Новосибирск -1.4 °C

Портрет работы неизвестного художника

12.09.2009 00:00:00
Портрет работы неизвестного художника
Почему образ дежурного помощника пригородного вокзала вдохновил томского мастера.

Народу много на вокзале, все куда-то спешат, бегут... С сумками, чемоданами, пакетами... Электрички гудят, поезда. Кто-то опаздывает, нервничает, ругается даже, кто-то кого-то провожает. Суета, одним словом.

— Здравствуйте, я не могу уехать до Томска: денег нет, — говорит Ольге пока еще неизвестный ей очень грустный человек.

Должность у Ольги называется сложно: дежурный помощник начальника пригородного вокзала. Грустный пассажир потому к ней и обратился. Кто еще на вокзале в силах помочь, как ни она?

Честно говоря, в такие моменты Ольга не всегда сразу придумывает, чем помочь. Но неизвестный продолжает:

— А давайте я вам ваш портрет нарисую. А вы мне — билет, — неожиданно он улыбается.

Всякие ситуации случаются, но это предложение было настолько странным, что Ольга согласилась сразу:

— Давайте.

Теперь ее портрет работы неизвестного художника висит у Ольги дома, на стене. Историю его появления обязательно слышат ее гости, потому что всем интересно узнать: откуда он взялся? Тот неизвестный художник уже давно в Томске. Может быть, в его жизни больше не возникает подобных историй.

С разными вопросами подходят к Ольге Логунцовой и ее напарницам, ведь должностных обязанностей — множество.

— Прихожу на работу, знакомлюсь с телеграммами, — начинает перечислять она. — С распоряжениями, даю задания работникам, провожу инструктаж. Выдаю инвентарь и моющие средства, контролирую прибытие и отправление поездов, работу дикторов, слежу за порядком огромной территории. Перед отправлением «Ласточки» (электричка повышенной комфортности — прим. авт.) обязательно провожаю пассажиров. Стою на мосту, подсказываю, куда идти. В кабинете я практически не сижу — некогда. Если возникают у кого-то вопросы, меня вызывают по рации. Вот так много километров в день успеваешь набегать — и зарядки не надо. И о диете можно не думать: работа полнеть не дает. Она сложная, ответственная: всегда с людьми — с работниками, с пассажирами.

Сейчас осень — время хорошее. Вот наступит зима, станет тяжелее: забот гораздо больше.

— Самое трудное время — зима, — говорит Ольга. — Территория для уборки слишком большая, а если снег идет, нужно убирать ее чаще обычного. Техники у нас и так много, а тут еще и трактор прибавляется. Вот когда снег тает, наступает счастливое время. Хотя раньше мне всегда нравилось смотреть, как падает снег...

Каждый день приносит новые истории. Как-то раз один мужчина переполошил всех сотрудников вокзала. Ехал он из Болотного с декоративными птичками. Поставил клетку с ними возле печки — зима ведь, а птичек нельзя переохлаждать. Доехал до нужной станции, вышел, клетку оставил в вагоне. Забыл, и все тут. Птички поехали самостоятельно. В Новосибирск. Хозяин запаниковал. К кому обращаться? К работникам вокзала. Те Ольге позвонили, а она срочно сообщила машинистам, чтобы присмотрели за пернатыми. Спасли.

В позапрошлом году, в день Ивана Купала, один пассажир-садовод оставил ведра с клубникой и вспомнил о них только тогда, когда вышел из электрички, а двери уже закрылись. Нашли клубнику — никто ее не съел. Мужчина в благодарность всех ягодой угостил. Так что ее работа иногда бывает и «вкусной».

