Михаил Делягин председатель президиума и научный руководитель Института проблем глобализации читателям «ВН» хорошо знаком. На прошедшем недавно в нашем городе форуме «Сибирь
На самом деле финансовый кризис, который сейчас зовется глобальным, это мелкое внешнее проявление значительно более глубокого кризиса всего человечества. Кризис не в том, что нам всем будет очень плохо, а в том, что человечество начинает менять свою форму существования и организации. Правильно говорить о более глубоком кризисе самих основ организации человеческого общества, который проявляется в большом количестве разнообразных проявлений.
Мы сейчас переживаем информационную революцию, которая началась
Это означает,
Творческий тип сознания очень специфичен. В наше время не существует систем управления, в которых творческая личность могла бы управлять коллективом людей. Были определенные приближения к эффективности, есть более эффективные принципы управления, но систем управления, которые могли бы справиться с большими коллективами творческих людей, просто не существует; и не факт, что они появятся.
Но что такое изменение системы управления? Это изменение форм организации человеческого общества. Мы переходим на некоторый качественно новый план организации общества, потому что технологии управления, которые у нас есть, которые мы заимствовали из прошлого, больше не работают.
Вторая проблема это информационный взрыв, резкое увеличение объема информации, это кризис системы управления. В прошлый раз это было связано с появлением книгопечатания.
А вот, например, после изобретения телевидения такого не произошло, потому что это была всего лишь визуализованная информация, которая формальному осмыслению поддается плохо. Если информация это способность быть воспринимаемым, то, конечно, объем информации вырос сильно. А человечество все еще работает с инструментами формальной логики, и то прямое воздействие на чувства, которое дает телевидение, это увлечение неосознаваемой информацией.
Сейчас управлять это в первую очередь значит убедить. Когда вы управляете
В нормальной административной системе управления мы занимаемся и этими семью проблемами тоже, понимая, что придет и их черед. В системе управления эпохи глобализации мы убеждаем общество, что эти семь проблем не имеют никакой роли, и сами начинаем в это верить. И к тому времени, когда три первые проблемы решены и нужно переходить к следующим семи, выясняется, что мы не просто не готовились к решению этих семи проблем, мы просто искренне считаем их совершенно незначимыми. Мы еще и уничтожили системы, которые должны были взяться за их решение.
Дальше система управления начинает управлять по телевизору. С одной стороны, людям показывают картинку в телевизоре и говорят, что вот это есть жизнь, а то, чем вы живете, недоразумение. И система управления тоже начинает верить, что то, что есть в телевизоре, это жизнь, а все остальное недоразумение. И таким образом огромное количество проблем не решается, а обостряется. С другой стороны, когда вы управляете картинкой в телевизоре, вы утрачиваете ответственность. Вы перестаете понимать, что за этой картинкой стоят живые люди. Происходит массовая утрата ответственности.
Гораздо проще поменять ведущего программы и картинку в телевизоре, чем изменить реальность. Система управления таким образом начинает менять информацию, доступную обществу, отказываясь тем самым от изменения реальности, создавая качественно новую информацию.
Плюс ко всему мы переживаем еще и кризис демократии. Размывается государство, которое является несущей опорой современной демократии. Демократия кажется совершенно несовместимой с прочтением коммуникации. Выясняется, что для того, чтобы формировать общество, вовсе не нужно формировать сознание всего общества. Достаточно изменения сознания его элиты.
Элита это те, кто принимает решения. У нас интеллигенция страшно не любит, когда в элиту зачисляют всяких Дим Биланов и прочих Пугачевых. Потому что элита не только те, кто принимает решения, но и является образцом для подражания обществу.
У нас не две нации бедных и богатых, а два типа сознания. Были времена, когда элиты тех или иных обществ говорили на языке, который не понимало само общество. А сейчас язык вроде бы один, но тип мышления, тип сознания принципиально иной. Одни и те же слова значат совершенно разные вещи, они и воспринимаются
Воздействие на сознание привело к тому, что элита стала думать
Существуют еще три проблемы современной демократии.
Естественно, что это ни для кого не приемлемо. С другой стороны, в современном мире сложились неформальные сетевые структуры. Они всегда использовались государством для влияния на более слабые страны. То, что мы видим в конце
Любой диктатор зависит от общества, потому что может быть революция, военный переворот, а ему этого не хочется. И поэтому он вынужден учитывать интересы общества хоть
Последний элемент кризиса демократии прозрачность и транспарентность. Взаимодействие с сетевыми неформальными структурами требует закрытости. Потому что на смену людям, которые воспитаны в логике выживания, пришли люди, которые воспитаны в логике западных цивилизаций. Транспарентность это не просто хорошо, а это абсолютно необходимо всегда и везде
Невозможно осуществлять непубличные действия, создав себе абсолютно публичные пространства. Те, кто пытается выскочить из этой ловушки восстановлением непрозрачности, попадают в еще более сложную ловушку. Транспарентность появилась не потому, что это такая мания у современного западного мира. Транспарентность очень хорошо помогает руководить внешним, она замечательно позволяет ограничивать коррупцию. Как только вы ограничиваете транспарентность, вы оказываетесь на развилке или у вас предельно идеологизированная элита, у которой есть историческая миссия, либо, закрывшись от прозрачности, вы теряете всякую эффективность.
Современная демократия убивает любую идеологизированность. Единственное исключение тот, кто придумывает новый механизм, он порождает новое, и закладывает в него совершенно новое. А те, кто заимствуют, не знают, что именно, какую конкретную систему они заимствуют. Все, кроме США и Великобритании, не знали, что демократия очень несовершенная штука