Новосибирск 2.7 °C

Понимаем ли мы свою страну?

10.02.2009 00:00:00

Игорь Чубайс

Фамилию Чубайс в нашей стране знает, наверное, каждый. Но далеко не все знают, что у Анатолия Чубайса, которого некоторые очень уважают, а другие страстно ненавидят, есть брат. И старший брат — Игорь Чубайс — во многом не согласен со своим знаменитым младшим братом. Причем свои взгляды он всегда высказывал открыто, свидетельством чему стало и выступление доктора философских наук, директора Центра по изучению России на недавно прошедшем в Новосибирске традиционном форуме «Форос — Сибирь-2009».

Чего не понимает наша социальная наука?

— Я исхожу из того, что у нас нет социальной теории двадцатого века. Мы не понимаем того, что происходило в нашей стране… После распада Советского Союза происходит не взлет духовности, а деградация. Никаких новых идей и новых концепций мы не видим. У нас так и не появилась социальная наука, зато мифы, созданные в советское время, сохраняются и по сей день. Именно из-за этого правильное понимание собственной страны становится невозможным. Нужно демистифицировать некоторые «вечные» идеологемы и расчистить тем самым пространство для новых пониманий и представлений.

Есть точки, которые абсолютно неправильно трактуются, и поэтому вся картина двадцатого столетия является неправильной и неадекватной.

После 1917 года изменилось всё

Есть миф о целостности нашей истории. Из этой трактовки явствует, что российская история непрерывна и что одно в ней логически вытекает из другого… Вот мы, например, хорошо сознаем, что Третий рейх и ФРГ — это совершенно разные государства. Нет нужды объяснять почему — всё всем понятно. Однако наша социальная наука не заметила, что Россия — страна, разделенная во времени. Тысячелетняя Россия и Советский Союз — совершенно разные государства. Но этот факт многим непонятен и у многих вызывает удивление.

Мы знаем, что есть страны, разделенные в пространстве. Скажем, есть турецкая республика Северного Кипра и есть греческий Кипр, есть Северная Корея и есть Южная… Но есть страны, разделенные во времени. Их немного, но они есть. К таким странам относится и Россия.

Не кто иной, как Владимир Ильич Ленин в своей работе «Государство и революция», написанной летом 1917 года, говорит о том, что цель — уничтожить старую государственную машину полностью, до основания. То есть Ленин прямо декларирует цель: уничтожение Российского государства. В любой советской энциклопедии вы прочитаете, что Ленин был не только основателем нового учения и партии, но и основателем советского государства. А значит, разрушителем российского! Ведь он же, образно говоря, не в чистом поле его строил — была уничтожена тысячелетняя Россия и на этом месте создана молодая Советская республика, а затем Советский Союз.

В чем же проявился разрыв? Начнем с очевидного: исчезло даже само название — Россия. Изменились флаг, герб, гимн. Был девиз «С нами Бог!», а стал «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Столица тоже изменилась.

Вместо Российской империи появился Союз ССР, вместо думской монархии — «республика рабочих и крестьян». Были уничтожены все силовые структуры, жандармерию и полицию сменила милиция, а русскую армию — РККА. Ну а такая структура, как ЧК, — это явление сугубо советское и совершенно незнакомое прежней отечественной истории.

В России не было правового нигилизма

Полный разрыв произошел на уровне права. 30 ноября 1917 года председатель Совнаркома Ульянов-Ленин издал декрет, запрещающий употребление всего корпуса российских законов. Российское право, формировавшееся тысячу лет, было уничтожено. От суда присяжных страна перешла к так называемому пролетарскому суду. Вместо действовавшего с 1906 года Основного закона принимается «Декларация прав трудового и эксплуатируемого народа». В 30-е годы сама формула «Правовое государство» воспринималась как нечто страшное… И когда в разгар перестройки Михаил Горбачев заявил о том, что нам надо строить правовое государство, то тем самым он признал неправовой характер всей советской государственности.

Но когда Россию сегодня называют страной правового нигилизма, то я бы с этим очень поспорил. Почему же нам называть Александра Второго правовым нигилистом?! Ведь это при нем появился новый суд, куда пришли молодые выпускники российских университетов. Существовало настоящее правосудие, и люди разных сословий чувствовали себя в суде на равных, потому что понимали, что в стране существуют законы и справедливость.

Бывает ли мораль старой?

Исчезло право, исчезли правовые нормы. Советская Россия открыто призывала к разрыву со старой моралью. Вместо традиционной православной нравственности провозгласили коммунистическую мораль. Нравственно стало теперь не «чти отца, чти мать», а то, что «служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов». Об этом Ленин писал в работе «Задачи союзов молодежи». И неудивительно, что на советский иконостас попал Павлик Морозов, предавший собственного отца. Для русской традиции, для русской морали это совершенно немыслимая вещь!

Тысячелетнюю Россию и Советский Союз разделяет также разрыв на уровне социальной структуры и собственности. Большевики отменили все сословия и провозгласили всеобщее равенство. Правда, под этим красивым лозунгом социальной справедливости всех «бывших» подвергли жесточайшим репрессиям вплоть до физического истребления. Одновременно негласно создавался новый правящий класс — номенклатура. Он пользовался тайными секретными правами и привилегиями. Но, кстати сказать, в советских энциклопедиях такого термина не было. Формально все было передано в руки народа и объявлено общенародной собственностью, но фактически поступило под контроль номенклатуры.

Так, на месте Российского государства-церкви возникло советское номенклатурно-тоталитарное идеологическое государство.

Кому поклоняться, кого осуждать?

Все знают знаменитое высказывание Черчилля, которое он произнес в 1946 году после речи Сталина перед избирателями Куйбышевского района, где последний обрушился на Запад. Черчилль тогда сказал, что над Советским Союзом опустился железный занавес. Но еще в 1918 году русский мыслитель Василий Розанов написал: «С лязгом, с криком, визгом опускается над Русскою историею железный занавес». То есть как раз о временном разрыве говорит Василий Розанов! А вот что писал Александр Солженицын: «Советский Союз соотносится с исторической Россией как убийца с убитым».

Разрыв есть! Но эта простая и ясная мысль сегодня совершенно отсутствует в социальных исследованиях. Сегодня, например, пишут, что в России всегда пьянствуют. Но это же вранье! По уровню потребления спиртных напитков в 1913 году Россия была на семидесятом месте в мире, а сегодня мы занимаем четвертое место. Есть такой показатель: среднегодовое потребление спиртного на душу населения в год. В 1913 году в России он был равен 4,7 литра, а в Западной Европе — больше пяти. В Советском Союзе показатель был более десяти литров, а сейчас главный санитарный врач Онищенко называет цифру 14 литров. При этом газета «Известия» приводит другие данные — речь идет уже о 18 литрах! Это за пределами всяких медицинских норм, потому что медики говорят: если показатель превышает 12–13 литров, то происходит депопуляция, вырождение.

Так чьи же мы наследники: Советского Союза или тысячелетней России? Наш праздник — 4 ноября или 7 ноября? Выносить нам Ленина из Мавзолея или нет? Восстанавливать ли памятник Дзержинскому? Возвращать ли российскую топонимику?

Дело, конечно, не в Дзержинском. Мы не разобрались в себе. Мы не понимаем, чьи мы наследники. Родились мы под залп «Авроры» или наши корни уходят в века? Каковы наши ценности? Кто наши герои? Кому нам следует поклоняться и кого следует осуждать?!

Нужно выбирать. Нам нужно разобраться в своей идентичности, в своем наследии. И только таким путем мы сможем преодолеть беспрецедентный цивилизационный разрыв и кризис.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: