Новосибирск 0.6 °C

О гражданском мазохизме от 15.01.2009

15.01.2009 00:00:00

Прошел еще один год, мы даже отпраздновали праздник с названием, совершенно не переводимом на другие языки, – Старый Новый год. Осталось дождаться только начала восточного календаря. В Америке ипотечный кризис, а наш рубль дешевеет, и надежда только на желтого быка, который не будет крысятничать, как его предшественница.

2008 календарный год завершился определением имени России, которым стал св. благоверный великий князь Александр Невский. И это очень интересно с точки зрения того, как устроено наше историческое сознание. Дело в том, что согласно опросу Левада-центра он даже не входил в число25 самых выдающихся деятелей России. Туда и П.А. Столыпин не входил (занявший второе место). Получается, что самые выдающиеся по одному списку оказываются не очень выдающимися по другому списку. Это просто пиарские манипуляции или здесь есть какой-то смысл? Думается, что все-таки первое. Но хуже другое – то, что с нашим историческим сознанием можно такие манипуляции проводить. Во-первых, потому что знание истории в среднем близко к нулю. А, во-вторых, потому что нет критериев величия и героизма. Если любое существо, появившееся на телеэкране больше, чем на десять минут, можно объявлять звездой и интересоваться, чем оно питается по утрам и как борется с изжогой, то как быть с настоящими актерами? Если больше половины студентов не уверены в ответе на вопрос, кто крестил Русь, то что говорить о музыкантах, художниках, ученых и инженерах?

Допустим, в качестве критерия мы возьмем святость жизни – тогда нашими учителями и героями должны стать св. Сергий Радонежский, св. Серафим Саровский, св. Стефан Пермский, св. Тихон Задонский (правда, последние два даже в список из 500 не попали).

А если мы возьмем в качестве критерия величие таланта, то нашими героями должны стать Андрей Рублев, Лев Толстой, Федор Шаляпин, Иван Павлов.

Из мыслителей ни Владимир Соловьев, ни Николай Бердяев, ни Сергей Булгаков, ни Павел Флоренский всерьез нигде не засветились (ни один не попал в 50, а двое даже в 500).

А инженеры и конструкторы? Ни Иван Кулибин, ни Александр Лодыгин тоже в список из 500 не попали. Правда, Михаил Кошкин в 500 героев попал, все-таки танк сделал, а не часы или лампочку. (И с ним еще несколько конструкторов, которые преимущественно на войну работали.)

Можно, конечно, предъявлять претензии к спискам, можно - к самой идее одного имени России – все-таки Россия много больше, чем одно имя.

Но эксперимент интересный и показательный. В конечном итоге 5 выбранных самыми героистыми героями из 12 – это люди, для которых человеческая жизнь была ничем. И только трое - Пушкин, Достоевский и Менделеев – не политики. Это такая любовь к власти, причем к власти немилосердной? Это называется мазохизм.

О какой ответственной гражданской позиции здесь можно говорить?

Мы честно оправдываем циничное замечание Жозефа де Местра, что всякий народ имеет таких правителей, которых заслуживает, и поговорку о собаке, которая лижет руку с палкой. Надежду вызывает только новый проект – «Позор России», где рядом со Сталиным окажется не Пушкин, а Чикатило.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: