Новосибирск -0.4 °C

Если вам немного за...

01.10.2009 00:00:00
Если вам немного за...
Героиня одного известного фильма утверждала, что «после сорока жизнь только начинается». Группа пенсионеров из американского штата Массачусетс доказала, что все начинаться может и после... ста лет.

Они смело исполняют популярные песни Джимми Хендрикса и рок-групп «Clash», «Coldplay», «Talking Heads», лихо отплясывают на сцене и путешествуют с концертами по Америке и за ее пределами, не считаясь ни с какими табу, которые обычно ограничивают жизнь пожилых людей...

Речь идет о фильме англичан Стефана Уокера и Салли Джордж «Молоды сердцем» (Young @ Heart), который стал сенсацией недавно прошедшего в Новосибирске фестиваля документального кино «Встречи в Сибири». Его герои — пенсионеры-рокеры из Нортэмптона, штат Массачусетс. Все они не просто немолоды, а очень немолоды — родились еще в XIX веке. Создан уникальный хор четверть века назад. Среди его музыкантов — люди с нарушениями памяти, со слуховым аппаратом, люди в инвалидном кресле...

На одном из заседаний «Умной среды» в джаз-клубе «Труба» режиссеры Стефан Уокер и Салли Джордж рассказали об общении с немолодыми рокерами и о своей работе над фильмом.

Молоды сердцем

Создатель хора — вдохновенный музыкант, старый хиппи по имени Боб. Он работал в доме престарелых в кафетерии и наблюдал, как пожилые люди каждую неделю собирались у рояля и пели песни своей молодости. Он решил организовать их выступления, включив в репертуар современные песни. Сначала концерты шли только в самом доме престарелых, потом вышли за его пределы, потом вышли и за пределы штата Массачусетс... Немолодые музыканты стали разъезжать со своим шоу по всей Америке и выступать за рубежом. На выступлении в Берлине, например, в зале было пять тысяч человек. То было последнее выступление одной из главных героинь фильма — Айлин. Пела она уже из инвалидного кресла. И после выступления ее ждала 10-минутная овация...

Не дожила до выхода фильма на экран, к сожалению, не одна Айлин. Провожать в последний путь своих героев, как говорят режиссеры, было для них серьезным психологическим испытанием. Создателю хора Бобу тоже приходится часто прощаться со своими музыкантами, за четверть века он побывал на 86 похоронах.

— Мы задавали Бобу вопрос, в каком качестве он выступает? — рассказывают Стефан и Салли. — Как волонтер, социальный работник или врач-терапевт? Но все его ответы были очень скучны. И в итоге нам самим пришлось искать ответ на свой вопрос. Он — не доктор и не социальный работник. Для него важнее всего — музыка. И он бывает очень строг со своими артистами, поскольку они выступают перед зрителями, которые платят реальные деньги. Он выжимает из музыкантов все. Работают они очень серьезно, и результат налицо. Это не терапия, а создание шоу. И они получают удовольствие от оваций. И это питает их энергией и придает их жизни смысл. При этом надо помнить, что до хора все они были стары и беззащитны. Хотя элемент терапии тут, конечно, тоже есть. Но, поскольку Боб сам серьезно «заводится» оттого, что делает, а хор имеет большой успех, все поднимается на совершенно иной уровень.

По мнению Стефана и Салли, для успеха любого серьезного дела необходимо, чтобы это дело стало «личной темой» его создателя. У старого хиппи Боба, например, такая «личная тема» в отношении с пожилыми людьми была. В детстве он был очень дружен со своей бабушкой:

— Она была социалисткой и сходила с ума по боксу, — рассказывает Стефан. — С шестилетнего возраста «сумасшедшая бабка» таскала внука по боксерским турнирам. Причем, чем жестче был поединок, тем сильнее она заводилась... Таскала она его и по социалистическим демонстрациям. Именно она внушила Бобу большой интерес к себе и к каждой истории, которая стоит за пожилым человеком.

У Салли тоже есть своя «личная тема» в этом вопросе. Ее отец недавно переселился в дом престарелых, он страдает потерей памяти. «Он тоже мог бы быть на сцене среди тех, о ком снято кино», — говорит она.

— С этими людьми очень интересно. Они совершенно не скучны, — не перестает удивляться своим героям Стефан. — Они бесстрашны, они разбивают практически все стереотипы, которые существуют о старшем поколении. И у них очень активная жизнь, в том числе и сексуальная. И мы говорим об этом в фильме достаточно открыто...

Режиссер рассказал о том, как ему довелось мыться в душе с одним из его героев. Перед съемками, однако, он попросил его надеть плавки. Тот согласился. Но на просмотре фильма высказал Стефану свое «фэ»: «Я очень жалею, что дал тогда свое согласие. Напрасно вы меня уговорили. Пусть бы все увидели, что я еще могу...»

— И они действительно могут! Это так! — смеется англичанин. — И наш фильм в том числе и об этом. Мы не снимали кино о музыке. Как верно отметила Элла (кинодокументалист Элла Давлетшина — генеральный директор фестиваля «Встречи в Сибири». — Прим. «ВН»), наш фильм о Жизни и Смерти. А еще он о людях, которые дают нам силы жить.

Фильм действительно получился потрясающий (не случайно он отмечен многими наградами). Откровенный, честный, глубокий, и снят без заигрывания со стариками и без попытки излишне драматизировать ситуацию... Судя по всему, «Молоды сердцем» будет иметь свое продолжение. Стефан и Салли получили предложение снять другую, на этот раз игровую, версию своего фильма. Реальных героев сыграют известные актеры, многие из них уже давно не появлялись на экранах и рады вновь вернуться в кино.

О «золотом возрасте»

Не случайно говорят, что хорошее кино — это больше, чем кино. Поэтому и обсуждение фильма на «Умной среде» вышло далеко за рамки разговора о рок-н-ролле и о документальном кино. Хотя публика собралась преимущественно молодая, все с удовольствием включились в дискуссию о «золотом возрасте». Действительно, какой возраст считать для человека «золотым»?

...Стефан признался, что его «золото» началось после тринадцати...

...Элла Давлетшина заметила, что «хороший возраст — 50»:

— Ты многие вещи уже хорошо понимаешь и знаешь, как режиссировать жизнь так, чтобы и тебе было жить хорошо и весело, и чтобы не мешать другим».

...Большинство сошлось на том, что «лучший возраст тот, в котором ты находишься на данный момент».

А кто-то из зала выдал такую вот оригинальную концепцию:

— Дети появляются на свет сморщенными и при рождении похожи на стариков. Старики, напротив, с возрастом становятся, как дети. То есть при рождении человек — физиологически ребенок, психологически — старец. А в старости он — физиологически старец, психологически — ребенок. В течение жизни эти взаимонаправляющие тенденции идут навстречу друг другу. И момент их встречи — и есть золотой возраст человека.

В ответ Стефан Уокер вспомнил историю Бернарда Шоу. Свое 80-летие знаменитый мастер афоризмов, как известно, отмечал в Москве. Несмотря на то, что шла война, чествование писателя было довольно шумным. Кто-то из гостей встал и произнес тост: «Дорогой Бернард, вы же понимаете, что вам не 80, а четыре раза по 20! Желаем вам дожить до ста и снова приехать к нам!» На что Шоу, со свойственным ему юмором, парировал: «Мне бы тоже очень хотелось дожить до ста. Но я бы не желал, чтобы, поднимая тогда тост, вы имели основание сказать: «Бернард Шоу, вам не сто, а всего 20 раз по пять»...

Шоу, кстати, принадлежит известный афоризм: «Никогда не противься искушению, испытывай все и твердо придерживайся того, что окажется хорошим»...

Отважные музыканты из необыкновенного хора, как нам представляется, как раз и обладают этим талантом «не противиться искушению» и стремятся «испытывать все», несмотря на возраст. Возможно, именно в этом и надо искать секрет их долголетия и повод для их оптимизма?


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: