Новосибирск 7.2 °C

Куда пойти лечиться? от 10.09.2009

10.09.2009 00:00:00
Куда пойти лечиться? от 10.09.2009
Этот вопрос встал сейчас в один ряд с извечными российскими вопросами «Кто виноват?» и «Что делать?».

Разница — в сервисе

Зайдите в любую муниципальную поликлинику, и вас приятно удивит свежий ремонт, благодаря которому казенные помещения выглядят современными, уютными. Дело в том, что в последнее время власти щедрее выделяют медицинским учреждениям средства на обустройство и новое оборудование. Благодаря этому многие из них буквально преобразились. Изменились в лучшую сторону диагностические и лечебные возможности, так как появились более совершенная техника, лабораторное оснащение. Но, как говорится, «не с лица воду пить»...

Как и прежде, возле кабинетов стоят-сидят нервные очереди, так же спешат врачи, пытаясь уложиться в нормативные несколько минут на пациента. Словно в старые времена, некоторые пациенты недовольны приемом:

— Она так и не объяснила, отчего у меня такая боль в подреберье. Ради чего я целый час тут высидела?

Для людей помоложе долгое ожидание — вообще нож острый. Один из пациентов, парень лет двадцати пяти, плюнув на всё, стал вести телефонные переговоры прямо из коридора поликлиники:

— А он что? А ты? Без меня не подписывайте! Не знаю, когда приеду, тут конца-края не видно...

Но даже если вожделенный миг наступил и вы наконец-то оказались на приеме у врача, далеко не всегда это добавит вам оптимизма. В этом недавно вновь довелось убедиться, побывав у хирурга. Мрачно посмотрев, он буркнул:

— Ну, что пришли?

Узнав, что пациентка не готова к операции на варикозных венах, а намерена какое-то время «поддерживаться», он не мог скрыть раздражения:

— Ходят тут, не знают, чего хотят. Ну, флеботоники принимайте, компрессионный трикотаж носите. Что спрашиваете, сами знаете...

Пулей вылетев из кабинета, зарекаюсь — к строгому доктору ни ногой. Но лечиться-то надо. Где же? Выбор не так велик. Вспоминается недавний визит к государственному стоматологу, он тоже оставил неприятный осадок. Запись на неделю вперед, длинные очереди, несколько врачей и кресел в одном кабинете... Все это дает полный комплект негативных эмоций! Кроме того, не такая уж бесплатная там помощь. За качественную анестезию и хорошую пломбу надо платить в кассу изрядную сумму.

Так не лучше ли сразу обратиться в какой-нибудь коммерческий центр? Судя по отзывам сторонников частного лечения, там масса преимуществ. Действительно, изысканный интерьер, подчеркнутая любезность персонала, тихая музыка и почти «нулевое» ожидание производят впечатление. Сервис на высоте!

Плюсы и минусы

Но... И почему появляются все эти «но» — даже в тех оазисах медицины, где все, казалось бы, для людей, для их здоровья.

...Оценив внимание и высокий профессионализм врача, который принимает в кабинете, напичканном новейшим оборудованием, отправляюсь в кассу. Оказывается, платить здесь надо за каждый «чих». Консультация, анализы, перевязка (даже если она заключалась в простом, без бинта наложении бумажной салфетки)... Стоимость этого измеряется трехзначными суммами, которые, объединившись, плавно переходят в четырехзначные. А впереди еще лечение! Теперь на прием надо приходить через день, значит, синие и красные денежные бумажки полетят в кассу этой частной клиники неудержимым потоком. И остановиться на полпути нельзя, и платить небогатому пациенту уже невмоготу. Вот и получается, что человек либо бросает «всю эту канитель», либо, скрепя сердце, возвращается к неприветливым государственным врачам. Успокаивая себя тем, что у муниципального здравоохранения, как и у коммерческого, есть и плюсы, и минусы. Какие же?

Решила спросить об этом знающих людей — медиков.

Как сказала главный кардиолог Новосибирской области Наталья Мезенцева, основные плюсы обслуживания в частных центрах — комфорт, удобство и внимание к пациентам. А недостатки — необходимость оплачивать каждое действие, связанное с диагностикой или лечением заболевания. Кроме того, заоблачная порой стоимость услуг вовсе не гарантирует, что пациентом будут заниматься специалисты высокого класса, как это обещает любая коммерческая клиника. Известно, что большинство врачей совмещают работу в муниципальных и частных медицинских учреждениях. Среди них есть и очень хорошие, и очень средние. Если же доктор занят только в центре, то он, в отличие от своих «государственных» коллег, обычно не уделяет время обязательной учебе, не посещает семинары, конференции, курсы по переподготовке. То есть не повышает квалификацию, что сказывается на его профессиональном уровне.

По словам Натальи Георгиевны, главное — политика учреждения, которая зависит от руководителя. Если директор или главный врач по-настоящему заинтересован в повышении авторитета своей фирмы, клиники, центра, он непременно будет настраивать коллектив на высокое качество медицинской помощи. В этом случае он позаботится об учебе специалистов, а также о добросовестном, честном выполнении ими своих обязанностей. При подобном руководстве в коммерческом учреждении вряд ли приживется такое зло, как «вытягивание денег», назначение необязательных анализов и обследований — ведь все это может подорвать репутацию клиники.

Можно добавить, что в некоторых частных центрах подобное явление все же встречается. Как рассказала знакомая, ей назначили кучу дорогостоящих анализов, потом оказалось, что операция откладывается и они не нужны. Спустя месяц врач все-таки принял решение о хирургическом лечении, но пришлось все платные анализы повторять, так как прежние устарели. Вот и получилось, что из-за странной непоследовательности специалиста центр «наказал» пациентку на три тысячи рублей.

По наблюдению заместителя главного врача поликлиники № 10 Ольги Афанасовой, подобные случаи — не редкость. Недавно к ним пришел пациент, который сдал в коммерческом центре множество анализов (на 10 тысяч рублей). Уролог заявил: «Анализы очень плохие! Будем вас лечить». Мужчина решил все-таки подстраховаться и обследовался повторно, теперь уже в муниципальной поликлинике. Оказалось, что у него все в норме — об этом свидетельствовали результаты точно таких же анализов. И лечиться у частников, тратить огромные деньги ему было не нужно.

Выбор за вами

Заместитель главного врача поликлиники № 27 Наталья Абрамова тоже высказала свое мнение. Она назвала основным преимуществом платной медицины доступность узких специалистов, а также хорошую оснащенность оборудованием: в некоторых центрах есть томографы, маммографы, которыми располагают далеко не все государственные поликлиники. Наталья Николаевна заметила, что порой пациенты обращаются к частникам за консультацией, обследованием, а потом с результатами идут в свое муниципальное медицинское учреждение, где при необходимости и лечатся. «Коммерсанты» выручают также, когда, например, нужна помощь стоматолога, а бегать за талончиком, ждать в очередях в государственных поликлиниках просто некогда.

Но, по убеждению заместителя главного врача, возможности бесплатной медицины тоже достаточно широки. Наталья Абрамова уточнила, что в двадцать седьмой дня не проходит, чтобы кого-нибудь не госпитализировали с инфарктом или инсультом, с другими проблемами. Она добавила: в их учреждении могут направить пациентов на бесплатные консультации врачей редких специальностей (гематолога, ревматолога, нейрохирурга и т. д.), и также бесплатно — на дорогостоящие обследования. Преимущество «муниципалов» — убеждена Наталья Николаевна — в последовательных действиях медиков. Терапевт может сразу же направить к местному эндокринологу или урологу, а узкий специалист — на обследование и лечение в стационаре. В медицинском же центре каждый врач смотрит только «свое», если же нужна дополнительная консультация другого специалиста, то его надо искать где-то еще и опять же платить ему. Словом, у «частников» порой трудно пройти комплексное обследование, лечить основное заболевание и ряд сопутствующих недугов.

Кроме того, государственные поликлиники гораздо больше, нежели «частники», занимаются профилактикой заболеваний. Одна только дополнительная диспансеризация чего стоит! Кстати, ее проводят в муниципальных учреждениях, а коммерческие центры не входят в перечень организаций, имеющих на это право. Между тем диспансеризация — надежный щит от многих грозных недугов. Как сказала заместитель главного врача поликлиники № 10 Ольга Афанасова, у них проходили ее сотрудники НИИТО, Института иммунологии, медицинского университета. И все очень довольны тем, что их посмотрели «от и до», сделали даже ректальный осмотр прямой кишки, с помощью которого можно обнаружить опасные патологии.

В ходе ДД удается выявить и другие недуги. По словам Ольги Евгеньевны, при дополнительной диспансеризации у трети обследованных пациентов был замечен повышенный холестерин, у четверти — гипертония. Также — случаи туберкулеза, аденомы предстательной железы, рака. Причем большинство этих заболеваний обнаружены врачами на ранних стадиях, когда лечение дает хороший результат.

Очевидно, что диспансеризация делает доступнее услуги узких специалистов. Пациентам муниципальных медицинских учреждений не надо приходить за талонами, вызванивать «очередь» в регистратуре. Нужно просто обратиться к своему участковому, чтобы направил на ДД, и пойти по врачам. Осмотры позволяют и здоровье проверить, и немалые деньги сохранить. Ведь при диспансеризации имеющий на нее право человек не платит ни копейки! В этом случае положенные суммы вносит государство, заинтересованное в том, чтобы его граждане были здоровыми и трудоспособными.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: