Новосибирск 9.7 °C

Индикатор правосудия

23.09.2009 00:00:00
Индикатор правосудия
Руководители управлений Службы судебных приставов трёх федеральных округов стали участниками совещания-семинара в Новосибирске.

«Судебные акты подлежат исполнению в безусловном порядке. Если этого не будет, ни о какой эффективности правосудия и вообще о правосудии говорить не приходится. И никаких компромиссов в этом вопросе быть не может». Афористичная жесткая фраза прозвучала из уст заместителя директора Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации — заместителя главного судебного пристава РФ, действительного государственного советника юстиции второго класса Татьяны Игнатьевой.

 Это было сказано журналистам на межрегиональном совещании-семинаре, собравшем руководителей управлений ФССП трех федеральных округов — от Урала до Дальнего Востока. Пожалуй, столь представительного собрания тех, кто исполняет решения судов и иных так называемых уполномоченных органов, в нашем городе еще не было.

Судебный пристав — это такой государственный служащий, от встречи с которым никто из нас не застрахован. Потому что мы, увы, часто нарушаем правила и платим штрафы. Каждый россиянин может оказаться в роли кредитора, который не дождется возврата долга, и должника, матери, что одна растит ребенка, и даже папаши — бегуна от алиментов. Именно быстрое, реальное исполнение судебных решений составляет сущность нашего права на судебную защиту.

Закон предоставляет судебным приставам в последние годы все более обширный арсенал средств: розыск и реализация имущества, привлечение к уголовной ответственности, отказ должникам в выезде за границу, даже возможность заходить в их жилища и многое другое.

Сейчас, во время финансового кризиса, растет поток исполнительных производств. Потому не случайны темы совещания: «О повышении эффективности деятельности территориальных органов ФССП России по исполнению судебных актов и актов иных органов. Использование информационных технологий».

На вопросы журналистов ответила Татьяна Игнатьева.

— Насколько важны новшества?

— Новые информационные технологии, которые все больше используются в Службе судебных приставов, дают возможность для взаимодействия с другими органами, что особенно важно для оперативного получения сведений о должниках и сокращения финансовых затрат. Без новых технологий мы сейчас никуда не уйдем, и для нас очень важно донести до сведения регионов программы и их возможности, которые разрабатываются в центральном аппарате. Это касается и модернизации сайта, и модернизации нашего программного комплекса «Судебный пристав». Здесь на семинаре коллеги поделятся опытом в сфере исполнительного производства, представители центрального аппарата расскажут о тех нормах права, которые мы можем использовать, конечно, на законных основаниях, при принудительном исполнении. Особенно в свете решений Европейского суда, которые понуждают, заставляют Россию очень внимательно относиться к своевременности исполнения судебных актов, к скорейшей реализации принципа правосудия, прав граждан. Все это и будем обсуждать.

— Насколько актуальны такие темы для органов всех ветвей власти?

— Один раздел семинара будет полностью посвящен именно взаимодействию уполномоченных органов. Надо сказать, что в отдельных регионах количество актов, которые предъявляются нам для исполнения, очень велико. Например, штрафы ГИБДД достигают шестидесяти процентов. От того, насколько эффективно мы будем их исполнять, зависит пополняемость бюджета. Нам предъявляют акты для принудительного исполнения органы внутренних дел, налоговые, таможенные, Пенсионный фонд и другие. Должна сказать, что только за прошлый год в бюджеты всех уровней поступило свыше десяти миллиардов рублей. По взыскиваемости транспортного налога очень эффективно работают некоторые регионы — в сотрудничестве с ГИБДД, с налоговыми органами. Например, губернатор Санкт-Петербурга провела ряд мероприятий, в частности, оснастила службу судебных приставов мобильными комплексами «Поток», которые очень помогают в розыске автомобилей. Эффективно взаимодействуем с органами местного самоуправления для взыскания налога на имущество физических лиц, земельного. Поступления намного выросли. У нас с налоговой службой очень тесное взаимодействие, действует постоянная рабочая группа, переходим на электронный документооборот.

— А что касается судебных актов?

— Стопроцентно исполненный судебный акт является индикатором эффективного правосудия. Исполнение на сегодня достигло почти 75 процентов. Мы включаем сюда все виды судебных актов — и арбитражных судов, и судов общей юрисдикции. По арбитражным взыскиваемость несколько ниже, поскольку речь идет о крупных суммах по хозяйственным спорам. Но тем не менее мы стараемся реализовать те показатели, которые указаны в программе реформирования судебной системы России.

— Каково ваше мнение о создании частной службы судебных приставов, — спросил ваш корреспондент, — ведь резко увеличивается количество исполнительных производств. Возможно ли создание частной службы при том уровне коррупции, который есть в России?

— Система частных судебных приставов не сильно распространена в мире. В Штатах есть служба маршалов. Есть в Эстонии. Во Франции определенным образом эта служба организована. На мой взгляд, у нас на сегодняшний день вопрос о частных приставах стоять не может, поскольку наши люди, в чью пользу мы исполняем решения, не всегда платежеспособны. Ведь надо заплатить частному лицу за то, чтобы он разыскал и получил какие-то долги. К сожалению, это так. Беззащитными окажется большинство наших взыскателей. Например, не сможет заплатить частному приставу мать, которая взыскивает алименты с нерадивого отца. Взыскатели, которые выступают от имени государства, вряд ли будут платить из казны еще какие-то дополнительные суммы. На сегодняшний день вопрос коррумпированности — да, это вопрос довольно серьезный, как и во всех органах государственной власти. Наша служба, как сейчас говорят, коррупционно емкая. Потому имеем подразделения собственной безопасности, контрольные органы внутри самой службы. Это все средства, чтобы уменьшить коррупционные риски. На сегодня мы вводим технологии, где бы поменьше было задействовано субъективное личное общение работников.

— Какие еще можно придумать новые способы воздействия на должников?

— Не придумывать надо, а вводить в законодательство. Действительно, используем зарубежный опыт, смотрим, как работает эта система в других странах, республиках бывшего СССР. Например, больше внимания стараемся уделять крупным исполнительным производствам. Еще метод: не предъявлять к принудительному исполнению акты уполномоченных органов на сумму меньше пятисот рублей. Себестоимость одного исполнительного производства достигает не менее четырехсот рублей. Мы предлагаем уполномоченным органам сначала самим полностью использовать все методы принуждения — штрафы, административные аресты, что дано им законом. И только потом предъявлять нам исполнительные документы.

...Как подчеркнул, руководитель управления ФССП по Новосибирской области Михаил Печурин, нагрузки на приставов стремительно возрастают. Исполнять приходится решения по вопросам, связанным с правоотношениями в сфере ЖКХ, оборота земель, недвижимости, нарушениям санитарного и экологического законодательства. Это и социальный блок — защита детства, невыплаты зарплаты. А значит, увеличивается количество неоконченных исполнительных производств, в том числе и потому, что нет единой судебной практики. Необходима оптимизация базы данных, внедрение электронного документооборота, выявление должников через операторов сотовой связи и другие новейшие методы работы.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: