Новосибирск 4.7 °C

Года под стук колёс

11.09.2009 00:00:00
Года под стук колёс
Репортаж из «Музея паровозов».

В Новосибирске двадцать музеев, каждый из них особенный и неповторимый, но этот все-таки пользуется у горожан повышенным интересом и уважением. Музей железнодорожной техники, в народе известный как «Музей паровозов», притягивает людей, может быть, тем, что в каждом живет желание поездить по стране и по миру, а потому интересно же узнать: а как это стремление реализовывали предки?

Вагон для Троцкого

Самый старый и редкий экспонат музея — бронированный вагон, построенный в 1898 году. Именно на подножке такого вагона, по словам старшего научного сотрудника Музея истории Западно-Сибирской железной дороги Михаила Гуселетова, можно вообразить выступающего «демона революции» Льва Троцкого. В Хабаровске сохранился точно такой же вагон командующего Особой Дальневосточной армией Василия Блюхера. А всего таких вагонов до революции было выпущено немного — по разным данным, то ли 30, то ли 75. При этом поездки в них были доступны лишь царским чиновникам высокого ранга, впоследствии — большевистскому и советскому руководству.

Действительно, внутреннее убранство этого вагона отвечает запросам самого искушенного путешественника: отделка из красного дерева, обитые тканью диваны (по легенде, для оздоравливающего эффекта в набивку добавляли морские водоросли), зал для совещаний, карельская береза на потолке и даже ванная! Снаружи вагон опоясан броневым листом, однако стекла в нем обыкновенные: бронированное стекло начали внедрять в США только в конце 20-х годов прошлого века. При сходе такого вагона с путей 20 тонн брони препятствовали опрокидыванию, а сама броня существенно осложняла организацию терактов против пассажиров.

Путь в музей через две мировые войны

Экспонаты могут попасть в музей железнодорожной техники несколькими путями: с баз запаса, списанные с предприятий, музей также может купить их или получить в обмен.

Базами запаса называют станции, где хранятся законсервированные вагоны и локомотивы. Ближайшая от Новосибирска база запаса — станция Промышленная в Кемеровской области. При этом операция по перевозке экспоната в музей очень непростая: для начала необходимо оценить состояние ходовой части и подшипников будущего экспоната — только в этом случае будет возможен его перегон. Если механизмы в норме, то начинается долгая череда согласований передвижений будущего экспоната — иногда этот процесс длится около года. Ведь даже для того, чтобы качественно покрасить экспонат, необходимо полностью удалить с него слои старой краски, часто только эта чистка занимает больше месяца!

Необычным путем попал в музей узкоколейный паровоз (годы производства с 1902-го по 1912-й), выставленный на входе. Каким образом он оказался в России, до сих пор неизвестно, но существуют предположения, что в нашу страну он был перевезен во время боевых действий Первой мировой или Гражданской войны. До Великой Отечественной войны паровоз использовался для работы в местах заключения на лесоразработках, где и был брошен.

Лишь в 2003 году Западно-Сибирская железная дорога организовала вывоз этого редкого локомотива, обнаруженного в Кузбассе, вблизи станции Абагур-Лесной. Было преодолено 18 километров лесного бездорожья, и паровозик доставили к станции. В том же году экспонат, переживший две мировые войны, оказался в музее железнодорожной техники.

Каша в радиаторе

Несмотря на то, что в названии музея упомянута только железнодорожная техника, рядом с ней, на соседней платформе, с легкостью уживаются и автомобили. В основном здесь представлены машины Горьковского автозавода («Чайка», «Победы», «Волги») и «Москвичи». Но есть тут и один иностранный автомобиль — Dodge, поставлявшийся по соглашению о ленд-лизе во время Великой Отечественной войны.

Самый старый на этой платформе экспонат — трактор 1930 года выпуска с одной правой фарой (левая тогда не была предусмотрена). Во время выпуска этого трактора конструкторы еще не использовали мощные резиновые шины, что способствовало развитию виброболезни у тракториста — такой непростой была эта профессия в то время.

