-02-10

Игорь Чубайс

Фамилию Чубайс в нашей стране знает, наверное, каждый. Но далеко не все знают, что у Анатолия Чубайса, которого некоторые очень уважают, а другие страстно ненавидят, есть брат. И старший брат — Игорь Чубайс — во многом не согласен со своим знаменитым младшим братом. Причем свои взгляды он всегда высказывал открыто, свидетельством чему стало и выступление доктора философских наук, директора Центра по изучению России на недавно прошедшем в Новосибирске традиционном форуме «Форос — Сибирь-2009».

Чего не понимает наша социальная наука?

— Я исхожу из того, что у нас нет социальной теории двадцатого века. Мы не понимаем того, что происходило в нашей стране… После распада Советского Союза происходит не взлет духовности, а деградация. Никаких новых идей и новых концепций мы не видим. У нас так и не появилась социальная наука, зато мифы, созданные в советское время, сохраняются и по сей день. Именно из-за этого правильное понимание собственной страны становится невозможным. Нужно демистифицировать некоторые «вечные» идеологемы и расчистить тем самым пространство для новых пониманий и представлений.

Есть точки, которые абсолютно неправильно трактуются, и поэтому вся картина двадцатого столетия является неправильной и неадекватной.

После 1917 года изменилось всё

Есть миф о целостности нашей истории. Из этой трактовки явствует, что российская история непрерывна и что одно в ней логически вытекает из другого… Вот мы, например, хорошо сознаем, что Третий рейх и ФРГ — это совершенно разные государства. Нет нужды объяснять почему — всё всем понятно. Однако наша социальная наука не заметила, что Россия — страна, разделенная во времени. Тысячелетняя Россия и Советский Союз — совершенно разные государства. Но этот факт многим непонятен и у многих вызывает удивление.

Мы знаем, что есть страны, разделенные в пространстве. Скажем, есть турецкая республика Северного Кипра и есть греческий Кипр, есть Северная Корея и есть Южная… Но есть страны, разделенные во времени. Их немного, но они есть. К таким странам относится и Россия.

Не кто иной, как Владимир Ильич Ленин в своей работе «Государство и революция», написанной летом 1917 года, говорит о том, что цель — уничтожить старую государственную машину полностью, до основания. То есть Ленин прямо декларирует цель: уничтожение Российского государства. В любой советской энциклопедии вы прочитаете, что Ленин был не только основателем нового учения и партии, но и основателем советского государства. А значит, разрушителем российского! Ведь он же, образно говоря, не в чистом поле его строил — была уничтожена тысячелетняя Россия и на этом месте создана молодая Советская республика, а затем Советский Союз.

В чем же проявился разрыв? Начнем с очевидного: исчезло даже само название — Россия. Изменились флаг, герб, гимн. Был девиз «С нами Бог!», а стал «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Столица тоже изменилась.

Вместо Российской империи появился Союз ССР, вместо думской монархии — «республика рабочих и крестьян». Были уничтожены все силовые структуры, жандармерию и полицию сменила милиция, а русскую армию — РККА. Ну а такая структура, как ЧК, — это явление сугубо советское и совершенно незнакомое прежней отечественной истории.

В России не было правового нигилизма

Полный разрыв произошел на уровне права. 30 ноября 1917 года председатель Совнаркома Ульянов-Ленин издал декрет, запрещающий употребление всего корпуса российских законов. Российское право, формировавшееся тысячу лет, было уничтожено. От суда присяжных страна перешла к так называемому пролетарскому суду. Вместо действовавшего с 1906 года Основного закона принимается «Декларация прав трудового и эксплуатируемого народа». В 30-е годы сама формула «Правовое государство» воспринималась как нечто страшное… И когда в разгар перестройки Михаил Горбачев заявил о том, что нам надо строить правовое государство, то тем самым он признал неправовой характер всей советской государственности.

Но когда Россию сегодня называют страной правового нигилизма, то я бы с этим очень поспорил. Почему же нам называть Александра Второго правовым нигилистом?! Ведь это при нем появился новый суд, куда пришли молодые выпускники российских университетов. Существовало настоящее правосудие, и люди разных сословий чувствовали себя в суде на равных, потому что понимали, что в стране существуют законы и справедливость.

Бывает ли мораль старой?

Исчезло право, исчезли правовые нормы. Советская Россия открыто призывала к разрыву со старой моралью. Вместо традиционной православной нравственности провозгласили коммунистическую мораль. Нравственно стало теперь не «чти отца, чти мать», а то, что «служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов». Об этом Ленин писал в работе «Задачи союзов молодежи». И неудивительно, что на советский иконостас попал Павлик Морозов, предавший собственного отца. Для русской традиции, для русской морали это совершенно немыслимая вещь!

