Новосибирск 0 °C

Разрешите взлёт!

23.10.2009 00:00:00
Разрешите взлёт!
Я с удовольствием делюсь воспоминаниями своих послевоенных мальчишеских лет.

 Тогда наше поколение мальчишек вступило в новую эпоху своей жизни, а именно: пошло в первый класс общеобразовательных школ, с восхищением взирая на возвращающихся после войны фронтовиков, которые долгое время, не снимая своей военной формы, покоряли нас всех обилием наград на груди.

Мальчишки не пропускали ни одного выпуска кинохроники военных лет. Тем более, что в праздничные дни мая и ноября каждого года в кинотеатрах «Пионер» и «Маяковского» эту кинохронику показывали с утра и до вечера бесплатно!!! Все были восхищены героизмом и удалью наших славных военных соколов, ну а родной земляк Александр Иванович Покрышкин — первый трижды Герой Советского Союза — был вообще для всех кумиром! Все мальчишки мечтали стать только военными лётчиками.

Это было шальное послевоенное детство. Не знали мы тогда ни джинсов, ни кроссовок. Максимумом «мальчишеского пижонства» были китайские баскетбольные кеды «три мяча» или парусиновые чешки, на поддержание внешнего вида которых уходили все запасы зубного порошка в доме. По склонам оврагов и карьеров все носились на лыжах, примотанных сыромятными ремнями к обледенелым старым валенкам, и даже не подозревали о таком виде спорта, как бобслей. На сколоченных из досок тарантасах (причём управляемых!), с привёрнутыми к ним снизу коньками-«снегурочками», командами по три-пять человек с гиканьем и свистом (к ужасу прохожих, прижавшихся к заборам), лихо носились по обледенелым спускам Закаменки и Заельцовки, которые сами и поливали тайком по ночам из речек. А что было делать?! Других «ледовых трасс» для скоростного спуска не было. Это уже сейчас, более пятидесяти лет спустя, для азартных и бесшабашных появился «сноуборд». А тогда на тарных дворах «изымались» старые деревянные бочки, сшибались с них обручи, и из этих «клёпок» после прикручивания к ним креплений для тех же старых валенок делались «мини-лыжи», на которых пацаны носились по склонам и обрывам Каменки и Ельцовки с прыжками через крыши сараев и заборы, занесённые снегом, делая в воздухе немыслимые кульбиты. Ощущая прелесть свободного полёта над этими каньонами, вопили: «Ахтунг, ахтунг, Покрышкин в воздухе!!!»

Все мы тогда жили мечтой — рано или поздно научиться летать по-настоящему. И в обозримом будущем, оказавшись в кабине самолёта, вожделенно произнести «РАЗРЕШИТЕ ВЗЛЁТ!!!»

А время шло, детство переходило в отрочество. Выбор жизненного пути не заставил меня долго ждать. Уже после окончания третьего класса, находясь летом на каникулах у родителей в экспедиции по расчёту прокладки трассы Абакан — Тайшет, мне выпал счастливый случай прокатиться в задней кабине самолёта По-2, прилетевшего в экспедицию за материалами геодезический съёмки. Впечатления после этого полёта были потрясающими. Иного выбора профессии быть не могло — только в лётчики! И уже увиденный мною к тому времени кинофильм «Небесный тихоход» всё время будоражил воображение.

Стремление учиться летать было настолько сильным, что, возвратясь после каникул в Новосибирск, я первым делом побежал в аэроклуб, где меня с улыбкой выслушали и посоветовали прийти после окончания седьмого класса средней школы, а пока... дали адрес станции юных техников на улице Нарымской, где я стал заниматься в авиамодельном кружке. Там над входом висел плакат: «От модели к планеру, с планера на самолёт!».

Занимаясь авиамоделизмом, невольно становишься привязанным ко всем событиям, связанным с авиацией. Триумфальным событием в жизни всех мальчишек Новосибирска было открытие 6 ноября 1949 года на Центральной площади города бюста первому трижды Герою Советского Союза Александру Ивановичу Покрышкину, непревзойдённому воздушному асу, лётчику-истребителю № 1 Великой Отечественной войны. На площади была огромная толпа народа, а среди них — все голубятники Каменки и Ельцовки и мальчишки, которые принесли с собой за пазухой по паре голубей. Когда сдёрнули покрывало с постамента и раздались ликующие аплодисменты участников митинга, они сразу были заглушены хлопаньем крыльев огромной массы голубей, запущенных ребятами ввысь. Александр Иванович невольно смахнул слезу...

Покрышкин вызывал у немцев настоящий страх. Он открывал огонь в воздушном бою не по устаревшим инструкциям: «С 200 метров пусть стреляют слабаки». После рассчитанных маневров (тактика истребительного боя) он мощнейшими ударами в упор (управление всеми пушками было выведено к одной кнопке на ручке управления самолётом) с 50—100 метров по моторам, кабине и бомболюкам разваливал на части «мессершмитты», превращал в огненный шар загруженные бомбами «юнкерсы», что впечатляюще изображено на картине лётчика-фронтовика А. С. Закалюка «Воздушный бой А. И. Покрышкина 21 сентября 1943 года над Большим Токмаком» (картина находится в музее на Крылова, 24).

За лётчиком, умевшим сбивать в одном бою по три-четыре самолёта противника, была организована охота, оставшаяся безуспешной. Он стал создателем новой тактики «Высота — скорость — манёвр — огонь!». Вот формула его наступательного боя.

Я до сих пор благодарен Александру Ивановичу Покрышкину, что в те далёкие 40-е годы он окончательно утвердил моё стремление стать военным лётчиком-истребителем. Многие мальчишки послевоенных лет, воспитанные тем суровым временем, достигли осуществления своей мечты — быть похожими на своих отцов и дедов, посвятить свою жизнь авиации, как Александр Иванович Покрышкин.

Минуло 60 лет со дня открытия бюста А. И. Покрышкину, великому лётчику великой войны, на центральной площади Новосибирска. Многие новосибирские мальчишки тех лет, воспитанные нелёгким послевоенным детством, осуществили свою мечту — быть похожими на своих отцов и дедов и посвятили свою жизнь авиации, как их кумир Александр Иванович Покрышкин. Они прошли авиационными дорогами жизни, начиная от Новосибирского аэроклуба на ул. Крылова, 24, которому осенью этого года исполнилось 75 лет, и поступили в Сибирское авиационное училище лётчиков- истребителей, находившееся в Толмачёво.

Последний выпуск для пополнения строевых частей ВВС, бравых, квалифицированных лётчиков-истребителей, получивших за четыре года обучения очень хорошую фундаментальную лётную подготовку, состоялся в октябре 1959 года. Прошло 50 лет со времени этих событий — предлагаю всем выпускникам СВАУЛ 1959 года в первой декаде ноября собраться и отметить юбилей — и не один, а целых три: «50 лет последнего выпуска СВАУЛ», «Аэроклубу — 75 лет», «Открытию бюста А. И. Покрышкина — 60 лет».

Вся информация о проведении мероприятия в здании аэроклуба на Крылова, 24, у директора Музея авиаторов Сибири Л. А. Власенко. Тел. 211-01-89.

 

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: