Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Дальше будет ещё интереснее!..

12.11.2009 00:00:00
Татьяна Коньякова
Дальше будет ещё интереснее!..
Сергей Афанасьев показал первую половину своего нового фильма «Идиотка».

Оборвался фильм на самом-самом... И зал разделился на тех, кто немедленно хотел узнать, «что будет дальше», и тех, кто, напротив, просил «ни в коем случае не рассказывать»... Показать до конца обещали уже в самое ближайшее время. Пока же не получилось по техническим причинам. Картину пришлось переформатировать под параметры кинозала. В итоге просмотр начался с часовым опозданием. Но никто в претензии не был. Весь этот час режиссер рассказывал веселые и грустные истории о том, как делалось это кино...

Сценарий

Первый фильм Афанасьева назывался «Стерва», теперь — «Идиотка», был еще «Дневник идиота» (закончить съемки не позволила автокатастрофа, в которую попал режиссер). Откуда такие названия?

— Я просто пытаюсь подходить парадоксально к определению названия того, что я делаю, — говорит Афанасьев. — Проложил эту тропиночку, как известно, Достоевский, назвав свой роман «Идиот». И вы, конечно, понимаете, что его герой вовсе даже не идиот. Хотя, если смотреть на людей, поступающих нестандартно, неординарно, глазами обывателя, то это может выглядеть именно по-идиотски. «Идиотка» — для моей героини, как мне представляется, вовсе не оскорбительно...

Сценарий фильма, как оказалось, был написан режиссером всего за четыре дня. И потом в процессе работы он практически не менялся:

— Прошлым летом мы периодически встречались с моим оператором Игорем Тирским. Говорили о судьбах новосибирского кино и мечтали. Одна из таких встреч сулила стать последней. Игорь пришел ко мне и сказал, что ждать больше не может и уезжает из города. Ему был предложен большой проект в Бишкеке на «Киргизфильме». Что я мог поделать! Предложить мне ему пока было нечего...

Но он сказал: «Вот, если мы с понедельника запустимся на картину, то я не поеду. Тут же звоню в Бишкек и отказываюсь!». А как мы запустимся, если у меня ничего? «Ну как ничего? У тебя есть артисты? А у меня есть камера». — Это, конечно, было уже много. Но киноиндустрия, как известно, — дело затратное! «Неужели же у тебя нет малобюджетного сценария?» — Сценария у меня не было, но идеи были. «Так, давай, садись и пиши, а с понедельника начинаем работать». Я сказал, хорошо, собирай в понедельник группу. Договорились, что он свою группу поддержит рекламной подработкой, а я своих артистов бюджетной зарплатой и так содержу. Снимать будем у нас в свободное от работы время.

И в понедельник мы собрались. До понедельника оставалось, по-моему, дня четыре, я уехал на дачу и написал сценарий. Как-то вот так, что-то на меня снизошло очень жестко, я просто сел и записал. Единственное, за чем я следил очень внимательно, чтобы у нас в кадре ни одна бензоколонка не взорвалась, ни один автомобиль не разбился, и даже ни одна тельняшка не была бы порвана. Потому что денег брать было неоткуда. Сценарий всем понравился, и мы начали подготовительный период...

Актёры

Поначалу предполагалось, что сниматься в фильме будут Лиза Боярская и Даша Румянцева. Они как раз тогда оказались в городе, почитали сценарий, нашли его замечательным и были готовы работать бесплатно. Потом, однако, когда Афанасьев попросил их прислать график занятости, чтобы спланировать календарь съемок, оказалось, что у той же Лизы Боярской свободны всего три дня в году: причем один день в сентябре, второй — в феврале, третий — в мае. В итоге из столичных знаменитостей в фильме остался Александр Баргман, которого с театром Афанасьева связывают давняя дружба и сотрудничество. В остальных ролях заняты новосибирские артисты.

— И я об этом нисколько не жалею, — говорит режиссер. — При всем моем уважении к Даше и к Лизе, наши девочки справились с этой работой блестяще. Актеры у нас замечательные и играют они здорово. Это при том, что, кроме Саши Баргмана и Паши Полякова, ни у кого из них опыта работы в кино не было. Но было достаточно очень несложных профессиональных манипуляций, чтобы они полностью раскрепостились перед камерой. Работать было очень тепло и безумно интересно. И я сожалею лишь о том, что все время приходилось торопиться; не было возможности по-настоящему глубоко поработать над каждым образом. Все время казалось, что мы куда-то не успеваем. Да и людей, честно сказать, держать было трудно. Например, наша главная героиня Оля Цинк, актриса театра «Глобус», параллельно репетировала в своем театре спектакль «Чума на оба ваших дома». И после наших съемок в своем театре ей нужно было надевать на себя — как мне потом сказали — платье, которое весило около 17 килограммов! То есть нагрузка была физическая, а в нашей картине мы изматывали ее еще эмоционально и психологически. У нее очень сложная партитура образа, и выкладывалась она на полную катушку...

Подготовительный период

— Он был достаточно очень коротким. И был связан всего лишь с выбором объекта. А чего еще было готовиться: артисты — вот они! Но артистов, конечно, надо было одеть. Тут все было очень просто. Я позвонил приятелям — владельцам разных магазинов — они наши зрители, ходят в наш театр, и они с радостью согласились предоставить нам костюмы в аренду безвозмездно. Я пообещал, что мы ничего не испачкаем, не порвем, и все будет возвращено в том виде, в котором мы их взяли. Обещание свое мы не совсем выполнили, но тем не менее очень старались это сделать.

— А объект для съемок мы искали так. Заходили в какой-нибудь ресторан, кафе или иное учреждение, я встречался с владельцем, представлялся... Обычно нам говорили, что никаких проблем нет, и денег им с нас никаких не надо. Некоторые просили указать их в титрах, другие даже и этого не просили. Таким образом, нам совершенно бесплатно были предоставлены для съемок очень серьезные объекты — такие, как кинотеатр «Победа» или ночной клуб «Альпенгрот». Вели мы переговоры и с ночным клубом «Зажигалка», там тоже готовы были пойти нам навстречу, но оказалось мало места для съемок...

В итоге мы остановились на большой, уже обставленной хозяевами квартире в новостройке. По окончании съемок компенсировали им 17 тысяч за электроэнергию, которую сожгли наши осветительные приборы, и все. Машины у нас были свои — операторская машина и моя — все они в кадре, на них мы и снимали. Единственный павильон, который нам пришлось арендовать, это дом бабушки Клавдии Никитичны в селе Боровом. За съемочный день — за аренду двора и за дрова, которые мы там с места на место перекладывали, — мы заплатили ей 700 рублей...

Бюджет

В начале работы над фильмом на вопросы журналистов о бюджете Афанасьев отшучивался: «мои отпускные» или «сумма, которую мы потратили на бутерброды в буфете». Ну а если серьезно?

— Конечно, я бы слукавил, если бы сказал, что мы не потратили на картину ни копейки. Ну, конечно, потратили. Ну не могли мы снимать на мобильном телефоне! Нужны же были какие-то минимальные технические условия для того, чтобы вести съемки и монтировать отснятый материал. Снимали мы в общей сложности на 12 часов экранного времени. Потом отобрали лучшие дубли, из них получилась картина продолжительностью около четырех часов. Конечно, нам пришлось купить компьютер и хорошую камеру. С гордостью могу сказать, что на такую же камеру снимался «Миллионер из трущоб», который получил «Оскара», — она достаточно современная и имеет большие технические возможности. Ну и людей надо было как-то кормить, они работали сменами, сутками, неделями. Мы с Игорем — подвижники, у нас и помимо кино зарплаты есть... Может, мы бы и не справились со всем этим. Но тут появился один замечательный человек, которому я безумно благодарен. Он помог нам привлечь бюджетные средства. И в общей сложности бюджет картины составил полтора миллиона рублей...

Прокат

— С прокатом пока есть большие сложности. В фильме у нас использовано очень много авторской музыки (Земфира, Лепс, «Чиж и К» и др. — Прим. «ВН»). И как только мы продадим на наш фильм хотя бы один билет, на нас моментально будет заведено уголовное дело по авторским правам. А это штука неприятная. Но возможности заплатить авторам музыки у нас пока нет. Наши продюсеры над этим работают, пытаются договориться либо о рассрочке, либо о проценте с проката. И как только эта работа будет завершена, мы подумаем о прокате. Но я знаю, что уже есть люди, которые готовы купить фильм и согласны даже на условия, чтобы выкупить права на использование музыки в картине. Но пока это только переговоры. И на сегодняшний день мы имеем право лишь на общественные просмотры или, например, мы можем отправить фильм на фестиваль. Но вообще-то мы не ставили коммерческий показ своей целью...

Сверхзадача

Что же было главной целью и что заставляет столь занятого человека, как Сергей Афанасьев, снимать еще и кино? Естественно, все это не потому, говорит он, что мне совсем нечего делать, и я вот сидел-сидел, смотрел на луну и вдруг решил поразвлечься.

— Конечно же, в первую очередь я преследовал цель для себя главную. Когда-то в ранней молодости я сказал себе, что хочу, чтобы в городе у меня был свой театр и чтобы в городе было кино, в котором я тоже принимаю участие. Театр создать мне удалось, и мне за него не стыдно. Теперь моя главная задача — убедить людей, от которых это зависит, содействовать открытию в Новосибирске киностудии игрового кино. И фильм — своего рода доказательство, что все необходимое для этого — художественные, творческие, актерские, режиссерские, какие угодно возможности для того, чтобы игровое кино в Новосибирске существовало, есть.

У Афанасьева уже готов проект киностудии. В ноябре, по словам режиссера, этот проект будет положен на стол губернатору. Обойдется такая киностудия городу, по его подсчетам, в 30 млн рублей строительство, плюс столько же техническое оборудование. Уже сразу, считает Афанасьев, там можно организовать производство одной-двух игровых и четырех-пяти документальных картин в год. Параллельно надо будет работать над привлечением сюда тех, кто сегодня снимает кино в Москве. И поедут, убежден он. Потому что у нас снимать гораздо выгоднее, здесь технические ресурсы дешевле, у людей аппетиты иные, и еще сохранился энтузиазм, давно утраченный в столице...

Подробнее о проекте киностудии и новых идеях Сергея Афанасьева мы расскажем в одном из ближайших номеров «ВН»


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс

Новости
Профессор МГАХИ и кандидат искусствоведения  Николай Васильев провел авторскую экскурсию по главным архитектурным памятникам и нетуристическим объектам Новосибирска.
21.10.2021 фото
Сталь, железобетон и причудливые формы. Здания советского модернизма можно встретить на всем пространстве бывшего СССР. VN.ru спросил архитекторов города – какими зданиями, построенными в конце прошлого века, можно гордиться.

29.09.2021 Видео
Звезда российского рэпа рассказал Юрию Дудю о жизни в родном городе.