Новосибирск 7.8 °C

Слова народные?

14.10.2009 00:00:00
Слова народные?
Готовится к выходу второе издание поэтической антологии «Знаменитые неизвестные».

Многие песни, которые считаются народными, на самом деле имеют своих авторов. Мало кто знает, например, что знаменитую застольную «То не ветер ветку клонит» написал в середине XIX века Семен Стромилов, а «Однозвучно гремит колокольчик» — поэт-ямщик Иван Макаров... Популярная новогодняя «В лесу родилась елочка» сочинена в 1903 году учителем Раисой Кудашевой, а эстрадный шлягер 30-х годов «Все хорошо, прекрасная маркиза» переведен с французского комсомольским поэтом Андреем Безыменским...

Тираж первого издания «Знаменитых неизвестных» давно разошелся, а издательство («Свиньин и сыновья») продолжает получать заказы. Потому и решено подготовить второе издание — существенно измененное и дополненное.

Авторы-составители книги — Владимир Свиньин и Константин Осеев. Во всех их совместных проектах (кроме антологии «Знаменитые неизвестные», это энциклопедический труд «Сталинские премии: две стороны одной медали») у авторов существует разделение труда. Свиньин занимается поисками информации в Интернете, а Осеев работает в библиотеках. Он, кстати, почетный читатель Областной библиотеки и ГПНТБ, где бывает практически ежедневно. Как почетный читатель имеет ряд привилегий, и это во многом облегчает работу.

Подзаголовок «Знаменитых неизвестных» — «Антология одного стихотворения».

— Мы собирали сведения о поэтах, которые, остались в истории одним своим сочинением, — рассказывает Константин Осеев. — Самый известный пример — «Рабочая марсельеза». Она написана революционером-народником Петром Лавровым, который ни до, ни после ничего подобного не написал. Александр Кочетков, напротив, написал много стихов, но известен своей «Балладой о прокуренном вагоне». Павел Ершов — своим «Коньком-Горбунком», Федор Миллер стишком «Раз-два-три, четыре-пять, вышел зайчик погулять», Владимир Киршон — песней «Я спросил у тополя», которую прославил своим фильмом Эльдар Рязанов... И таких примеров можно привести множество.

Сюжетов во втором издании книги, как и в первом, останется ровно сто. Хотя значительная часть очерков будет заменена. Меньше внимания, к примеру, будет уделено революционным песням. Самые любопытные сюжеты, однако, останутся. Как, например, история знаменитого похоронного марша «Вы жертвою пали в борьбе роковой». Эта статья пополнится новыми сведениями об авторе музыки — Николае Иконникове, который, кстати, был сибиряком.

Появятся очерки о нескольких авторах XIX века, а также большой блок информации о стихах, которые стали песнями во время Великой Отечественной войны.

— Ни в одном из воюющих государств не было создано такого великого числа прекрасных лирических песен, — говорит Владимир Свиньин.

Удивительны истории создания «Землянки», «Давай закурим, товарищ, по одной», «Прощайте, Скалистые горы» или «Песни старого извозчика». Стихи «Песня старого извозчика» были написаны Ярославом Родионовым еще до войны. В 1941-м композитор Никита Богословский буквально за один день написал к ним музыку. Николай Утесов включил песню в свою концертную программу. С началом войны программу пришлось переделывать. «Извозчика», несозвучного, казалось бы, военному времени, он, однако, оставил. И песня пользовалась неизменным успехом во время фронтовых концертов, напоминая бойцам о мирном времени. Ярослав Родионов погиб в 1943 году...

Колоритна и история песни «Шаланды, полные кефали», известной в народе как песня о Косте-моряке. Родилась она (кто бы мог подумать!) из стихотворения о социалистическом соревновании двух рыболовецких бригад. Режиссеру фильма «Два бойца» Леониду Лукову была нужна песня, которая бы характеризовала его героя — бедового парня из Одессы Аркадия Дзюбина, которого бесподобно сыграл Марк Бернес. Обратился он поэту-одесситу Владимиру Агатову. Тот предложил свой поэтический текст, опубликованный в одесской газете «Гудок». Композитор Никита Богословский никаких дел с одесситами не имел, а песню о соцсоревновании нашел чудовищной и назвал ее «баландой, полной фекалий». Луков бросил клич прийти на студию (фильм снимался в 1943 году в условиях эвакуации) всех знатоков одесской песни. Собралось несколько сот человек.

Наслушавшись одесского фольклора, Богословский, наконец, положил «Шаланды» на музыку. Агатов существенно переработал текст, никакого соцсоревнования не осталось и в помине. Полюбившаяся народу мелодия долгое время официально находилась под запретом, поскольку считалась блатной. Судьба Владимира Агатова сложилась не очень весело. В 1949 году он был арестован и попал в лагеря, где активно занимался художественной самодеятельностью, возглавляя зэковский ансамбль. В одном лагере с ним сидела знаменитая актриса 30-х годов Татьяна Окуневская. Потом она написала книгу, где есть и страницы, посвященные Агатову. В лагерях поэт создал ставшую известной песню «Алеша жарил на баяне».

Агатов — далеко не единственный герой антологии с трагическим «зигзагом» биографии. В сталинских лагерях сгинул и комсомольский поэт, неистовый ревнитель пролетарской литературы Киршон, и еще много кто. Киршону не простили покровительства Троцкого. До последнего своего дня он так и не смог понять, что с ним происходит и за что... Политическая «неблагонадежность» зачастую становилась причиной того, что знаменитые становились неизвестными: строки стихов и песен оставались в народной памяти, а биографии стирались. И, собирая под одной обложкой малоизвестные факты, распыленные по самым разным источникам, антология возвращает из небытия многие интересные имена.

— Сейчас мы занимаемся самым приятным делом, — рассказывают Владимир Свиньин и Константин Осеев, — поиском новых сведений, которые интересны нам и которые могут быть интересны тем, кто заинтересовался нашим первым изданием...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: