Новосибирск -0.6 °C

Старят не годы...

28.08.2009 00:00:00
Старят не годы...
...а такое отношение к себе, которое определяется фразой «И так сойдет!».

К сожалению, в нашей стране — впрочем, как и во всем мире — старость воспринимается чрезвычайно болезненно. Как состояние неприятное и некрасивое (в нашей стране еще и бедное!). И чуть ли не по всем параметрам жизни — обделенное. Увы, свой посильный вклад в данное предубеждение вносят, нередко, и сами пожилые люди. Как ни странно, но долголетие, активность, радость жизни и оптимизм среди многих людей «в возрасте» не в моде. А хорошо выглядеть, когда тебе «за 60», значит, вызвать неприязнь и неодобрение людей близкого возраста.
Как-то на моих глазах пожилая женщина с седыми, заколотыми в неряшливый хвост волосами, в широкой цветастой юбке и совершенно неподходящей к ней по цвету и стилю блузке из люрекса кинулась в трамвае к своей, по-видимому, давней знакомой сверстнице. В отличие от нее, одетой в хорошо сидящий костюм неброской расцветки и с волосами, уложенными в прическу. Слова первой: «Ты чего это так выпендрилась? Куда-то идешь?» На что вторая женщина, явно оправдываясь, ответила: «У меня завтра день рождения, я ведь тебя пригласила, помнишь? А сегодня еду к детям праздновать, вот и принарядилась...»
Одним словом, хорошо выглядеть в обыденной жизни для этих, не более чем 65-летних женщин, нелепо и неправильно. Только вот не надо говорить здесь о тотальной бедности пожилых людей! Для того чтобы выглядеть прилично, достав из шкафа платье хорошей ткани, перешить его (или попросить помочь перешить давнюю подругу) и сделать прическу ( задержавшись на десять минут перед зеркалом вместо обычного взмаха расческой, не глядя на отражение), средств не надо. Нужно только желание. А еще — отсутствие в лексиконе привычной фразы: «И так сойдет!»
Говорят, что к 2050 году каждый второй человек в мире будет старше 60 лет, но даже сегодня, сидя в поликлинике или забежав в трамвай или троллейбус, в котором людей пожилых преобладающее количество, мне становится обидно за них. Много недоброжелательных. Много людей, явно махнувших рукой на санитарию и гигиену. И бескрайнее поле некрасивых цветовых и стилевых сочетаний вещей (никогда не поверю, что в шкафах этих мужчин и женщин нельзя подыскать вещи одной спокойной цветовой гаммы!) Сегодня часто говорят о поддержке молодых, о необходимости поддержки семей и детей, а мне кажется, что в главную государственную и социальную проблему превращается старость. Мы все ничего не знаем и не хотим знать о старости, мы не готовимся к тому, к чему придем абсолютно все! Одним словом, мы не готовимся красиво, с чувством достоинства и радости долго и счастливо жить. Точно так же, как не готовы и не знаем, как помочь счастливо жить и стареть нашим родным.
А ведь сегодня геронтологи считают, что до 45 лет длится молодой возраст. От 45 до 60 — средний. От 60 до 75 — пожилой. И только старше 75 лет — начинается старческий период. Жизнь людей явно удлиняется. Выходя на пенсию в 55 или 60 лет, немало людей получают возможность прожить полноценно и свободно еще более четверти века!
У Чехова есть рассказ о женщине, которая, получив в подарок прекрасный платок, начала носить его наизнанку, чтобы сохранить красоту подольше. Да так наизнанку, никому не дав увидеть его дивной красоты, износила до старости и дыр. Порой мне кажется, что чуть ли не каждый второй из нас именно так ежедневно и ежечасно поступает с собой и со своей жизнью, показывая родным и чужим совсем не лучшую, далеко не красивую изнанку, а не прекрасное лицо собственной души...
Разговор на эту же тему продолжает клинический психолог Новосибирского областного госпиталя № 2 ветеранов войны Инна Яроцкая.
— Не так давно заметила, что при общении со своими давними приятельницами тему наших детей частенько стала сменять не менее интересная тема наших матерей. И у многих моих знакомых проблемы общения и взаимоотношений с мамами (с отцами почему-то полегче). Да и, честно говоря, то, с чем приходится, порой, сталкиваться в транспорте и поликлиниках, где много пожилых людей, — тоже нормальным не назовешь. Что это — невоспитанность и отсутствие социальных образцов поведения для пожилых людей? Или?
— С возрастом происходит заострение личных качеств человека. Был скупой — стал жадный. Был ранимый — стал супертревожный. У всех по-разному, но, начиная с 45 лет, эта тенденция начинает понемногу проявляться. Это совершенно нормально.
Что касается проявлений неряшливости и агрессии, то здесь нужно смотреть отдельно каждый случай. Старение — процесс инволюционный (хотя есть в нем и противоположная эволюционная динамика). Слабеют многие функции, это приводит, к счастью, далеко не у всех, к деменции. Во всем мире наблюдается сегодня увеличение количества таких больных. Есть несколько типов, среди них и болезнь Альгеймцера. Все то, что вы перечислили, и есть проявления деменции: нарушение этических норм; неряшливость; агрессивность; повышенная двигательная активность.
Как правило, родственники не видят этого, считая, что изменений в психике нет, мать и отец всегда такими были... В результате в стрессе начинает жить вся семья, особенно, если с бабушкой или дедушкой живут в одной квартире. Стресс может довести родных такого больного до появления психосоматических заболеваний, но сами они будут искренне считать, что все дело всего лишь в плохом характере их бабушки или дедушки. Как правило, когда диагноз поставлен, родным становится легче. Предупрежден, значит вооружен.
— Не могу представить, что кто-то из родителей моих знакомых по доброй воле пойдет к психиатру! Стоит только предложить, как они сразу услышат: «Засадить в психушку меня хотите?»
— Мы уже с вами говорили о том, что повышенная агрессивность является симптомом дементного состояния. Можно договориться с психиатром, чтобы пришел к вам домой, в гости, например, попить чаю. Можно провести обследование незаметно, когда пожилой человек проходит обычные процедуры или при приеме у врача на участке. Варианты есть разные. Главное вовремя понять, что вам нужна правильная информация, потому что нужно будет впредь заботиться не только о вашем больном родителе, но еще и сохранять эмоциональное и физическое здоровье у себя и своих близких. А для этого в первую очередь надо перестроить свою роль и поведение.
При деменции интеллект страдает в первую очередь. К этому больные и их родные рядом привыкают и приучаются с этим жить довольно быстро. Сложнее с эмоциями. Живущим рядом с дементными больными нужно научиться обезопасить себя от эмоционального стресса. А это значит, что нельзя спорить, нужно привыкнуть говорить на тон ниже, чем обычно. И никакой конфронтации! Дело в том, что когда родные по привычке пытаются что-то доказать своим, когда-то здоровым, близким — это совершенно бесполезно. Вдобавок к этому такое поведение заставляет больных деменцией накапливать свои эмоции, не выпускать их, сдерживать... Но взрыв все равно произойдет, только будет намного более разрушительным. Нельзя обижаться, нельзя воспитывать — любое отклонение надо воспринимать как норму.
Понимаете, ведь эти люди чувствуют, что с ними что-то не так, но не могут понять, что именно происходит. У них тревога и страх, им плохо, потому что они чувствуют, что с ними что-то не в порядке — представьте, каково это! Отсюда родом, кстати, и псевдоактивность, которой они пытаются компенсировать свою неполноценность. Поэтому главная помощь им — спокойствие и принятие всего, что они делают. Еще раз повторюсь, невротизация у родственников и конфликты между ними — частое явление при деменции стариков. Надо помогать не только больному, но и себе, и своим близким.
— Вы говорите, во всем уступать, но вот мать моей приятельницы, к примеру, очень любит ругать соседей, власть, своих знакомых, обвиняя их всех скопом черте в чем! Как с этим соглашаться, ведь это, помимо того, что ложь, еще и саму женщину настраивает на то, что она во всем права?
— Когда вы произносите слово «уступать», вы подразумеваете борьбу. Когда речь идет о деменции, нужно употреблять другое слово — «принимать». Рядом с дементным больным должна быть другая мотивация — сохранение здоровья! При этой болезни благоприятных прогнозов не бывает. Кто-то предпочитает сдавать их на последних стадиях болезни в специальные дома, где за ними ухаживают чужие люди. Кто-то, воспринимая своих родных, как корни рода, к которому принадлежит, остается с ними до конца. Статистика говорит, что больше года в интернатах, какой бы ни был уход, такие больные не живут. А вот рядом с родными их жизнь бывает долгой.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: