Сейчас Великий пост. Очень резко противоречат друг другу Великий пост и общество потребления. Великий пост требует думать о душе, а общество потребления о теле. Великий пост требует душевной собранности и сдержанности, осознания своей греховности, а общество потребления настаивает на ценности любых желаний и необходимости их немедленного удовлетворения. Вездесущая реклама строится на принципе, что человек не должен сдерживать эмоции и тут же получать желаемое. Подчинись жажде! С точки зрения античных философов, это означает стань рабом! (Ведь тогда не ты управляешь собой, а тобой командуют твои прихоти.) Великий пост требует вспоминать великих людей, которые стали столпами веры, а общество потребления старается всех уравнять в плотском единстве.
Страшно представить, каким было бы человечество, если бы люди всегда немедленно следовали своим желаниям. Оно напоминало бы стаю или стадо, и не было бы того, что мы называем культурой.
Когда читаешь жития святых, тех, кто эту культуру создавал и защищал, поражаешься тому, насколько духовные устремления были для них важнее плотских.
Я хочу рассказать об одном из таких людей о св. Максиме Исповеднике
В это время церковь потрясена монофелитскими спорами. Дело в том, что, согласно православному учению, сформулированному на Халкидонском соборе, Христос одновременно был в полной мере Богом и в полной мере человеком, т. е. нераздельно и неслиянно совмещал в себе две природы божественную и человеческую. Но были те, кто считал, что воля Бога настолько могущественнее воли человека, что она необходимо должна была поглотить ее. Фактически
С современной точки зрения, этот спор очень абстрактен. Но не для христиан того времени. Св. Максим устно и письменно выступает против ереси. Он инициирует Латеранский собор в Риме, который осуждает монофелитство. Его насильно привозят в Константинополь и подвергают мукам. Причем требуют лишь того, чтобы он признал постановление императора, где говорилось: «Ни порицать, ни осуждать никого за учение в прошлом об одной воле и одной энергии, ни за учение о двух волях и двух энергиях». Его мучили и требовали только одного молчать. Его ответ был: «Благодарю Бога моего за то, что я предан в ваши руки и терплю истязания за несправедливые вины, чтобы очистить ими свои вольные согрешения и пороки моей жизни». Ему говорили: «Имей в сердце какую угодно веру; никто тебе не запрещает». На это он сказал: «Но полное спасение зависит не от одной сердечной веры, а и от исповедания ее». Его, старика, страшно избивали, отрезали язык и правую руку и отправили в ссылку на Кавказ, где он жил, презираемый и лишенный физической помощи, и умер через три года.