Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Дирижёр игрушечного хора

2009-08-29
Юлия Зацепина
Дирижёр игрушечного хора
Молодой новосибирский художник Денис Ефремов знает толк в паровозиках.

Никаких безумных глаз, взъерошенных волос и заляпанной красками квартиры. Денис учится в институте, дома у него очень чисто и живёт милая толстенькая такса. У него нет даже заносчивости и излишней амбициозности, так свойственной молодым и начинающим людям искусства. А между тем его работы отличаются оригинальностью и живостью, которыми можно бы и погордиться.
Хотя Денис решил не делать искусство своим основным занятием в будущем, творчеством он занимается очень много: рисует и создаёт объёмные картины, фотографирует, а в мае со своими «коллегами по цеху» открыл «Арт-Клуб», объединивший не только художников, но и музыкантов, дизайнеров, актёров... Выставка «Оранжевый шнурок», проведённая недавно в нашем городе и собравшая так много людей, была организована именно ими.
— Когда я думал, куда пойти учиться, пришлось выбирать — на художника в НГАХА или на юриста, потому что это мне тоже очень нравилось, — рассказывает Денис. — Решил, что творчеством могу всегда заниматься параллельно, и поступил в ИМПиСР (Институт молодёжной политики и социальной работы. — Прим.авт.). И жутко рад этому: я много общался с ребятами из НГАХА и видел, как они загружены — им приходится выбирать между учёбой и какой-то другой деятельностью. У нас замечательный вуз, там все активные, поэтому если в чём-то участвуем, то преподаватели лояльно относятся к пропускам.
И с первого курса молодой художник начал самообразовываться в сфере современного искусства. Хотя любовь к этому виду творчества у Дениса уже давно: ещё в детстве он ходил в художественную школу, но только четыре года отучился вместо пяти — на пятом курсе начали рисовать гипсовые головы, ему это было неинтересно, и он бросил.
Вначале был крематорий
Первым рабочим инструментом Дениса был фотоаппарат. В процессе обучения фотоискусству ему в голову пришла мысль: фотографировать донышки обычных бутылок. Потом он перешёл на площади побольше — донышки пятилитровых банок. Это были одни из самых первых его работ, которые он выложил в Интернет.
— Когда я донышками увлекался, сделал серию фотографий, где куча корабликов, водовороты, — продолжает он. — Один кадр получился очень здорово, как будто со дна океана смотришь на закат и кораблики, которые в водоворот закручиваются. Назвал эту работу «Гибель Армады» и в Интернет выложил. И через какое-то время мне написали, что хотят её купить.
Выяснилось, что в нашем городе при крематории открывается музей погребальной культуры — «Музей смерти», и чтобы как-то его наполнить, сотрудники искали в Интернете работы по словам «смерть», «гибель»... И нашли работу Дениса, купили.
— А в этом музее действительно здорово: такая коллекция искусства! — комментирует Денис. — Именно там я услышал про «Пляску смерти», средневековые гравюры. Заинтересовался. Нашёл их в Интернете, распечатал, разрисовал в современном стиле, сфотографировал, снова распечатал. Показал сотрудникам музея; они и эти работы у меня купили. Так и получилось, что пока мой основной заказчик — крематорий. Потом у них оказалось слишком много моих работ, сотрудники стали шутить, что скоро придётся переименовывать «Музей смерти» в «Музей имени Дениса Ефремова», и работы у меня покупать перестали...
Игрушечная смерть
Свой стиль Денис Ефремов называет абстрактным реализмом и объясняет: сочетание игрушек и абстрактной живописи даёт возможности для интерпретации. А его любовь к игрушкам началась весьма необычным образом. Нашёл как-то в Интернете конкурс «Тема смерти в современном искусстве». Сначала попытался что-то нарисовать, но потом его осенило, что можно использовать игрушки, и он сделал серию «Игрушечные катастрофы».
— Когда я зашёл в игрушечный магазин, у меня был такой страх и смущение, как будто первый раз пришёл в секс-шоп, — вспоминает он. — В магазине был один. Потом ко мне подошла девушка-продавец. Она подумала, что я для ребёнка хочу что-то купить, и начала расспрашивать: «А вам на какой возраст?» Я объяснил, как мог, что это для себя и что я собираюсь с ними делать. Потом начали вместе с ней думать, какие модельки железной дороги и самолётиков лучше для таких целей использовать.
Идей у Дениса очень много, и игрушек нужно много. Их ему приносят, но пока в основном только друзья. Правда, все его друзья в таком возрасте, что сами в игрушки уже давно не играют, а своих детей пока нет. Поэтому и игрушек у него еще маловато. Кроме того, знакомые, друзья боятся нести мягкие игрушки: думают, что он их, бедных, растерзает, разорвет, порежет или еще чего-нибудь плохое сделает. А он сокрушается: «У меня же рука не поднимется...»
А сейчас мягкие игрушки Денису особенно нужны, причём непременно поющие: он хочет собрать хор из игрушек.
— Ну такие, которым нажимаешь на пузо, и они поют, — рассказывает о своей идее Денис. — Это будет пародия на наш шоу-бизнес: все яркие и все поют.
Денис с некоторым смущением рассказывает, какие бывают забавные ситуации с игрушками. Например:
— Мне кто-то только что подарил игрушку, и я еду и её разглядываю. Кручу, включаю. Люди так смотрят! Я понимаю, что со стороны смотрюсь смешно. Но я в этот момент занимаюсь важным делом — думаю, как её можно применить, выстраиваю ассоциации.
К своему творчеству Денис Ефремов относится предельно серьёзно. И друзья, родители его поддерживают. Хотя, как признается со смехом «мастер кисти», маме главное, чтобы он краской пол не заляпал.
Как и у всех художников, музы и муки творчества у него бывают. Показывает объёмную картину с игрушечным паровозиком:
— Этот паровоз заставил меня помучиться! Особенно в том, какие краски выбрать. Третий раз его перерисовываю. Помимо идеи, я хочу, чтобы зрителя привлекали краски, чтобы на неё хотелось смотреть. Тогда будет появляться желание такую работу купить. А я, конечно, хочу продаваться, как же без этого?
Где взять «Титаник»?
Наверное, как и всякому художнику, Денису хочется зарабатывать на своём пока ещё хобби. Но пока ему приходится не так уж легко. По ночам работает на фармацевтическом складе, собирает лекарства, а днём занимается творчеством и организацией в «Арт-Клубе». Спит, сами понимаете, очень мало.
Кроме того, Денису нужны спонсоры для своих идей. Потому что ему порой нужны определённые игрушки, которые вряд ли кто принесёт.
— Например, сейчас мне нужен «Титаник», который стоит полторы тысячи, — «жалуется» он. — Вот готовлю спонсорское предложение для магазина и скоро пойду клянчить у них «Титаник». А что делать? Мне ещё и танчики скоро понадобятся, и модели самолётиков...
Куда идти молодому художнику
Все наверняка помнят недавнюю историю с новосибирским молодым художником Артёмом Лоскутовым. Денис говорит, что хотел бы ему сказать спасибо.
— Встречаюсь здесь с кем-нибудь из Союза художников, меня спрашивают: «Имеете отношение к Лоскутову? Нет? Хорошо». Вообще Лоскутов многих художников оскорбляет тем, что называет художником себя. А спасибо ему за то, что он показал: у нас молодым художникам просто некуда деться. Для них ведь действительно мало что делается.
Действительно, большинство конкурсов для молодых художников проводятся только в Москве и Санкт-Петербурге. А те, которые у нас проводятся (например, «Студенческая осень»), — только для студентов вузов.
— С конкурсами есть ещё такая проблема: есть только стандартные номинации — «живопись», «графика»... А те, кто синтезом занимаются, оказываются не при делах, — резюмирует Ефремов.
Ребята из «Арт-Клуба» хотят как-то исправить ситуацию. Денис говорит, что они выиграли грант и собираются уже в сентябре устраивать фестиваль молодых художников: «Это для всех молодых художников, чтобы каждый показал, кто что может. Наш конкурс будет единственный, наверное, открытый для тех, кто не относится ни к какой организации. Сейчас вот ведём приём заявок».
Цензура? Они не могут иначе
У Дениса Ефремова есть своё мнение по поводу цензуры: он сочувствует тем людям, которые выражаются через то, что другие называют «пошлостью».
— Каждый должен быть сам себе цензор, — убежден он. — Есть мнение, что люди, которые рисуют только пошлости, делают это для того, чтобы прославиться. Но когда я начал заниматься игрушками, понял важную вещь — они рисуют такое потому, что не могут ничего другого рисовать. Они не могут рисовать цветочки, им это не нравится. И ничего не могут с собой поделать! Так же как я сейчас никак не могу себя выразить, кроме как через игрушки. И, не дай Бог, сейчас ввели бы вдруг цензуру на использование игрушек! Я бы тогда просто не знал, что и делать.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
У семьи из рабочего поселка Линево Искитимского района необычное увлечение: мама с сыном создают макеты домов, маяков, паровозов и самолетов.
08.04.2021 Видео
Проспект Дзержинского у большинства жителей Новосибирска ассоциируется с авиапромом: это улица, над которой грохочут истребители, где изначально жили авиаконструкторы и заводчане,  и где, как ни здесь, мог возникнуть сквер Авиаторов. Однако, если пройти все шесть километров этого, как ни странно, старинного проспекта, окажется, что он весьма разнообразен. Рассказом о проспекте Дзержинского VN.ru начинает серию прогулок по новосибирским улицам.
Во все тяжкие пускаются жители Новосибирска, пытаясь заработать во время пандемии. Самые раскрепощенные освоили сервис по продаже пикантных фотографий в соцсети для взрослых OnlyFans. Популярность этого ресурса в Сибири невысока, но желающих сорвать куш предостаточно. Насколько в эру интернета велик спрос на такой контент? Мы задали этот вопрос вебкам-моделям.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год