Тысячелетнюю Россию и Советский Союз разделяет также разрыв на уровне социальной структуры и собственности. Большевики отменили все сословия и провозгласили всеобщее равенство. Правда, под этим красивым лозунгом социальной справедливости всех «бывших» подвергли жесточайшим репрессиям вплоть до физического истребления. Одновременно негласно создавался новый правящий класс — номенклатура. Он пользовался тайными секретными правами и привилегиями. Но, кстати сказать, в советских энциклопедиях такого термина не было. Формально все было передано в руки народа и объявлено общенародной собственностью, но фактически поступило под контроль номенклатуры.

Так, на месте Российского государства-церкви возникло советское номенклатурно-тоталитарное идеологическое государство.

Кому поклоняться, кого осуждать?

Все знают знаменитое высказывание Черчилля, которое он произнес в 1946 году после речи Сталина перед избирателями Куйбышевского района, где последний обрушился на Запад. Черчилль тогда сказал, что над Советским Союзом опустился железный занавес. Но еще в 1918 году русский мыслитель Василий Розанов написал: «С лязгом, с криком, визгом опускается над Русскою историею железный занавес». То есть как раз о временном разрыве говорит Василий Розанов! А вот что писал Александр Солженицын: «Советский Союз соотносится с исторической Россией как убийца с убитым».

Разрыв есть! Но эта простая и ясная мысль сегодня совершенно отсутствует в социальных исследованиях. Сегодня, например, пишут, что в России всегда пьянствуют. Но это же вранье! По уровню потребления спиртных напитков в 1913 году Россия была на семидесятом месте в мире, а сегодня мы занимаем четвертое место. Есть такой показатель: среднегодовое потребление спиртного на душу населения в год. В 1913 году в России он был равен 4,7 литра, а в Западной Европе — больше пяти. В Советском Союзе показатель был более десяти литров, а сейчас главный санитарный врач Онищенко называет цифру 14 литров. При этом газета «Известия» приводит другие данные — речь идет уже о 18 литрах! Это за пределами всяких медицинских норм, потому что медики говорят: если показатель превышает 12–13 литров, то происходит депопуляция, вырождение.

Так чьи же мы наследники: Советского Союза или тысячелетней России? Наш праздник — 4 ноября или 7 ноября? Выносить нам Ленина из Мавзолея или нет? Восстанавливать ли памятник Дзержинскому? Возвращать ли российскую топонимику?

Дело, конечно, не в Дзержинском. Мы не разобрались в себе. Мы не понимаем, чьи мы наследники. Родились мы под залп «Авроры» или наши корни уходят в века? Каковы наши ценности? Кто наши герои? Кому нам следует поклоняться и кого следует осуждать?!

Нужно выбирать. Нам нужно разобраться в своей идентичности, в своем наследии. И только таким путем мы сможем преодолеть беспрецедентный цивилизационный разрыв и кризис.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
23.11.2020
Вакцинацию препаратом от коронавирусной инфекции «ЭпиВакКорона» прошли первые пять добровольцев в возрасте 60 лет и старше, сообщили в пресс-службе Роспотребнадзора.
Добровольцы начали доставлять льготные лекарства пациентам из группы риска в Новосибирске - пожилым людям и тем, кто по состоянию здоровья не может прийти в поликлинику.
Фуд-корты, детские площадки и кинотеатры в торговых центрах попали под ограничительные меры с 16 ноября. Общепиту две недели можно работать лишь навынос. Новосибирцы стараются обхитрить систему и едят гамбургеры по углам, отворачиваясь от охранников. На самом большом фуд-корте в «Меге» посетители продолжают обедать за столиками некоторых ресторанов.
Наряду с обеспечением населения медикаментами в центре внимания и продовольственная безопасность. В правительстве региона обсудили, как помочь оптовым и розничным продуктовым рынкам в Новосибирске - они оказались в трудной ситуации из-за пандемии.
На дистанционное обучение с понедельника, 16 ноября, перешли 40% школьников региона или 140 тысяч учащихся. У многих из них возникают проблемы организационного и технического плана, а кто-то за три дня дистанционки успел получить двойку - за неподключение. Министр образования региона заявил, что так оценивать успеваемость сейчас недопустимо.
Пимокатный двор появился в Новосибирске. Открыл его умелец, который больше десятка лет делает обувь из шерсти, без каких-либо механизмов. Корреспонденты ОТС узнали, сколько времени мастер тратит на одну пару и почему носит повязку на голове.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год
x^