Известно, что государство проводит реформу системы регулирования строительной отрасли, которая заключается в переходе от лицензирования к саморегулированию. Закон о саморегулируемых организациях (СРО) был принят в 2007 году, а с января 2009 года вступил в силу закон о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ, согласно которому прекращена выдача лицензий для всех видов строительной деятельности. Если в течение этого года строители еще могут работать на основании выданных лицензий, то с января следующего они смогут осуществлять свою деятельность только на основании допуска, выдаваемого саморегулируемыми организациями. Допуск, в отличие от лицензии, носит бессрочный характер.
Основой для образования подобных организаций должны стать некоммерческие партнерства, в состав которых войдут индивидуальные предприниматели или юридические лица. Причем партнерства создаются по трем разным направлениям: проектная, строительная и изыскательные виды деятельности. В случае, если организация занимается и строительными, и проектными работами, необходимо создание двух таких партнерств. Высший орган партнерства собрание членов, которым выбирается направление.
Сегодня на право называться «саморегулируемой» в Новосибирске претендуют уже три организации. И данное право, и получение допуска возможно для организации лишь при соблюдении определенных условий: количество участников (для проектных организаций не менее 50, для строительных не менее 100), наличие специалистов, их квалификация и т.п. Одним из самых жестких требований, предъявляемых к партнерствам, специалисты считают наличие компенсационного фонда. Для его создания каждый участник должен внести сумму от 500 тысяч рублей до 1 миллиона рублей в зависимости от рода деятельности.
Основная цель этой реформы обеспечить финансовыми гарантиями конечных потребителей строительных услуг, отметил председатель комиссии Совета депутатов города Новосибирска по межпарламентским связям, международному и межмуниципальному сотрудничеству Игорь Салов. Саморегулирующиеся организации будут нести ответственность перед инвесторами своими собственными средствами стабилизационным фондом. Для этого строительные организации и обязывают вносить средства в указанном объеме. Другой вопрос, что среди крупных игроков в этой отрасли есть малый и средний бизнес, который не в состоянии внести такие суммы. И наша задача постараться соотнести интересы всех участников. Но кроме этой проблемы, существуют и другие, в частности то, что многие предприниматели не до конца знают и не понимают сути изменения законодательства. Поэтому мы создаем рабочую группу, направленную на информирование строительных организаций. В ее составе будут работать горстройнадзор, правовые организации, профильные службы, которые грамотно разъяснят суть закона и ответят на все интересующие вопросы строителей в отношении изменения в Градостроительном законе РФ. Но главное, надо, чтобы каждый руководитель строительной компании для себя решил, для чего он пришел на этот рынок: для того, чтобы работать, или для того, чтобы в переходный период постараться побольше заработать. При нормальном функционировании СРО, при установлении