— За это время я научилась быть более терпеливой, более мудрой, мне кажется, — рассказывает Ольга. — Нужно быть психологом, чтобы общаться с таким количеством людей. Самое главное — терпение, улыбка на лице. И ни в коем случае не ругаться. Многие пассажиры приходят со своими проблемами, нервничают, например, из-за отмены электропоезда. Или вещи потеряют — такое часто бывает — тоже ведь нервотрепка для них. Но, если честно, находятся они редко. Правда, был случай, когда пассажир оставил барсетку, а в ней — 10 тысяч рублей. Нашли, вернули. Очень часто теряют документы, которые потом находят мойщики. Бабушки, как правило, забывают рюкзаки с овощами. Мама молодая однажды упаковку памперсов оставила. Книги — любовные романы и детективы — оставляют, хоть библиотеку открывай! Ходим по поезду с охранником, ищем. А вот потерянные мобильные телефоны не находили ни разу.

Зато если вдруг работники железной дороги обнаружат в вагоне подозрительный предмет, то сразу вызывают охрану и оцепляют место.

Ольге приходится часто прерывать беседу: работы, в самом деле, немало, и нужно быть очень организованным человеком, чтобы уследить за всем. Попутно комментирует:

— Сейчас по рации нужно дать задание машинисту уборочных машин еще раз убрать территорию, хотя и так они это делают по три-четыре раза. Потом нужно связаться с охранником, потому что поступила жалоба от пассажиров: какую-то подозрительную личность заметили.

За ней не угнаться: то бежим встречать «Ласточку», попутно объясняя пассажирам, на каком пути стоит нужная им электричка, то смотрим, как убирают рабочие пути или территорию около вокзала. Свет погаснет или трубу в туалете прорвет — опять же без дежурного помощника никак не обойтись.

— Мне очень нравится моя работа, — говорит Ольга. — Я как-то уже и не представляю свою жизнь без шума поездов. К тому же коллектив у нас хороший: друг другу помочь — вопросов нет. Кстати, наш, новосибирский вокзал, на мой взгляд, самый лучший. Недавно я в отпуск ездила в Алма-Ату, вернулась, и первая моя мысль была: «Какой же у нас все-таки чистый и красивый вокзал!»

Самый трудный день — суббота. Народу больше обычного, и всем нужно успеть уехать. У них — свои заботы. Толпы людей, и у каждого — своя жизнь со своими неожиданными поворотами.

Весной, например, в платном туалете у юной женщины начались схватки. Вызвали «неотложку», конечно, но еще раньше вызвали... носильщиков, чтобы унести ее в медпункт. А сама роженица тогда утверждала, что понятия не имела о том, что беременна.

Электрички подходят, уходят, а жизнь продолжается.

— Один раз мама оставила свою восьмилетнюю дочку на вокзале, — Ольга, рассказывая об этом, качает головой. — Сказала ей: «Стой здесь и никуда не уходи!» Она стояла час, два, потом начала плакать. Мы по радио сделали несколько объявлений. Мама не приходила. Девочку отвезли в отделение, а мама нашлась позже. Но, слава богу, такие случаи — редкость.

Зато работа не бывает однообразной, потому что вокзал в любом городе, особенно в большом — центр событий.

— Правда, когда наступает выходной — а мы работаем посменно, по двенадцать часов — больше хочется побыть дома, спокойно отдохнуть.

Ну а пока рабочий день. И столько всего еще может произойти. Портрет за билет, конечно, случай исключительный, но вот что люди уехать не могут — дело, в общем-то, обычное.

— Бывает, подходят бывшие осужденные со справками, просят отправить их домой, — поясняет Ольга. — Как-то раз дедушка совсем старенький пришел с внуком, чуть ли не плачет: приехали в город, а деньги украли. Ребенка жалко было — переживал бедный. Купили им билеты. Стараемся, по мере возможности, помочь всем. Жаль только, что не все пассажиры ведут себя корректно: многие грубят нашим кассирам, порой доводят их до слез. Не понимают, как это трудно смену отработать, стараясь быть полезной всем.

Вот-вот все успокоится и затихнет: электропоезда не ходят по ночам. Закончится смена, рабочие наведут порядок, а дежурный помощник погасит свет в зале, и на время здесь наступит тишина.

— Я иногда себе говорю в такие минуты: ну вот, вокзал пуст, никто не остался — все уехали. Значит, поработали хорошо, — признается Ольга. — И сил сразу прибавляется.

 

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: