Достаточно бурным, вопреки ожиданиям, вышло обсуждение проекта реконструкции концертного зала Новосибирской филармонии на заседании областного совета по градостроительной и коммунальной политике. Произошло это в минувшую среду, и во время дискуссии губернатор Виктор Толоконский успел сказать массу резких слов по поводу представленного проекта. Дело в том, что, по мнению многих экспертов, здание будущей филармонии совсем не сочетается внешним видом с окружающими строениями. Такими как два памятника архитектуры: здание облисполкома и знаменитый «стоквартирный дом».
Напомним, речь идет о стройплощадке по адресу: ул. Спартака, 11, там некогда располагалось здание Дома политпросвещения, которое впоследствии и использовалось в роли филармонии. Не так давно его снесли, чтоб на этом же месте возвести
И сначала ничего вроде бы не предвещало столь жестких разговоров. В выступлениях директора ГУП НСО «УКС» Павла Нефедова и руководителя ООО «Новосибирск
т. д. все выглядит вполне привлекательным. Примерная стоимость всей реконструкции была указана в 890 миллионов рублей.
Но по мере продолжения разговора возмущение губернатора вызвали сведения о том, что, несмотря на практически уже утвержденную проектную документацию, нужно еще около 30 миллионов рублей, чтоб узнать мнение экспертов относительно акустики и получить их рекомендации
До этого акустическое проектирование будущей стройки было сделано (все характеристики подбирались именно под игру инструментов симфонического оркестра), просто, как следовало из объяснений, прозвучавших на совете, концертный зал объект такого рода, что нормальные расчеты для этого строения относительно звуковых нюансов могут сделать лишь очень немногие специалисты (и только западные, как тоже можно было услышать на заседании, хотя говорилось также о Петербурге),
Виктора Толоконского весьма удивила такая огромная сумма, но еще больше, как и следовало ожидать, его поразил тот факт, что проект уже создан, параметры самого здания и расположенного внутри него зала (величина сцены, длина стен, высота потолков и прочее) уже заложены, и только теперь у нас собираются спросить совета
Хотя, как весьма резко и несколько раз на протяжении дискуссии подчеркнул губернатор, распространение звука зависит именно от этих параметров помещения. Проще говоря приехавшие специалисты по акустике вполне могут, взглянув на проект, сказать: это все не подходит для концертного зала. Так что непонятно, зачем сначала досконально разрабатывать все характеристики здания, предназначенного для исполнения симфонической музыки, а потом только спрашивать у главных знатоков как будет в нем звучать эта самая музыка.
Серьезными были претензии к проекту со стороны приглашенных архитекторов Из их слов следовало, что сам внешний вид будущего здания, мягко говоря, не слишком отвечает окружающей среде. Чтобы было понятно будущий зал филармонии примыкает к обладминистрации, «смотрит» через улицу прямо на одну из стен «стоквартирного дома» и при этом весьма сильно «диссонирует», как явствовало из слов экспертов, и с тем, и с другим. «Выбивается» из общего вида площади Свердлова, где, как, наверное, помнят все новосибирцы, «царят» несколько зданий, созданных в совершенно определенном стиле.
Среди конкретных критических замечаний можно было услышать, например, что здание будущего концертного зала спроектировано так, что на углу, обращенном к Красному проспекту полукруглый выступ с окнами, который визуально кажется входом, хотя на самом деле двери расположены не здесь. Говорили также, что остекление избыточно и не отвечает окружающей архитектуре, и проще, мол, вместо переизбытка стекла сделать
Разница, пожалуй, ощущалась лишь во мнениях насколько радикально придется перепроектировать все остальное. Причем Виктор Толоконский озвучил мысль, поддержанную, судя по репликам, многими участниками дискуссии: нельзя просто взять и «присобачить» любой фасад к конкретному строению, они должны нормально сочетаться, и все нужно рассчитывать заранее.
Губернатор резко высказался относительно того, что будущий государственный концертный зал действительно не подходит к этому месту и, мало того, даже взятый сам по себе, он мало напоминает о своей функции. Подобное сооружение может показаться речным вокзалом, маленькой гостиницей, аквапарком и т. д., но не строением, предназначенным для исполнения музыки.
Хотя изначально создать предполагалось нечто