Новосибирск 3.2 °C

Шестьдесят фраков для Пушкина

11.04.2009 00:00:00
Шестьдесят фраков для Пушкина
Две страсти есть у педагога Ольги Бондарь: она очень любит детей и шить на них костюмы.

Собственных детей у нее двое, а учеников, для которых ведет кружок, — почти двести. А сколько костюмов сшила на всевозможные темы — народные, сказочные, для литературно-театральных вечеров — не помнит и сама. Но никак не меньше тысячи. Причем не менее шестидесяти из них — времен Пушкина: это ее хобби, а не способ заработать деньги.

Костюмы Ольга шьет быстро, по своей методике. Несколько часов, максимум день — и платье времен хоть Ивана Грозного, хоть Петра Первого готово. Главное, есть для кого: танцевальные коллективы, кружки всевозможные. Пока сыновья учились в школе, многих одноклассников обшивала, а заодно и стены учебных заведений красиво расписывала и оформляла школьные уголки.

— За день я могу сшить десять брюк, — говорит Ольга Александровна. — Порой даже в автобусе шью или ночью. Денег не беру — это мое хобби. Муж смеется: говорит, что если бы у меня были другие принципы, то у нас дома уже люстры золотые висели бы. Кстати, я заметила, что творчество приходит тогда, когда мало времени, — сразу хочется что-то быстро придумать, пофантазировать. Когда не работаю — я заболеваю. Хотите, я прямо сейчас вам шляпку сделаю? — предлагает Ольга Бондарь и мастерит головной убор буквально за несколько минут.

Так быстро шить Ольга научилась в начале девяностых уже прошлого столетия, начав изготавливать юбки на продажу в одном из маленьких швейных производств. Юбка стоила всего четыре рубля, и чтобы хоть как-то заработать, она их шила двадцать за день.

— У человека должен быть план на каждый день, — говорит Ольга Александровна. — Тогда времени свободного останется много. Я, к примеру, с двенадцати до шести на работе в школе, а остальная часть дня расписана в голове по минутам.

— А если настроение плохое и делать ничего не хочется?

— Не может такого быть! У творческого человека никогда не бывает депрессии, потому что у него — масса идей, море планов — скучать и грустить просто некогда. Даже боль и обиды уходят, когда можешь выразить себя через что-то.

Скорость, конечно, не основное. Да, брюки с юбками — вещи несложные, а вот для костюма главное все же — образ.

— Когда образ продуман, сшить можно за час, по крайней мере, за несколько часов, а вот сама идея костюма может вынашиваться в голове чуть ли не полгода, — говорит она. — Ведь если, к примеру, шьешь эстрадное платье для девочки, то нужно сначала эту девочку понять, понаблюдать за ней: как она двигается, как поет, какой у нее характер. Только тогда можно приступать к делу. Каждый наряд изготавливается для конкретного человека, и продумать нужно все, вплоть до мелочей.

Руководители многих кружков и коллективов наслышаны о Бондарь и постоянно «подкидывают» ей работу. Кстати, Ольга Бондарь даже когда-то была «Женщиной года» в номинации «Золотые руки», поразив всех своим шикарным платьем, сшитым из… полиэтилена, в очередной раз доказав, что женщина может оставаться женщиной при любых обстоятельствах, даже если денег совсем нет. А недавно в авиационном лицее был бал, посвященный Пушкину. Многие ребята красовались в костюмах, сшитых ее руками.

Между прочим, никто ее шить и рисовать не учил — все сама.

— Просто жизнь у меня счастливая — вот все и получается, как задумано, — считает она. — Папа очень хорошо рисовал, до сих пор помню запах красок, правда, меня он специально ничему не учил. А потом они с мамой развелись, папа уехал, мама подолгу лежала в больницах, а нас с сестрой воспитывали тети, бабушки. В то время я была какой-то незащищенной, мне помнится. Уходила в лес и рисовала, особенно тогда, когда меня обижали. Причем рисовала абсолютно все, особенно любила придумывать портреты детей — придумывать, потому что таких ребятишек, как я изображала, не существовало на самом деле, они оживали только на картинах.

— Счастливая, а детство трудное…

— Все зависит от восприятия. Человек может научиться быть счастливым. Вот как, по-вашему, почему люди становятся более злыми? По-моему, оттого, что многие как-то разучились замечать мелочи. А счастье ведь в мелочах: запах травы, весны, красивый закат.

В архитектурный институт, куда она из деревни приехала поступать, ее не приняли: среди работ, представленных на творческий конкурс, не было графики. Поступила в ПТУ на художника-оформителя, да заболела и почти год не училась, а потом еще долгое время ходила на костылях. В результате в дипломе тройка, причем по основному предмету. С такой оценкой на работу никто не принимал. Однажды, правда, предложили должность… маляра. Сказали: «Тебе какая разница, кем работать, художником или маляром — и там, и там краски». Писала плакаты, красила машины. Потом работала в детском доме, в институте геологии. Вышла замуж, сама себе на свадьбу сшив свадебный наряд. Родились дети. И вот, по мнению Ольги Александровны, это-то и есть самое главное в жизни женщины. Когда есть дети — будет все, и счастье, и творчество — просто нужно научиться радоваться тому, что имеешь.

— Я всем говорю: растите вместе со своими детьми, играйте с ними, прислушивайтесь к их мнению, — раскрывает она свое материнское кредо. — Не кричите на них — потеряете. Нужно уважать личность каждого ребенка, может быть, даже баловать в чем-то. Детей нужно учить творческому мироощущению, не бояться самостоятельных решений: тогда и им в жизни все будет интересно.

В детский сад дети не ходили: ей кажется, что оттуда ребятишки выходят уже с шаблонами. А пошли в школу, и она с ними: устраиваться на работу. Теперь они выросли и радуют родителей — не пьют, не курят, помогают.

В этом году Ольга Александровна защитила свою авторскую программу по методу проектирования. Суть метода — в развитии самостоятельного творческого воображения у ребенка.

— Я учу детей четыре года, — разъясняет она. — В первом классе мы с ребятишками делаем оригами, собачек, кошек. Потом я говорю: «Сделайте им характер». Во втором классе ввожу основы шитья, изучаем образ, учимся коллективной работе. В третьем усложняем оригами, делаем их объемными. А четвертый — самый интересный: шьем функциональные вещи. Вот и сегодня, например, детям было задание всем вместе придумать тему композиции, сюжет. На один мой урок уходит всего один рубль — это потому, что вокруг ведь есть природный материал, какие-то уже ненужные вещи, и их можно и нужно использовать. Если ребенок не хочет работать — его ни в коем случае не нужно заставлять.

А то бывает, иной раз приходит маленький человек на занятие, а ему говорят: сегодня все лепим из пластилина грушу! Вдруг учительнице начинает казаться, что груша Максима не совсем похожа на фрукт.

— Что ты делаешь, Максим? — спрашивает педагог.

— Ракету! — с огромным вдохновением отвечает мальчик.

— Ты почему такой непослушный? Я сказала грушу, значит, грушу! Немедленно переделывай.

У Максима пропадает всяческое желание вообще что-то лепить.

— Чтобы что-то получилось красивым — нужно это делать с охотой, с любовью, — заключает Ольга Александровна. И кажется, что она делится секретом своего ремесла. Ремесла с большой буквы.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: