Новосибирск 2.1 °C

Жизнь вне истории

12.03.2009 00:00:00

В прошлой колонке я написал, что коммунизм нас победил. Но победил очень однобоко. Он оставил плохое – безответственность (порожденную коллективизмом) и кое-что еще, но забрал с собой гуманистический идеал. А ведь не случайно же привлекал он к себе столько искренних идеалистов. Коммунизм безответно требовал слишком большого напряжения, и поэтому в конечном счете выиграли циники и прагматики. Они выиграли, но не победили.

Сейчас приходит другое поколение. Оно не помнит о том, кто такой Ленин (такая ситуация казалась немыслимой еще пятнадцать лет назад), оно думает, что сталинизм – это гордое слово, ассоциирующееся с победой в страшной войне. И оно прагматично. В своем прагматизме оно перехлестывает все границы, как в первой четверти двадцатого века все границы перехлестывал антирелигиозный материалистический идеализм. Когда было стыдно работать за деньги и стремление к комфорту вызывало обвинения в мещанстве.

Это неумение и нежелание жить, не устремляясь к крайностям очень ярко и давно характеризует нашу жизнь. Замечательный писатель Николай Семенович Лесков (из творчества которого почему-то помнится только история о левше, подковавшем блоху) в рассказе «Бесстыдник» размышляет об этой особенности русского душевного состояния.

Смысл рассказа в том, что сталкиваются в споре моряк, прошедший Крымскую войну и прославивший на всю Европу русскую храбрость, с интендантом, одним из тех, кто прославил на всю Европу русскую коррупцию. Снабженцы русской армии пили шампанское с квасом и специальные карманы портным заказывали, «штофные», чтобы большие пачки денег легче входили. И этот бесстыдный интендант привел в свою защиту два аргумента. Первый, что воровать-то воевавшим было нечего. И второй: русские везде через край перехлестывают, – если воюют, то героически, а если воруют, то тоже в таких масштабах, что вся Европа дивится. И если бы поменять местами героев и интендантов, то было бы то же самое – интенданты поражали бы всех храбростью, а герои начали бы героически воровать. И кончается рассказ замечанием моряка, что ворюга-то, может быть, и прав.

Наше молодое поколение безудержно бросилось пожинать блага капитализма, осваивая замечательные достижения западной техники, начиняя от стиральных и посудомоечных машин и кончая компьютерами и смартфонами. Оно считает, что любой труд должен быть оплачен, и правильно то, что выгодно. И бессмысленно говорить, плохо это или хорошо. Оно просто так есть, и все. Бессмысленно даже говорить, стала ли жизнь интереснее и добрее. Она другая. Например, с перестройкой из нашей жизни ушла история. Строя коммунизм и противостоя мировому капитализму, советский человек делал историю или думал, что делает ее, но это измерение существовало. Антисоветский человек историю не делает. А когда он историю вспоминает (скажем, во время русских маршей), то сразу хочется, чтобы он ее забыл.

Получился странный общественный сэндвич – сверху прагматично мыслящие внуки, снизу – идеализирующие коммунистические годы пенсионеры, посредине разные остальные, которые родились при агонизировавшем коммунизме застоя, а оказались при эпилептически криминальном капитализме.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: