Многие песни, которые считаются народными, на самом деле имеют своих авторов. Мало кто знает, например, что знаменитую застольную «То не ветер ветку клонит» написал в середине XIX века Семен Стромилов, а «Однозвучно гремит колокольчик» — поэт-ямщик Иван Макаров... Популярная новогодняя «В лесу родилась елочка» сочинена в 1903 году учителем Раисой Кудашевой, а эстрадный шлягер 30-х годов «Все хорошо, прекрасная маркиза» переведен с французского комсомольским поэтом Андреем Безыменским...
Тираж первого издания «Знаменитых неизвестных» давно разошелся, а издательство («Свиньин и сыновья») продолжает получать заказы. Потому и решено подготовить второе издание — существенно измененное и дополненное.
Авторы-составители книги — Владимир Свиньин и Константин Осеев. Во всех их совместных проектах (кроме антологии «Знаменитые неизвестные», это энциклопедический труд «Сталинские премии: две стороны одной медали») у авторов существует разделение труда. Свиньин занимается поисками информации в Интернете, а Осеев работает в библиотеках. Он, кстати, почетный читатель Областной библиотеки и ГПНТБ, где бывает практически ежедневно. Как почетный читатель имеет ряд привилегий, и это во многом облегчает работу.
Подзаголовок «Знаменитых неизвестных» — «Антология одного стихотворения».
— Мы собирали сведения о поэтах, которые, остались в истории одним своим сочинением, — рассказывает Константин Осеев. — Самый известный пример — «Рабочая марсельеза». Она написана революционером-народником Петром Лавровым, который ни до, ни после ничего подобного не написал. Александр Кочетков, напротив, написал много стихов, но известен своей «Балладой о прокуренном вагоне». Павел Ершов — своим «Коньком-Горбунком», Федор Миллер стишком «Раз-два-три, четыре-пять, вышел зайчик погулять», Владимир Киршон — песней «Я спросил у тополя», которую прославил своим фильмом Эльдар Рязанов... И таких примеров можно привести множество.
Сюжетов во втором издании книги, как и в первом, останется ровно сто. Хотя значительная часть очерков будет заменена. Меньше внимания, к примеру, будет уделено революционным песням. Самые любопытные сюжеты, однако, останутся. Как, например, история знаменитого похоронного марша «Вы жертвою пали в борьбе роковой». Эта статья пополнится новыми сведениями об авторе музыки — Николае Иконникове, который, кстати, был сибиряком.
Появятся очерки о нескольких авторах XIX века, а также большой блок информации о стихах, которые стали песнями во время Великой Отечественной войны.
— Ни в одном из воюющих государств не было создано такого великого числа прекрасных лирических песен, — говорит Владимир Свиньин.
Удивительны истории создания «Землянки», «Давай закурим, товарищ, по одной», «Прощайте, Скалистые горы» или «Песни старого извозчика». Стихи «Песня старого извозчика» были написаны Ярославом Родионовым еще до войны. В 1941-м композитор Никита Богословский буквально за один день написал к ним музыку. Николай Утесов включил песню в свою концертную программу. С началом войны программу пришлось переделывать. «Извозчика», несозвучного, казалось бы, военному времени, он, однако, оставил. И песня пользовалась неизменным успехом во время фронтовых концертов, напоминая бойцам о мирном времени. Ярослав Родионов погиб в 1943 году...
Колоритна и история песни «Шаланды, полные кефали», известной в народе как песня о Косте-моряке. Родилась она (кто бы мог подумать!) из стихотворения о социалистическом соревновании двух рыболовецких бригад. Режиссеру фильма «Два бойца» Леониду Лукову была нужна песня, которая бы характеризовала его героя — бедового парня из Одессы Аркадия Дзюбина, которого бесподобно сыграл Марк Бернес. Обратился он поэту-одесситу Владимиру Агатову. Тот предложил свой поэтический текст, опубликованный в одесской газете «Гудок». Композитор Никита Богословский никаких дел с одесситами не имел, а песню о соцсоревновании нашел чудовищной и назвал ее «баландой, полной фекалий». Луков бросил клич прийти на студию (фильм снимался в 1943 году в условиях эвакуации) всех знатоков одесской песни. Собралось несколько сот человек.
Наслушавшись одесского фольклора, Богословский, наконец, положил «Шаланды» на музыку. Агатов существенно переработал текст, никакого соцсоревнования не осталось и в помине. Полюбившаяся народу мелодия долгое время официально находилась под запретом, поскольку считалась блатной. Судьба Владимира Агатова сложилась не очень весело. В 1949 году он был арестован и попал в лагеря, где активно занимался художественной самодеятельностью, возглавляя зэковский ансамбль. В одном лагере с ним сидела знаменитая актриса 30-х годов Татьяна Окуневская. Потом она написала книгу, где есть и страницы, посвященные Агатову. В лагерях поэт создал ставшую известной песню «Алеша жарил на баяне».
Агатов — далеко не единственный герой антологии с трагическим «зигзагом» биографии. В сталинских лагерях сгинул и комсомольский поэт, неистовый ревнитель пролетарской литературы Киршон, и еще много кто. Киршону не простили покровительства Троцкого. До последнего своего дня он так и не смог понять, что с ним происходит и за что... Политическая «неблагонадежность» зачастую становилась причиной того, что знаменитые становились неизвестными: строки стихов и песен оставались в народной памяти, а биографии стирались. И, собирая под одной обложкой малоизвестные факты, распыленные по самым разным источникам, антология возвращает из небытия многие интересные имена.
— Сейчас мы занимаемся самым приятным делом, — рассказывают Владимир Свиньин и Константин Осеев, — поиском новых сведений, которые интересны нам и которые могут быть интересны тем, кто заинтересовался нашим первым изданием...