Новосибирск 2.8 °C

Ньютону и не снилось...

19.09.2009 00:00:00
Ньютону   и не снилось...
Кому, как не таксистам, знать названия улиц, номера домов и даже того, чего на карте-то нет.

Иван Иванович город знает лучше всех. Это точно. У него даже диплом есть, в котором четко написано: первое место за конкурс «Знай Новосибирск». Профессия обязывает. Иван Иванович Дятлов — таксист. А кому, как не таксистам, знать названия улиц, номера домов и даже того, чего на карте-то нет. Кстати сказать, в Новосибирске много загадочных мест: улица с одним домом, перепутанные номера, странные заведения со странными названиями...

Журналисты на такси ездят нечасто. По крайней мере, на редакционные задания. Но иногда, когда ситуация кажется безвыходной, приходится. И так получилось, что Ивана Иваныча я встречала именно тогда, когда ситуация казалась безвыходной до безысходности.

Чехарда с номерами

Ливень ужасный. И адрес непонятный: какой-то дачный поселок за Академгородком. Вдобавок у этого дома нет номера. И настроение, как говорится, хуже не придумаешь. А веселая семья Дерибас построила дом из строительного мусора. При этом денег никаких не вкладывали. Их нужно найти, а найти не получается. Ловлю такси. Останавливается серебристая «Волга». Объясняю ситуацию, в полной уверенности, что придется плутать.

— Хорошо, я знаю, где это, — уверенно говорит таксист.

Так я встретилась с Иваном Иванычем в первый раз.

По пути разговорились. О таксистах можно писать книги. В их коллекции из непридуманных историй тысячи разнообразнейших сюжетов. Иван Иваныч таксист с большим стажем, поэтому ему тем более есть что рассказать.

— Нормальный таксист должен быть в курсе всего, — рассказывает Иван Иваныч. — Чтобы без проблем найти то, о чем его просят. В последнее время появилось столько новостроек, что едва успеваешь за всем уследить. К примеру, мне говорят: «Отвезите меня на Горскую, 63». А дом только недавно построили. Но все равно знать нужно. Вот недавний случай. Еду по улице Высоцкого на МЖК. Людям нужен 39-й дом. Подвожу, а они говорят: мол, это же 158! Смотрю, точно, табличка с таким номером. Это, видимо, кто-то решил подшутить и специально таблички перевесил. Но знаю же — такого быть не может! Оказалось, я прав. А улица Зорге вообще не поддается никакой логике: мы, таксисты, шутим: кто-то написал номера домов на бумажках, а потом их с вертолета кинул. А там уж как легло... Нумерация: 105, за ним — 131, потом — 121. Чехарда настоящая, а для такой улицы в норме. Находишь 167, а с ним рядом — 231.

Тепло в такси. Музыка хорошая играет, что-то спокойное, из джаза.

— Как-то раз я спортсмена вез, — вспоминает Иван Иваныч. — Так он, когда выходил, сунул мне тысячу: за твою музыку, говорит.

— А вы где живете? — спрашивает вдруг. — Улица? Дом? Знаю, конечно, красный кирпичный дом, пять подъездов. Еще магазин «Солнышко» рядом.

Иван Иваныч меня удивляет. Хочется еще поговорить, но мы уже приехали. Иду беседовать с Дерибасами. И это семейство так меня вдохновляет, что об Иване Ивановиче я забываю. На время.

Коперник в частном секторе

Мороз минус 20, не меньше. Да и темно уже. Еду к Вере Васильевне, которой скоро исполнится 90 лет. Выхожу из метро и понимаю, что не знаю, куда идти: Дзержинский район знаю плохо. Расспрашиваю прохожих, как найти улицу.

— О, — отвечают они, — это вам нужно вон на ту остановку, потом вон на тот автобус, а потом — пешочком.

Ищу остановку, выясняется, что не та. Иду на другую, опять мимо. Останавливаю такси. Денег жалко, но здоровье жальче больше. Усаживаюсь удобно, смотрю — лицо у водителя знакомое. Иван Иванович! Называю улицу и номер дома.

— Здравствуйте, — спокойно говорит он. — Я вас тоже узнал, вы в дачный поселок ездили. Один раз подвезешь человека, уже его запоминаешь. Своих клиентов нужно знать. Это уже профессиональное: помнить не только все дома и улицы, но и людей. Раз подвез, два, а после только спрашиваешь: домой? И уже знаешь, куда именно. Недавно вот пьяный дедушка сел в одну машину, в другую. Дошла и до меня очередь. Садится и с трудом просит: «Отвезите меня домой». Я его вижу в первый раз. «Где дом-то? — спрашиваю. «Там», — слышу ответ. Возил его минут десять. Ничего так и не добился. Пришлось высаживать, не могу же я его целый день катать. Денег, естественно, не взял. За что?

Внушительный облик Ивана Ивановича успокаивает, и мы снова начинаем беседовать, словно продолжая тот давний диалог.

— Как вы думаете, где могут быть улицы Коперника и Ньютона? — экзаменует он меня.

— В Академгородке, — отвечаю, не задумываясь. — Там ведь, в основном, ученые.

— На самом деле — это частный сектор на Северо-Чемском. Совсем не такие праздничные улицы, как их названия. С частным сектором, в общем-то, работать тяжело.

Особенно ночью: темно, дороги плохие, таблички с нумерацией порой оторваны. Между прочим, есть дома где подъезды пронумерованы неправильно. Должно быть слева направо, а бывает, оказывается, справа налево. Были случаи, подъезжает таксист, допустим, к Горской, 48. Стоит у второго подъезда, а люди его не видят, потому что все перепутано! Звонят в диспетчерскую, жалуются.

— А вы, Иван Иваныч, не путаетесь? — спрашиваю.

— Так у меня уже опыт большой, к тому же запоминаю все с первого раза, — просто отвечает Иван Иваныч. — Неделю назад, наверное, к одному из наших парней, подошли ребята иногородние. Просят довезти до улицы Подгорной. Нашли с трудом — улица маленькая, можно сказать, два дома всего. Приезжают и ругаются на таксиста: куда ты нас привез? Позже выясняется, что им нужна была улица Народная! Перепутали слегка. Кстати, случается, что домов на улице нет, а она существует!

— Как это?

— Улица Лыщинского! Кто ее знает? Но она ведь есть!

— Иван Иваныч, случаи бывают разные... — интересуюсь.

— Да уж, разные бывают случаи, — повторяет он. Зря я это спросила — испортила человеку хорошее настроение. — Вы об этом? — Иван Иваныч показывает на свою щеку, на ней — шрам. — Паренька посадил на заднее сиденье и поехал спокойно. Никак от него такого не ожидал. Расслабился я — ехать-то всего-ничего было, на улицу Ватутина, причем в дом, в котором я вырос. А он — удавку мне на шею. Еле высвободился. Разное случается. Всех ведь возим, хотя и стараемся подозрительных к себе не подсаживать. Я наркоманов стараюсь не возить — их ведь сразу видно.

Иван Иваныч внешне остается совершенно спокойным. И мне вспоминаются его же слова, только сказанные в ту, первую поездку: «Нормальный таксист никогда не должен показывать своих эмоций и усталости. Приехал домой — все, может устать. А за рулем — непозволительно».

Оказывается, мы приехали уже минут десять назад. Но Иван Иванович меня не торопит. Но работа есть работа. Я расплачиваюсь, выхожу из машины и снова включаюсь в другую жизнь.

Клуб имени Сталина

Вот бывает же так: не везет так не везет. Весна в Сибири, когда снег тает, время малоприятное: то снег, то дождь. Сапоги мокрые, пальто грязное, сумка тоже. Вот в таком виде нужно идти на интервью с графом Цепешом. И опять непонятно куда. Пригород Новосибирска. Снова такси. И... Иван Иваныч! Радуюсь ему, как старому другу. Бывает же такое: всегда встречаемся с ним в каких-то экстремальных условиях. Продолжаем прерванную месяца три назад беседу.

— Дня три назад был случай, — говорит Иван Иваныч. — Подходит к нашим машинам дед и спрашивает: «Ну что, ребята, кто отвезет меня в клуб имени Сталина?» Парни руками разводят. А он смеется: «Эх, вы! Таксисты, а город не знаете! Сейчас это ДК Октябрьской революции!»

— А что, часто так бывает, когда пожилые люди употребляют старые названия? — спрашиваю.

— Бывает, конечно! Как-то бабушка подошла, просит: «Увезите меня на Расточку!» А Расточкой раньше называли площадь Ефремова. Сейчас так не говорят. Иногда пассажиры шутят: «Отвезите на Дураллельную» (то есть на Троллейную) или: «Мне нужно на Дюкашку». Нормальному таксисту все знать нужно. Атлас, кстати, на всякий случай все равно должен в машине лежать. Вообще таксисты делятся на нормальных и «бомбил», которым лишь бы поскорее и побольше денег заработать, такие лишними знаниями себя не утруждают. Я свою профессию уважаю. И еще вот чего не понимаю: в фильме «Брат-2» таксист так ругался и матерился, так нервничал! Неправильный это таксист. У нас до смешного доходит. Подходит парень, просит: «Увезите до Палласа». — «Куда?» — «В ГАИ». — «Так среда же сегодня, ГАИ сегодня на Палласа не работает». — «Точно, я и забыл. Чуть зря не прокатился».

Несколько минут мы помолчали. С Иваном Иванычем и молчать хорошо. За столько лет работы он не только город хорошо изучил, но и людей.

— Почему нужно, когда садишься в машину, сразу говорить номер дома? — опять экзаменует он, и сам отвечает:

— Улицы бывают очень длинные: к примеру, улица Гоголя начинается в центре, заканчивается в Дзержинском районе. Но я думаю, что самая большая улица — Тульская: она тянется до Хилокского рынка, и частный сектор на ней есть, и девятиэтажки.

...Прошло месяца два. Снова шел дождь, а я ловила такси в полной уверенности, что подъедет Иван Иванович. Машина с шашечками остановилась. Но в ней был вовсе не Иван Иванович, а совсем чужой человек. Прошу:

— На Забалуева, пожалуйста.

— Где это у нас? — спрашивает в задумчивости. — Сейчас запрошу по рации, подождите. Кстати, вы знаете, что если будет пробка, вам придется доплатить? И деньги крупные менять не буду. Сдачу нечем давать.

Ехали молча. Хотя... Таксист пытался меня разговорить, но разговаривать с ним вовсе не хотелось.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: