Новосибирск 1.1 °C

«Прогноз погоды» от Анатолия Узденского

16.10.2009 00:00:00
«Прогноз погоды»   от Анатолия Узденского
Народный артист о московской жизни и новосибирских проектах.

Как известно, жизнь в столицах у Анатолия Узденского сложилась весьма благополучно. Играет в театре «Современник», снимается в кино. О чем, казалось бы, еще можно мечтать?

Однако в отличие от других наших артистов, покинувших город и вспоминающих о нем редко, Анатолий Ефимович приезжает в Новосибирск так часто, как только позволяет ему время. Вот и этим летом он жил достаточно долго, бывал на театральных премьерах и даже успел поставить спектакль — комедию «Муж, жена, их друг и подруга» в антрепризе Дома актера. Как раз накануне премьеры и состоялась наша встреча с народным артистом. Но сначала о спектакле.

«Муж, жена, их друг и подруга»

Как гласит актерский афоризм, «комедия — это когда герой находится в таком положении, когда ему не до смеха, а зритель много и радостно смеется, а заодно и понимает что-то новое о себе».

В этом смысле спектакль Узденского — комедия классическая. Поставлен он по пьесе Валентина Красногорова («Настоящий мужчина», «Прелести измены», «Давай займемся сексом!» и др.). В оригинале пьеса называется «Шествие гномов». Узденский решил изменить название на более интригующее, «с порога» намекающее на таинства адюльтера — «Муж, жена, их друг и подруга». Сюжет достаточно парадоксален. Муж и Жена приглашают на годовщину своей супружеской жизни двух друзей. Сами они находятся на грани развода. Жена при этом состоит в любовных отношениях с Другом, а муж — с Подругой. Да и сами Друг и Подруга, как выясняется по ходу действия, тоже в прошлом супруги, ныне разведенные. На всей этой «мешанине» пикантных отношений и закручивается действие. И, как это обычно бывает у Красногорова, чем парадоксальнее ситуация и неожиданней развязка, тем более убедительным и жизненным кажется происходящее. Такой вот парадокс! Именно поэтому Красногорова так любят режиссеры, и в разное время его ставили столь уважаемые мастера, как Георгий Товстоногов, Лев Додин или Роман Виктюк... Забегая вперед, скажем, что в итоге победят любовь и семейные ценности... Между тем сам драматург предупреждал об опасности, которую при неаккуратном подходе таят его пьесы. Постановщикам при обращении с его материалом он рекомендовал иметь определенный набор качеств, таких как чувство юмора, легкая рука и отсутствие пошлости. У Анатолия Узденского и занятых в спектакле актеров, как нам представляется, этот «джентльменский набор» был. Поэтому им и удалось не перейти той тонкой грани, за которую, чего греха таить, часто заступают спектакли, поставленные в антрепризе... Играют в «Муже, жене...» интересные, хорошо знакомые новосибирцам актеры. Со всеми, кроме Владимира Чистякова, Узденскому доводилось работать и прежде. С Натальей Немцовой он уже играл в антрепризном спектакле «Мотылек». Она же была его молодой супругой в «Кине IV» (легендарный спектакль, который в «Старом доме» вспоминают до сих пор). Владимир Казанцев (многие годы Городовичок на Дне города) играл в «Кине» суфлера Соломона. Елена Гурина раскрылась в спектакле Узденского с неожиданной, но прелестной, как говорит он сам, стороны.

Все актеры, по его признанию, очень симпатичны ему по-человечески. А для совместной работы это вопрос не последний. (Тут Узденский вспоминает Михаила Ефремова, который на вопрос: «Почему у вас главную роль играет Никита Высоцкий?» — неизменно отвечал: «Потому что он мой друг!»)

Декорации к постановке сделал Алексей Свидрицкий: нашел материалы, привлек художников. У него получилось без особого изыска, но вполне органично и весьма занятно «проиллюстрировать» эту одновременно веселую и грустную жизненную комедию.

С музыкальным оформлением тоже получилась история интересная:

— Пьеса, в принципе, о сложностях семейного климата, — рассказывает Узденский, — и в какой-то момент я понял, что будет вполне уместно по смыслу и забавно играть ее с музыкой, под которую передают погоду на разных телевизионных каналах. Наши герои вообще люди телевизионной культуры, как, впрочем, и мы все, или почти все. От «телевизионности» родилась и идея начать спектакль с саундтрека к «Ментовским войнам» (Узденский снялся в сериале «Ментовские войны». — Прим. «ВН»). Это мой своеобразный привет зрителям, так как на поклоне меня не будет...

О московской жизни

В то время как на сцене шла премьера, Узденский уже был в Москве, готовился выйти на сцену в «Трех товарищах» в театре «Современник»...

Однако не успели мы покинуть зал Дома актера после его спектакля, как он уже звонил по сотовому: «Как спектакль? Как принимал зритель?» А зритель принимал великолепно! Причем, что интересно, смеялись и адекватно реагировали не только на диалоги Красногорова, но и на те небольшие вольности — «вставки-фразочки», которые Анатолий Ефимович позволил «от себя». Одним словом, и режиссер, и актеры весьма точно уловили необходимую пропорцию абсурда и лиризма, гротеска и психологического проникновения в тонкости человеческой натуры. И спектакль получился. Одним словом, браво, Узденский, браво, ребята! Что тут еще скажешь!..

Кстати, если начинается спектакль с музыки к «Ментовским войнам», то завершается он «Погодой в доме». И это тоже своего рода привет от Узденского, которого не было на поклоне. С этой песней у актера связана своя история. В клипе про «погоду в доме» с Ларисой Долиной, как известно, снялся Алексей Булдаков. Так вот, когда Узденский был еще совсем молодым человеком, то в драматической студии Павлодара ему довелось разыгрывать с Булдаковым этюды. До съемок в «Особенностях национальной охоты» и всенародной любви Булдакову еще было далеко. Тогда, смеется Узденский, он был просто Лехой — простецким хлопцем с лицом 15-летнего генерала Лебедя...

В московской жизни актера все, как у всех: то штормит, то тихо и безветренно.

— У многих столичная жизнь ассоциируется с глянцевыми журналами. А вот еду я в московском метро и вижу, как москвичи листают эти же самые журналы и, наверное, думают: «Черт! Да где же, наконец, эта самая «московская жизнь»! Сейчас наш театр в лице Галины Борисовны (Волчек. — Прим. «ВН») объявил войну гламуру! Режиссер Каменькович ставит пьесу Сумбатова-Южина «Джентльмен» о светской жизни конца девятнадцатого века. Я тоже приму в этом посильное участие, сыграю роль миллионщика Чечкова. Сегодня смотрели макет художника Каплевича — потрясающе красиво! И еще — море костюмов, дорогих, шикарных! Предстоит по четыре-пять переодеваний за спектакль. Я-то к переодеваниям не очень, но наши дамы счастливы!..

Радуемся его успехам и востребованности в Москве, но, не удержавшись, интересуемся, собирается ли он возвращаться в Новосибирск? И в каком качестве в идеале хотел бы видеть себя в родном городе?

— Желание вернуться присутствует постоянно, я ведь считаю себя в длительной творческой командировке, а командировка не может длиться вечно... В идеале хотелось бы иметь свой небольшой театрик, где выступал бы в качестве актера и режиссера. И уверяю вас: билеты продавались бы на месяц вперед!

И мы в этом нисколько не сомневаемся. Мы хорошо помним, как в «Старом доме» зритель ходил именно «на Узденского». Какой ажиотаж вызывал его «Голый король», которого он сам ставил и где играл главную роль. А бенефисы Узденского! Они длились по два дня! Небольшой зал «Старого дома» в один день просто не мог вместить всех желающих. Это с одной стороны. А с другой, народный артист имел формальное право на двухдневное чествование. Поскольку, как шутил Узденский, дата рождения у него — «скользящая». Родился он в районе полуночи: схватки у мамы начались 23 февраля, а благополучно завершились 24-го...

Так что мы все помним. И вряд ли какой другой город будет помнить и любить «нашего Узденского» больше. Так что возвращайтесь, Анатолий Ефимович. Не пожалеете... В культурной жизни сибирской столицы «погода», как нам представляется, тоже меняется. И, хочется верить, к лучшему!..


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: