Новосибирск 4 °C

Подсевшие на иглу ритейла

19.03.2009 00:00:00

Полки сетевых магазинов, сильно опустевшие месяц назад, что было замечено многими, похоже, понемногу заполнились. Скажу сразу, часть продовольственных товаров все же исчезла. Похоже, надолго. Нигде не могу купить фасоль и чечевицу. Исчезли банки с лечо. Нет никакого: болгарского; русского; венгерского… Часть круп, не слишком востребованных, тоже можно купить отныне далеко не в каждом магазине. Вот так воочию можно увидеть, что для закупки новых партий продовольствия у сетевиков денег не хватает.

Но основные виды продуктовых товаров пока сохраняются полностью. По цене, понятно, подросшей. Раньше всего стали дороже чай, кофе, шоколад. Фрукты, мясо, рыба продемонстрировали заметный рост в самые последние недели. А вот орехи стали дороже буквально на днях. И заметно. С 320 рублей за килограмм до 400. И это в том магазине, где до сих пор большинство продуктов рублей на пять, а дешевле, чем в соседних. Но не из орехов состоит рацион сибиряка, поэтому уж очень сильно это не расстроило.

Сравнение цен на ярмарках, на которых цены декларируются существенно более низкими, чем в сетевых магазинах, приводит к странному выводу. Цены зачастую совсем не отличаются, иногда отличаются, но всегда — очень немного. В каком-то смысле это, наверное, правильно. Тарифы ЖКХ растут, и они не могут не влиять на рост себестоимости продуктов. К тому же, если на рынках продукты будут еще дешевле, мелкая розница начнет немедленно скупать все оптом на ярмарках для дальнейшей перепродажи в своих точках. Но, тратя деньги на проезд до таких ярмарок и обратно, получить хоть какой-то выигрыш от подобных покупок сложновато. Ведь в результате цена продуктов получается едва ли не такой же, как рядом с домом. Поэтому все покупки в нашей семье делаются только рядом с домом.

К счастью, в моем любимом маленьком магазинчике на Маркса, где всегда очередь за свежим творогом, сметаной, сливками и молоком из Барабинска, — все так же, как было. Цены, конечно, подросли. Но, во-первых, они всегда были ниже, чем в супермаркетах и сетях, а во-вторых, совсем немного. Разбирают всю молочную продукцию в этом магазине так же, как было всегда до этого. То есть далеко до вечера. Каждый раз думаю, почему таких магазинчиков, с продукцией из Куйбышева, Барабинска, Купина, больше поблизости нигде нет?

Кстати, колбаса фирмы «Сабор» в этом магазине тоже нравится многим, и за ней тоже встают в очередь. И дело не только в цене. Эту колбасу едят даже кошки. А кошки — как неоднократно проверено, наверное, многими — не люди. И в отличие от людей всякую гадость, только потому, что она дорого стоит и аппетитно выглядит, — есть не будут.

А главный вывод, который я сделала много лет назад и на котором продолжаю настаивать сегодня, — для того, чтобы покупать свежее и домашнее, нужны именно маленькие, семейные магазинчики. В которых знают тебя и твой вкус, в которых тебе не продадут плохой товар просто потому, что продавцу стыдно будет с тобой потом общаться — даже если ты в следующий раз и придешь!

Просто к слову. Когда мои дети идут в этот магазин, продавцы, давно запомнившие весь ассортимент моих покупок, подсказывают им, что еще покупает их мама. Дети не помнят и не знают, а продавец безошибочно выбирает из множества товаров именно те продукты и тех производителей, которые нужны мне. И это, поверьте, очень приятно.

Кризис дает надежду на выживание именно этому формату продаж, рассчитанному на потребителя со вкусом к свежему и домашнему. А это значит, произведенному тоже недалеко. Рядом, в области. Черта под всеми прошлыми выяснениями с сетевиками недовольных расчетами и поборами местных производителей подведена. Как оказалось, этот цивилизованный способ продаж в условиях кризиса стоит слишком дорого. В том числе для самих сетей, живших, существующих поголовно за счет кредитов. Тайных (за счет отсрочки платежей с производителями) и явных (банковских). Всем казалось, что сидеть на игле ритейла теперь будут все и всегда. От покупателей, лишенных права выбора других форматов магазинов и производителей, до властей, для которых было намного удобнее и выгоднее работать с небольшим количеством очень больших магазинов, а не с множеством мелких.

Сегодня из страха перед социальным взрывом запреты на «нецивилизованную» торговлю вновь снимаются, и вновь разрешается существовать микрорынкам и ларькам. Но, будем смотреть правде в глаза, в Новосибирске их количество не увеличилось. Сужу по своему району. От Горской до Маркса все осталось так же, как было год назад. А это значит, что реальной альтернативы сетевым магазинам нет тоже. Так же, как ее нет для местных производителей, которые должны будут сдавать свою продукцию в сетевые магазины. Задержка с расчетами в которых для некоторых из них в сетях достигает нескольких месяцев. Но, скажите, что остается делать производителю, у которого скоропортящийся товар? Творог, молоко, сливки и сметана? Овощи, ягоды, фрукты? Колбаса, мясо, птица?

Появление шести магазинов под названием «Удобный», которые, по идее их организаторов, должны как раз помочь приблизить к покупателю местных производителей, решить эту проблему, конечно, сразу не смогут. Хотя Павел Козлов, исполнительный директор этой организации, говорит о том, что к концу года предполагается открыть еще 15 магазинов в городе, и в первую очередь как раз в Кировском и Ленинском районах. Потребность в свежей и дешевой продукции местных производителей в Новосибирске очень велика. За три месяца работы часть этих магазинов уже полностью окупилась, часть должна окупить себя в ближайшие 2–3 месяца.

На вопрос о ценах магазина и привлекательности для производителей магазинов сети «Удобный» Павел Козлов ответил:

— Цены на продукты питания в наших магазинах по сравнению с аналогичными позициями в магазинах самообслуживания в среднем ниже на 15%. Это обусловлено не только отсутствием в наших магазинах каких-либо бонусов (ставших в последнее время «притчей во языцех»), но и отсутствием затрат на дорогостоящие рекламные акции, мерчендайзинг, дополнительный персонал и т.д. Кроме того, производители, не испытывающие гнета товарного кредита, заключающегося в практикуемой магазинами самообслуживания отсрочке платежа за поставленную продукцию, имеют возможность снижать цены, получая наличные деньги практически в режиме «реального времени». Могу ответственно заявить, что производители продуктов питания, торгующие в магазинах «Удобный», хотят и могут конкурировать с розничными сетями. И с каждым месяцем делают это все успешней.

Возможность купить свежие и дешевые продукты рядом с домом, существовавшая и исчезнувшая в нашем районе после уничтожения микрорынка «Студенческий», может быть, даже появится. Сейчас вместо живого, реально существующего пятачка торговли все мозолит глаза огромный и уродливый недострой, мешающий всем пешеходам передвигаться. Кстати, с прошлой осени еще и безуспешно продающийся, если судить по вывеске. А это, увы, не обещает избавления от него в ближайшие годы. Надо полагать, Ленинский район, вдобавок к недостроенной гостинице на площади Маркса, обзавелся еще одной достопримечательностью такого же рода. От которой никому нет ни пользы, ни удобства, ни красоты.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: