Новосибирск 3.2 °C

Саморегулирование плюс госконтроль

22.10.2009 00:00:00
Саморегулирование  плюс госконтроль
Транспортники ищут пути повышения эффективности работы своей отрасли.

Новосибирск готов выступить пилотной площадкой по созданию саморегулирующихся организаций в транспортной отрасли, а также по апробации законопроектов, направленных на реформирование системы грузовых и пассажирских перевозок.

Об этом сообщил первый заместитель мэра Новосибирска Андрей Ксензов на расширенном региональном совещании руководителей автотранспортных союзов и предприятий Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов, прошедшем в нашем городе.

В мероприятии приняли участие руководители автотранспортных предприятий, члены профсоюзных и общественных организаций транспортников, представители органов исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления.

Важнейшими темами обсуждения стали вопросы создания саморегулирующихся организаций в сфере транспорта, организации государственного контроля грузовых и пассажирских перевозок, а также развитие предпринимательства в транспортной отрасли.

— Несмотря на действующие законы рынка, участие государства в деятельности транспортной отрасли остается объективной необходимостью, — сказал в начале своего выступления президент Российского автотранспортного союза Виктор Козлов. — Создание условий для работы транспорта — это прерогатива государства.

Государство не устраняется от своего участия в данном сегменте экономики. Оно приняло ряд антикризисных мер, таких как снижение НДС с 24 до 20 процентов, снижение ставки налога на прибыль.

В рамках «Стратегии развития транспорта до 2020 года» из федерального бюджета планируется выделить регионам 20 миллиардов рублей на закупку пассажирского, грузового транспорта и коммунальной техники.

Согласно федеральной программе «Дороги России» в течение последних лет города-миллионники ежегодно получали по миллиарду рублей на развитие дорожной отрасли.

Однако мировой экономический кризис все равно внес свои коррективы во все сферы деятельности. По данным Российского автотранспортного союза, в 2009 году объем грузоперевозок в стране снизился на 26 процентов, пассажиропоток упал на семь процентов. Соответственно, снизились заработки работников, предприятия сокращают затраты на обновление подвижного состава. Между тем порядка 70 процентов подвижного состава российских автопредприятий подлежит списанию по причине истекшего срока эксплуатации.

На фоне кризисных явлений особенно остро видится следующая проблема: рынок автотранспортных услуг насыщен недобросовестными и непрофессиональными перевозчиками. Причина сложившейся ситуации — отсутствие должного контроля за участниками процесса.

Для того, чтобы отсечь недобросовестных конкурентов, нужна система саморегуляции. «Саморегулирование — это добровольное наложение на себя определенных ограничений, — объясняет Виктор Козлов. — Законопроект «О саморегулирующихся организациях в сфере транспорта» дает шанс упорядочения отношений субъектов транспорта с государством и потребителями. Но прежде чем принимать данный законопроект, его нужно апробировать в нескольких регионах. А затем создать государственный реестр саморегулирующихся транспортных организаций. Информация, содержащаяся в реестре, должна быть доступна потребителям».

Добровольные ограничения, которые должны наложить на себя саморегулирующиеся организации, будут направлены, в первую очередь, на обеспечение безопасности участников перевозок. Например, статистика ДТП свидетельствует, что большинство аварий с участием пассажирского транспорта происходит по вине водителей «газелей» и пазиков. Автоэкспертами автомобили этих марок признаны самыми опасными по причине их конструктивных особенностей. Значит, руководители транспортных предприятий, желающие попасть в госреестр и тем самым повысить свой рейтинг в глазах потребителей, должны идти по пути отказа от малого транспорта в пользу автобусов большой вместимости, гораздо более безопасных.

Также Виктор Козлов поставил перед своими коллегами задачи по снижению вреда, наносимого транспортными средствами экологии, повышение конкурентоспособности отечественных перевозчиков международного класса, формирование единого транспортного пространства на территории страны и интеграция в мировое транспортное пространство.

— При существующей системе управления транспортной отраслью ее низкая эффективность и высокая затратность будут сохраняться. Нужна всесторонняя реформа, — резюмировал Виктор Иванович.

Законодательной основой реформы должны стать законопроекты «О государственном регулировании деятельности по перевозке грузов и пассажиров автотранспортом» и уже названный закон «О создании саморегулирующихся организаций в транспортной сфере».

Экономической основой транспортной отрасли и сами транспортники, и государство хотели бы видеть малый и средний бизнес.

Первый заместитель мэра Новосибирска Андрей Ксензов обосновал предложение нашего мегаполиса в качестве пилотной площадки по реформе транспортной отрасли: «Рынок пассажирских перевозок Новосибирска обслуживается муниципальными и частными предприятиями в соотношении 50 на 50. Таким образом, у нас есть опыт привлечения в эту сферу деятельности субъектов бизнеса. Деятельность игроков рынка регламентируется законодательными актами, разработанными на территории города и области, такими как «Закон о транспортном обслуживании жителей города и области». Распределение маршрутов между перевозчиками происходит на конкурсной основе. Тарифную политику выстраивает соответствующий департамент администрации НСО совместно с перевозчиками. Это свидетельствует о том, что в Новосибирске уже апробировались новые законы, регламентирующие работу транспорта, и для нас это будет не в первый раз».

На сегодняшний день мэрия Новосибирска имеет 522 договора на осуществление пассажирских перевозок с различными юридическими лицами и 280 договоров с физическими лицами, представляющими малый бизнес. Субъекты малого и среднего предпринимательства имеют в своем распоряжении 1759 единиц подвижного состава, обслуживают 98 городских и 20 пригородных маршрутов.

Муниципальные перевозчики имеют в своем распоряжении 316 автобусов, 302 троллейбуса и 159 трамваев, которые курсируют по 76 маршрутам. Это обеспечивает здоровую конкуренцию между всеми участниками рынка перевозок.

Эксклюзивный опыт Новосибирска в деле реформирования системы транспорта в отдельно взятом регионе мог бы пригодиться коллегам. Например, внедрение единых транспортных карт. Это нововведение существенно повысило доступность транспортных услуг, так как любой пассажир может выбрать удобный для него тариф в зависимости от наличия льгот, частоты поездок и еще ряда факторов.

Еще одно новшество, которое можно назвать элементом реформы, — включение пассажирского транспорта в систему ГЛОНАСС. Восемьдесят процентов пассажирского транспорта Новосибирска оснащено спутниковым навигационным оборудованием, которое позволяет отслеживать передвижения транспорта, а также контролировать расход топлива, количество перевезенных пассажиров. В конечном итоге на основе показателей навигационной системы высчитывается зарплата работников транспортных предприятий.

Участники совещания планируют, обсудив наиболее актуальные проблемы своей отрасли, обратиться в Госдуму с рядом проектов и предложений, направленных на развитие рынка пассажирских и грузовых перевозок в России.

 

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: