Новосибирск 3.6 °C

Семипалатинский след

27.08.2009 00:00:00
Семипалатинский след
Эхо взрывов на ядерном полигоне до сих пор не затихло.

29 августа 1949 года, 60 лет тому назад, на Семипалатинском полигоне был произведён первый ядерный взрыв. Испытания ядерного, термоядерного, водородного оружия, проводимые на этой территории в течение десятилетий, стали частью оборонной программы, разработанной Советским Союзом в ответ на вызов Соединённых Штатов. Ядерный щит обеспечивал международную стабильность, и в то же время испытания (без отселения местных жителей, зачастую даже без простого их оповещения) имели самые серьёзные последствия. К числу территорий, пострадавших от радиации, относится и Новосибирская область.
Семипалатинский полигон расположен в Казахстане на границе Семипалатинской (Восточно-Казахстанской), Павлодарской и Карагандинской областей, в 130 километрах северо-западнее Семипалатинска, на левом берегу реки Иртыш. На территории полигона находится ранее закрытый город Курчатов. Это место на многих географических картах фигурирует под символически-«тупиковым», мрачноватым обозначением: станция Конечная...
С 1949 по 1989 годы на Семипалатинском полигоне были взорваны сотни ядерных и термоядерных устройств, проведены десятки гидроядерных и гидродинамических испытаний. Люди, проживавшие в радиусе двух тысяч квадратных километров от него, подверглись радиационному заражению, чреватому онкологическими заболеваниями и генетическими мутациями. В августе 1989 года полигон был закрыт, но отголосок семипалатинского эха звучит до сих пор.
В 1992 году, после визита на Алтай президента России Бориса Ельцина, на государственном уровне был рассмотрен вопрос: каким образом семипалатинские испытания повлияли на состояние здоровья жителей Алтайского края? Сегодня Алтайский край занесен в список территорий, пострадавших от радиационного воздействия, и большая заслуга в этом деле принадлежит ученым-медикам, сумевшим доказать, что доза, полученная алтайцами, оказала воздействие не только на самих облученных, но также их детей и внуков. После того как 24 июня 1992 года в свет вышло постановление Правительства РФ «О мерах по оздоровлению населения и социально-экономическому развитию населенных пунктов Алтайского края, расположенных в зоне влияния ядерных испытаний», началась большая работа по медицинской и социальной реабилитации людей, подвергшихся воздействию радиации. В результате смертность от онкологических заболеваний в Алтайском крае постепенно снизилась. Профессор Яков Шойхет подчеркивает: выявление онкозаболеваний на ранних стадиях стало возможным благодаря современным диагностическим центрам, оснащенным новейшим оборудованием.
Между тем от ядерных испытаний пострадали не только Казахстан и Алтайский край, но также восемь других регионов, в том числе — Новосибирская область. Каковы последствия семипалатинских событий для сибиряков? Точного ответа на этот вопрос нет до сих пор. Эффект удаленных выпадений из радиоактивных облаков, которые образуются после ядерного взрыва, до конца не изучен. Тем более что многие важные данные в течение долгих лет находились под грифом «Совершенно секретно, особой важности». Еще предстоит провести тщательные исследования, которые определят: в какой степени ядерные испытания повлияли на медико-демографическую обстановку в Сибири, какие меры реабилитации могут помочь пострадавшим?
Начиная с 50-х годов, Гидрометслужба страны фиксирует выпадения радиоактивных продуктов ядерных взрывов на земную поверхность. Для расчета доз облучения эти данные исключительно важны.
— Государственная Гидрометслужба занимается не только прогнозом погоды — спектр нашей деятельности достаточно широк, — рассказывает Владимир Крупчатников, директор Сибирского регионального научно-исследовательского гидрометеорологического института. Владимир Николаевич напоминает: в обязанности института входит сбор и анализ информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. — Мы занимаемся мировыми экологическими проблемами, выполняем научно-исследовательские работы. Сегодня наш институт непосредственно проблему Семипалатинска не рассматривает — эта проблема решается на государственном уровне. Но среди наших сотрудников есть такие, которые делегировались в официальную комиссию и, согласно правительственному решению, лично участвовали в исследованиях на Семипалатинском полигоне.
На базе СибНИГМИ и Западно-Сибирского гидрометцентра была создана группа, в обязанности которой входило специализированное метеообеспечение полигона. Высококвалифицированные метеорологи тщательно анализировали погодную ситуацию, а затем сообщали, насколько природные условия благоприятствуют ядерным испытаниям. Если условия оказывались неподходящими, испытания откладывались.
Кандидат географических наук Вианор Барахтин оказался одним из тех, кому выпала редкая возможность работать в качестве члена Государственной комиссии по подготовке и проведению ядерных испытаний. В своих книгах, а также в газетно-журнальных публикациях Вианор Барахтин размышляет об оценке экологических последствий деятельности ядерных полигонов.
— К этой проблеме нельзя подходить легковесно, — убежден Вианор Николаевич. — Ядерный щит — гордость нашей отечественной науки. Над его созданием трудились академики Курчатов, Сахаров, Харитон, Федоров, генералы и маршалы, имеющие по три Золотые Звезды Героя. Конечно, попасть в такую научную программу, оказаться на острие современных проблем — это было для меня большой удачей!
Вианор Барахтин рассказывает о том, какую опасность представляют собой ядерные испытания:
