Новосибирск -0.8 °C

Города как «точки роста»

31.03.2009 00:00:00

Уже в третий раз Новосибирск стал местом проведения этого масштабного мероприятия, тем самым снова продемонстрировав, что именно наш мегаполис стал настоящей столицей для сибирских территорий.

По мнению председателя комиссии по градостроительству Совета депутатов города Новосибирска Вячеслава Илюхина, очень важно, что участники градостроительного процесса, и прежде всего — девелоперы, смогли собраться в это кризисное и такое сложное для всех представителей рынка недвижимости время и обсудить перспективы развития российских городов. А тем для обсуждения на самом деле много. Это и судьбы так называемых «монопрофильных» индустриальных городов, и вопросы транспортной инфраструктуры в условиях стремительного увеличения числа автомобилей на наших улицах, и взаимодействие власти, общественности и бизнеса при формировании правильной градостроительной политики.

Обратившись к участникам форума, Вячеслав Илюхин выразил надежду, что данное мероприятие поможет нашему городу определиться в том, что касается перспектив развития коммерческой недвижимости (а именно ей по большей части и занимаются девелоперы, составлявшие немалую долю среди собравшихся для дискуссии специалистов), и консолидировать силы всех участников строительного процесса.

Но помимо коммерческой недвижимости, на форуме много говорилось и о строительстве жилья. Именно это направление, по мнению Вячеслава Илюхина, является самым приоритетным в развитии мегаполиса. Ведь возведение жилых домов — это не только рабочие места для огромного числа людей, так или иначе связанных со стройиндустрией, но и возможность сделать наш город еще более привлекательным для тех, кто хотел бы поселиться здесь. Не секрет, что жители соседних регионов (таких, как, скажем, Якутия) достаточно активно покупают квартиры в Новосибирске. Привлечь еще больше их с помощью комфортной, доступной недвижимости — задача весьма актуальная. К тому же, как напомнил Вячеслав Викторович, на самом деле все взаимосвязано. Развитие жилищного строительства сказывается и на совершенствовании инфраструктуры: параллельно с новыми домами появляются и новые дороги, магазины, объекты социальной сферы и даже целые транспортно-логистические центры.

Вячеслав Илюхин

Что касается ближайшего будущего, оно, по мнению участников форума, у Новосибирска выглядит лучше, чем у многих городов нашей страны. На сегодняшний день в России 400 городов из 1200 относятся к так называемым «монопрофильным». Речь идет о промышленных центрах, многие из которых уже практически исчерпали свой индустриальный потенциал. И если до кризиса у них оставалась еще возможность выживания, то теперь это стало проблематичным для значительной части таких полисов, создававшихся еще в советское время под какую-то конкретную промышленность. Некоторые эксперты, говоря о таких городах и окружающем их пространстве, используют словосочетание «ржавый пояс». Из этих населенных пунктов, «опоясанных» не нужной в современных условиях промзоной, жители постепенно будут перетекать в другие, где есть возможность трудоустройства. И наиболее привлекательными будут, судя по всему, такие крупные мегаполисы, как Новосибирск, сформировавшие у себя диверсифицированную экономику, меньше страдающую под ударами кризиса.

Прогнозы относительно усиления такой миграции тоже заставляют активизировать жилищное строительство. Напомним, в прошлом году в Новосибирске было сдано свыше миллиона квадратных метров жилья, а в 2009-м, учитывая воздействие кризиса, городские власти все-таки предполагают сдать не менее 70% от прошлогодних объемов. В последние несколько лет в нашем городе активно развивается комплексная застройка — примерно 40% от введенного в эксплуатацию в 2008 году жилья приходится на ее долю. На данный момент уже выданы разрешения на строительство жилмассивов, где в общей сложности появится еще не менее трех миллионов «жилых» квадратных метров.

Эффективность градостроительной политики во многом зависит от инфраструктуры и прежде всего — транспортной. Как показывает мировая практика, правильное планирование дорог и развязок может обеспечить нормальное автомобильное движение без пробок (в Бостоне, например, живет 4,5 миллиона человек, за которыми числится четыре миллиона автомобилей). Новосибирские власти придерживаются определенных стратегических принципов, позволяющих более рационально распределить транспортные потоки, не перегружая «артерий», по которым они движутся. Так, например, улично-дорожная сеть четко делится на два типа. Первый из них рассчитан на общественный транспорт и пешеходов и предполагает плотное регулирование движения светофорами. А вот второй тип — это скоростные магистрали, на которых пешеходов вообще не должно быть, и ничего не мешает движению. Не менее важно рассчитывать транспортные возможности жилмассивов и микрорайонов, делая их удобными с точки зрения подъездов и остановок общественного транспорта, а также легковых машин, которым требуются парковки. А чтобы туннели, современные развязки, хайвеи и другие необходимые городу объекты, улучшающие циркуляцию транспорта, появились быстрее, помимо вложения бюджетных средств нужно привлекать инвесторов. Советом депутатов города Новосибирска принят ряд целевых программ и других решений, направленных на улучшение ситуации в этой сфере. В их числе — программа безопасности дорожного движения на 2008–2010 годы, программа благоустройства внутриквартальных территорий. Также под руководством Андрея Гончарова в Совете депутатов действует специальная комиссия по вопросам строительства и реконструкции дорог, которая держит в центре внимания депутатов возведение жизненно важных для города крупнейших объектов транспортной инфраструктуры, в том числе дорожных развязок на Южной площади, разъезде «Иня», эстакады на улице Кирова и т.д.

На форуме упоминалось, что Новосибирск — самый большой муниципалитет нашей страны (ведь и Москва, и Петербург — отдельные субъекты Федерации) и в нем реализуются очень интересные методики привлечения самих жителей к управлению городом. Это очень важно, ведь градостроительство — не только возведение непосредственно зданий или, скажем, дорог, это еще и создание качественной среды проживания. А она во многом зависит от связей между людьми, от их заинтересованности в том, чтобы делать свой город лучше. Активное развитие территориального общественного самоуправления и иных форм организации общественников при поддержке депутатов Совета депутатов города Новосибирска на округах и членов профильной комиссии по местному самоуправлению под руководством Анатолия Казака помогает формировать у жителей Новосибирска «городское сознание», предполагающее помимо всего прочего более бережное отношение к чистоте улиц, к зеленым насаждениям и т. д.

Еще одна важная мысль, которую высказывали приглашенные эксперты, — планировать стратегию развития государства нужно исходя из ситуации с городами, а не только с регионами или отраслями промышленности, как сейчас. Ведь именно города — это те самые точки экономического и культурного роста, от которых напрямую зависит будущее России.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: