Франция в нашем сознании ассоциируется с Эйфелевой башней, Англия с Большим Беном
Неочевидно, однако, что сами французы и англичане соединяют свою страну именно с этими символами. Как совершенно не обязательно, что гости нашего мегаполиса замечают в первую очередь собор Александра Невского, Никольскую часовню или факел в сквере Героев революции. Именно об этом подумалось в первую очередь после знакомства с немецкими писателями, поэтами, художниками и фотографами, которые осенью прошлого года по договору с немецким Культурным центром им. Гете в течение нескольких недель проживали в Новосибирске. И теперь в рамках фестиваля немецкой культуры sibСТАНЦИЯ_09 представили свои впечатления от путешествия в Сибирь на выставках, литературных чтениях и в двуязычной книге
«Логика сладости»
Открывая рассказ одного из самых известных писателей Германии Георга Кляйна о Новосибирске с названием «Логика сладости», мы, признаться, ожидали найти
Георг Кляйн, однако, создает свои тексты по совсем иным законам. Они не содержат фотографически точных бытовых зарисовок. Мало того, писатель вообще заявляет, что художественный текст «не обязан являться отражением действительности». И он очень благодарен новосибирцам, которые восприняли его адекватно и на творческих встречах и литературных чтениях не требовали от писателя того, чего не предполагал его творческий метод
Новосибирск
Возникшая близость с далеким сибирским «братом по шоколаду» настроила писателя на философский лад и дала базовое ощущение, что все в этом мире взаимосвязано и всякому событию есть своя причина. «Логика сладости» позволила ему выстроить в линейной последовательности события, разведенные во времени и географии, перемешать настоящее и прошлое, переплести реалии с фантазией, а сон с явью
Монументальное здание сталинской архитектуры в центре города, рядом с которым он оказался, унесло его воспоминаниями к истории об отношениях двух диктаторов «пышноусом» и «узкоусом». «Когда мой дед носил костюм молодого человека, а затем серый мундир солдата, властелин с менее густыми усами, говоривший
Это здание, возведенное над бомбоустойчивыми этажами, оказывается не чем иным, как нашим Театром оперы и балета. И, переступив порог этого храма муз, немецкий гость со ртом, испачканным шоколадом, встречается с элегантной дамой, назвавшейся Ольгой Ивановной, в белоснежном трико и стоптанных балетных туфлях. «В правой руке стройная, но явно уж никак не слабосильная девушка держала знаменитый
«Штуки_НСК»
Здесь в городе нагие женщины моют по ночам шикарные машины! делится одним из поразивших его фактов немецкий фотограф Андреас Херцау.
Свою выставку о нашем городе он назвал «Штуки_НСК». Среди «объектов», попавших в его поле зрения: большеносый новосибирский школьник, больше похожий на героя романов Кафки, чем на учащегося средней школы; гастарбайтер, продающий урюк; работяга с лицом доброго Шарикова под яблоней в мелких ранетках; джинсы, сохнущие на веревке на лоджии, многочисленные новосибирские гаражи
Гаражам он посвятил целую серию своих работ. Педантичному, законопослушному немцу не понять, почему
Много гаражей, которые радуют. Маленькие, уродливые, заржавевшие стоят домишки то там, то здесь. Скоро все они исчезнут, земля и место нынче дороги, с сожалением говорит он.
Специально к выставке Андреаса Херцау электронщик Александр Бутцынов, основатель фестиваля электронной музыки SUNVIBES в Горном Алтае, написал музыку, где звуки новосибирских улиц весьма своеобразно слились с отрывками русских мелодий и меняющимся ритмом ударных установок. Теперь сибирские образы и мотивы займут достойное место среди других «портретов городов» фотографа, которые он сделал во время своих путешествий по миру. Таких, как «Гражданская война в Руанде, Либерии
Город в движении
«Красив ли Новосибирск?» задается вопросом поэтесса и прозаик Марица Бодрожич, которая родилась в Югославии, а теперь живет в Берлине. И отвечает:
Конечно, Новосибирск некрасив. Но Берлин тоже некрасив, тем не менее, и именно поэтому, я люблю Берлин. Видимую красоту любить легко. Париж красив. Но после трех лет жизни в Париже мне хотелось видеть только безобразное, оно так благотворно действовало на мое зрение. Красота в Париже всегда и повсюду явственна и осязаема,
Как и ее земляк-фотограф,
Я точно могу сказать, что никогда не смогла бы часами ходить на высоких каблуках, как это делают они. И как они это делают! От Минска до Ташкента, от Новосибирска до Москвы везде одна и та же картина: грациозные ноги женщин, идущих по грязи, пыли, по асфальту тротуаров идущих так, точно они родились с этими убийственными каблуками.
Это, конечно, не единственное ее впечатление. Новосибирск она нашла городом очень динамичным. Этому способствовал и тот факт, что жила она рядом с вокзалом: засыпала и просыпалась под шум поездов:
В этом городе все в движении, нет ни одной культуры, которая не была бы здесь представлена. Но движение в Новосибирске особого рода: оно лучится покоем. Объясняется это условиями жизни в Сибири с ее суровыми зимами
Наблюдая за людьми, кутающимися в теплые пальто,
«Маршрут в небытие»
Каждый из них, согласившихся на эту добровольную ссылку в Сибирь, не только погружался в чужую культуру, но и лучше познавал свою страну и самого себя. Йоване Попич идею
Свою эффектную мультимедийную инсталляцию, созданную с помощью видео, фото и звука, Йована назвала «Маршрут в небытие» и посвятила, по ее словам, «этим отважным людям и всем тем, кто следует своему внутреннему духовному маршруту. Даже если это требует жертв»
Они работают в разных жанрах и стилях, у них разный метод и разные тексты
До путешествия в Сибирь они, возможно, даже не были знакомы. Познакомились только здесь, когда, сменяя друг друга, проживали в «обычных» квартирах с их «обычными» проблемами, писали репортажи в немецкие газеты
Мне кажется, я стал лучше понимать загадочную русскую душу, говорит Георг Кляйн.
Возможно, мы и сами стали понимать себя