Женская проза, «дамская» беллетристика,
Автору любовных романов Ирине Ульяниной удается выдерживать это соперничество очень достойно. Вот уже десять лет ее произведения, сюжеты которых разворачиваются на фоне нашего города, с успехом раскупаются представительницами прекрасного пола по всей России. Нашу землячку не прельщает шум московских улиц или блеск Парижа, по ее признанию, самое любимое место комната в новосибирской квартирке, где появились на свет все ее сентиментальные истории.
Свой первый роман «Все девушки любят богатых» я написала, когда работала в газете «Вечерний Новосибирск», рассказывает Ирина. А подтолкнул меня к его написанию пресловутый кризис среднего возраста. В день празднования моего очередного юбилея на меня навалилось ощущение безысходности. Я взяла старые фотографии, на которых я совсем маленькая на руках у мамы, затем уже школьница, выпускница, студентка, невеста в свадебном платье, вот уже у меня самой взрослая дочь
Мне показалось, что этот альбом моя могильная плита, а я сама безнадежно старая. А жизнь, полная потерь, неприятностей и огорчений, прошла бездарно и бесцельно
А утром я встала с решимостью не раскисать, сделать
В тот день, когда Ирине казалось, что молодость закончена, а впереди пустое существование, ей исполнялось 35 лет. Сейчас ей (конечно, ненамного, но все же) больше, а она чувствует себя очень молодой и энергичной. И это ощущение ей придают ее книги, вернее, их написание.
Этот рецепт писательница советует попробовать каждому, кто столкнулся с кризисом самоопределения. Совсем не обязательно начинать выдумывать любовные сюжеты, достаточно просто перенести на бумагу собственную биографию.
Вот, правда, сама Ирина за такую книгу не бралась. Ей пока еще интереснее писать о выдуманных судьбах, чем о себе, ей пока не наскучил сентиментальный, ироничный, чисто женский жанр, который она вовсе не считает «второсортным». Потому что нельзя, по ее мнению, отказывать литературе в «серьезности» лишь по той простой причине, что она взывает к чувствам, мечтаниям к лучшим качествам, которые способны сделать мир чище и добрее. Писательница убеждена, что женская проза добавляет в жизнь ярких красок, светлых деталей, теплых нюансов, разбавляющих строгий и пафосный, серьезный и скучный, порой серый и безликий взгляд на все вокруг. Для этого и нужен «масслит», этим и объясняется его востребованность, считает Ирина Ульянина. И она готова поспорить с теми, кто утверждает, что чтение беллетристики, в отличие от философских текстов, не требует интеллектуального напряжения и духовного труда.
Ирина уверена, что женская проза занимает на ниве литературы определенную нишу, без нее невозможна культура, которая не терпит пустоты.
Я думаю, что роль женской прозы очень велика, говорит писательница. В них слабая половина человечества ищет ответы на очень многие важные вопросы, пытается найти совет, как поступить в той или иной ситуации. Для них книга это подружка, с которой легко и просто. И она гораздо правдивее и доступнее, чем любое психологическое пособие типа «Как стать богиней секса», доверительно объяснит не только эти интимные тонкости, но также
Впрочем, в своих книгах Ирина Ульянина обсуждает с читательницами не только чисто житейские вопросы, есть в ее творчестве место для вечных тем, таких как материнство, творческие терзания, боль любви и разлуки. Поэтому среди тех, кто читает романы Ульяниной, женщины с очень разными вкусами и жизненными приоритетами. Есть среди них те, кто мечтает только о том, как удачно выйти замуж за олигарха, а есть те, кто желает построить прочную и гармоничную семью, основанную на нежных чувствах и доверии. Как ни печально, но наши соотечественницы, судя по продажам, чаще в творчестве Ирины ищут ответы на первый вопрос. Во Франции большой популярностью пользуется ее книга «Все девушки артистки», в которой, по мнению жительниц этой страны, заключен портрет России, русской женщины, женщины, живущей в искусстве,
Но все же Ирина Ульянина не считает, что круг интересов прекрасной половины человечества стоит ограничивать этими, довольно узкими, рамками. Для женщины важны не только темы взаимоотношений полов и удачного замужества, но и бизнеса, карьеры, то есть то, что мы по привычке считаем «мужскими ценностями». Поэтому разграничивать «женскую прозу» и «неженскую» тоже не совсем логично. И особенно заранее ставить на сочинении, написанном дамской рукой, клеймо «только для женщин».
Айрис Мердок была серьезным литератором, говорит Ульянина. Все ее персонажи были мужчинами, созданные ею произведения совершенно не уступали мужским по взгляду на мир, по отношению к нему. И таких примеров великое множество. На самом деле, классифицировать прозу нужно не по критерию «женская» или «неженская». Более уместно отличать «литературу» от «не литературы»
Ирина, вы сами как относитесь к себе? Как к литератору?
Если говорить о профессии, то, в первую очередь, я считаю себя журналистом, лукаво ответила Ирина. Потому что профессия это то, чем человек зарабатывает на жизнь. А меня кормит вовсе не писательская деятельность. К сожалению, на гонорары от продаж книг, даже при таких внушительных тиражах, прожить проблематично.
Зарабатывание денег не отвлекает от написания сентиментальных романов?
Если дело любимое, а особенно когда оно наполняет жизнь смыслом, то время на него всегда найдется.
Кстати, время Ирина Ульянина находит не только на то, чтобы писать романы. Сейчас она заканчивает свою первую пьесу, которая скоро пополнит репертуар одного из новосибирских театров. Своему стилю Ирина изменять не собирается, творение под названием «Как жить, если ты не блондинка» она снова посвящает прекрасной половине.