— В результате взрыва создается облако высотой 15—20 километров от земли. Это облако переносится ветром по законам метеорологии. Два миллиграмма плутония, попавших в организм человека — смертельная доза, а между тем в атмосферу Земли во время ядерных испытаний (я имею в виду испытания, проводимые всеми ядерными державами, в глобальном масштабе) выброшено пять тонн плутония, распыленного на мельчайшие частицы. Две с половиной тонны уже выпало на землю, вошло в общий круговорот и действует в пищевой цепочке... Что мы должны предпринять в ситуации, которую имеем? С помощью современных компьютерных технологий можно создать карты, на которых отражены границы пострадавших территорий. А с помощью архивов ЖКХ — определить фамилии людей, которые проживали в то время на опасной территории. Там, где проходило смертоносное облако. Этим людям по закону предоставляется право на денежные компенсации и льготы, если доза облучения превысила 5 бэр.
— Мне удалось установить, — продолжает ученый, — что из более чем сотни взрывов, произведенных на Семипалатинском полигоне, наиболее тяжкие последствия для Новосибирской области имел взрыв 17 сентября 1961 года. Приближаясь к Новосибирску, фронт облака взрыва соединился с фронтом осадков, которые шли с запада. На территории нашей области выпал дождь: максимум осадков пришелся на деревню Пеньки, в ста километрах от Новосибирска, а в самом городе на следующий день нами была зарегистрирована рекордная плотность выпадения радиоактивности из атмосферы. Радиоактивный фон вырос в несколько тысяч раз...
Вианор Николаевич убежден: дозы радиации на территории Новосибирской области необходимо просчитать по современным моделям.
Как бы там ни было, уже выявлено, что от радиации пострадали тысячи новосибирцев: ветераны подразделений особого риска, погибшие при исполнении долга, переселенцы из Казахстана... Как дань памяти погибшим, в Вознесенском соборе устраиваются панихиды, а в Нарымском сквере возлагаются венки к стеле Памяти жертв радиационного воздействия. В прошлом году томские ликвидаторы аварии на ЧАЭС направили в новосибирскую иконописную мастерскую необычный заказ: речь шла о создании «Чернобыльского Спаса». Эта икона посвящена памяти жертв радиационных аварий, катастроф и выглядит весьма необычно — хотя бы потому, что на ней изображены люди в респираторах (http://mediafm.tomsk.ru)
Что касается льгот пострадавшим от радиации, официальный сайт города Новосибирска сообщает, что, во-первых, за счет средств городского бюджета определены меры социальной поддержки детям, родившимся после радиационного облучения одного из родителей. В соответствии с решением городского Совета «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан
г. Новосибирска», в соответствии с постановлением мэрии «О дополнительных мерах по социальной поддержке граждан, пострадавших от радиационного воздействия и их детей», предусмотрено проведение цитогенетических обследований, внеочередное предоставление мест в стационарных лечебных учреждениях города (по направлению областного диспансера радиационной патологии), бесплатное питание в муниципальных школах, обеспечение бесплатными учебниками, учебными пособиями и т. д.
Во-вторых, в соответствии с Федеральным законом РФ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и некоторыми другими документами, определены меры социальной поддержки пострадавшим от облучения, с учетом суммарной эффективной дозы. В набор социальных услуг входит: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецепту врача, предоставление (при наличии медицинских показаний) путевки на санаторно-курортное лечение и др. (Более подробную информацию можно увидеть здесь: http://www.novo-sibirsk.ru/partition/community/soc_protect/benefits/)
Деятельную помощь пострадавшим от радиации оказывает общественное объединение «Союз Семипалатинск». Председатель «Союза» Елена Якубовская в своих выступлениях не раз озвучивала эту проблему: «Общественное объединение «Союз Семипалатинск» НСО более пятнадцати лет отстаивает права граждан РФ, ранее подвергшихся длительному воздействию комплекса вредных факторов в результате деятельности Семипалатинского полигона... Мы организуем научно-практические конференции, проводим анкетирование граждан города и области. Люди, с которыми мы работаем — это люди трех поколений, подвергшиеся радиационному воздействию полигона, живущие в Новосибирской области» (http://ecoclub.nsu.ru/books/vest_7_8/07.htm).
Информационные бюллетени, «круглые столы», семинары на медицинские и юридические темы — все это направления работы общественного объединения «Союз Семипалатинск». По убеждению Елены Якубовской, для жителей Новосибирской области необходимо организовать радиационный центр со стационаром и современной аппаратурой — такой, какой уже функционирует в Барнауле. Необходимо, чтобы сибиряки получили более широкие возможности пользоваться льготным медицинским обслуживанием, льготными лекарствами.
— Нашим институтом подготовлено письмо в правительство РФ о необходимости включения Новосибирской области в Федеральную целевую программу по радиационной безопасности, действующую до 2015 года, — сообщает Вианор Барахтин. — В программе предлагается рассчитать дозы облучения населения НСО от аварийного взрыва 1961 года. Это письмо и программа находятся на рассмотрении Общественной палаты Новосибирской области.
Одним словом, семипалатинский вопрос требует глубокого и тщательного научного рассмотрения — ведь речь идет о жизнях конкретных людей. Людей, для которых «семипалатинский след» — реальность, а не просто заголовок очередной газетной публикации.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: