Мировой кризис, несомненно, затронул и туристический рынок, но, как заметила председатель правления НАТО (Новосибирская Ассоциация Туристских Организаций) Елена Комлева, нельзя сказать, что он подействовал только отрицательно. Есть и свои плюсы...
— Рынок стал развиваться наперекор прогнозам своим путем, — сказала она. — Серьезно изменились объемы, которые были на новосибирском рынке. Снижение достигло тридцати процентов. Когда мы подошли к лету, ситуация сложилась несколько иная. Это можно назвать легким выздоровлением рынка, потому что люди хотят отдыхать в любых экономических условиях.
Несмотря на то, что многие направления просто исчезли с новосибирского туристического рынка (Испания, северная Турция), а рейсов в некогда популярную Болгарию стало меньше, на фоне этого вперед вышли более экономичные: Анталия (южная часть Турции) — прирост составил 91 процент, и Египет — прирост составил 100 процентов (а по пассажиропотоку — 260 процентов). За счет экономичного продукта объемы и увеличились. Конечно, для потребителя хороша низкая цена, но все имеет разумный предел. Нужно, чтобы при этом и качество сохранялось!
Внутренний туризм в этом году показал себя не с лучшей стороны. Из-за дороговизны он пока не очень популярен. Отдыхающие ведь не просто так поехали в Турцию и в Египет. Например, в Сочи билет стоил 20 тысяч из Новосибирска, а путевка в Турцию — 18 тысяч. Как бы ни хотел продвигать оператор этим летом внутренний туризм, у него не получалось. А все потому, что заграничные предложения более выгодные. В Новосибирской области тоже будут развиваться туристские рекреационные зоны не хуже сочинских, но до реализации этих проектов нужно подождать еще несколько лет.
Есть и хорошая новость. В этом году в Новосибирске увеличился спрос на речные круизы. Ольга Шохина, замдиректора по коммерческой работе ООО «Речные круизы», сказала, что из нашего города туристы с удовольствием отправляются по реке в Томск. Есть устойчивый спрос на отдых на воде. Но работает в летний сезон лишь это одно направление, потому что ресурсов мало.
— За годы перестройки мы потеряли все большие теплоходы: «Виктор Гашков», «Парис» вместимостью 150—300 человек, на которых реально можно было работать на Тобольск и Салехард, — сказала она. — Сейчас у нас действует единственный теплоход — «Новосибирск» вместимостью 34 человека. Инвесторов, чтобы восстановить большие теплоходы, пока найти невозможно. Только для «Виктора Гашкова» нужно сто миллионов рублей. А интерес к этому виду туризма очень ощутим.