Разборный радиатор этого трактора не раз выручал людей в годы коллективизации, когда работа была тяжелой, а еда небогатой. Кто-то из трактористов приспособился варить кашу: зерно собирали в мешочек и опускали в кипящий радиатор. Но если мешочек вдруг разваливался, то трактористам приходилось разбирать радиатор и очищать от зерен.

Музыкант и реставратор в одном лице

Так повелось, что в музеях железнодорожной техники по всей стране любой любитель железных дорог может помочь в восстановлении паровозов. Сотрудники музея на станции Сеятель поддерживают любителей железнодорожной техники, которые готовы предложить свою бескорыстную помощь в обмен на возможность прикоснуться к экспонатам музея.

Один из таких людей — Петр Белякин, который служит музыкантом и дирижером Театра оперы и балета. Как признался он сам, у него в жизни две страсти — музыка и железная дорога, и если в течение года он управляет оркестром, то в отпуске ему удается поработать в музее. Здесь Петр восстанавливает экспонаты и даже занимается исследовательской работой. В этом году у него появилась подмога: выпускник профессионального училища № 10, которое готовит помощников машиниста, и студент Московской академии им. Гнесиных. Таких разных, на первый взгляд, людей объединила любовь к железной дороге и страстное желание сохранить паровозы для музея.

— Сейчас мы восстанавливаем кабину паровоза ФД («Феликс Дзержинский»), — рассказывает Петр Николаевич, — хотим облагородить интерьер будки машиниста, чтобы там было чисто и красиво, чтобы посетители заходили и радовались.

Легенда железнодорожной техники СССР теперь в Новосибирске!

Заместитель директора музея Ольга Москалец рассказала, что, несмотря на кажущуюся конкуренцию, все железнодорожные музеи страны преследуют одну цель — восстановить и сохранить экспонаты. В мае 2009 года новосибирскому музею повезло. Благодаря помощи управления дороги в нем появился редкий экспонат — тепловоз ТЭП-80. Он был спроектирован в 1987 году, но выпущено было всего два экземпляра — распад СССР помешал наладить производство этих тепловозов. Именно поэтому ТЭП-80 для людей, знакомых с историей железнодорожной техники, настоящая легенда, знаменующая «конец великой эпохи». Сейчас один из двух на всю Россию тепловозов находится в Санкт-Петербургском музее, другой — в музее нашего города. ТЭП-80 установил в своё время рекорд скорости для автономных дизельных локомотивов — 271 километр в час. Мощность двигателя односекционного ТЭП-80 — 8800 лошадиных сил, что равно общей мощности двух секций новейшего американского тепловоза серии Evolution.

Операция «Ы», или Как паровоз получает имя

Название любого паровоза состоит из нескольких букв и цифр. Но рядовому гостю музея их сочетание вряд ли что-то прояснит. Дело в том, что стандарта наименования паровозов никогда не существовало: до революции пытались назначать последовательно выпускаемым сериям следующие друг за другом буквы русского алфавита. Сотрудник музея Михаил Гуселетов предполагает, что именно паровоз навеял на сценаристов фильма название «Операция Ы и другие приключения Шурика». Оказывается, в дореволюционной России существовала целая серия паровозов под названием «Ы», которые работали в СССР до 1957 года.

Послевоенный ЛВ назван по первой букве фамилии главного конструктора Лебедянского, получившего Сталинскую премию. А «В» означает, что эта серия производилась в Ворошиловграде. Были политизированы и названия следующих паровозов: СО — «Серго Орджоникидзе», ФД — «Феликс Дзержинский». Первый назван в честь наркома тяжелой промышленности, а второй — в память «пламенного» руководителя ВЧК. А почти все советские электровозы, кроме опытных, с 30-х годов обозначались двумя буквами «ВЛ», нетрудно догадаться, что за этой аббревиатурой скрывается Владимир Ленин.

 

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: